28 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Председатель ГТК Владимир Орловский в интервью телеканалу "Первый информационный" рассказал о новшествах в работе белорусских таможенников и переориентации грузов с западного на восточное направление, сообщает БЕЛТА.
"Несмотря на санкционное давление западных стран, делаем все, чтобы экспорт белоруской продукции вовремя поступал потребителям, а импортное сырье, комплектующие - на наши предприятия, производителям", - отметил Владимир Орловский.
По его словам, около 70% экспортных деклараций оформляется автоматически и занимает несколько минут (по остальным - до 10 минут). "С учетом переориентации потоков 90% экспортных товаров следуют через страны ЕАЭС в третьи страны. Наша задача в том числе, чтобы по территории наших союзников товары проходили быстро", - подчеркнул Владимир Орловский.
В числе применяемых технологий - система электронных пломб. Такие механизмы ранее только апробировали, сейчас они вошли в практику. Только при экспорте белорусских лесоматериалов уже около 1,7 тыс. фур прошли без остановок и досмотров. Максимально короткие сроки выдерживаются и в отношении импорта.
Еще одно новшество - удаленное оформление грузов. "Сейчас, где бы ни находился груз, оформляем в той точке страны, где есть свободный инспектор", - рассказал Владимир Орловский, добавив, что в процессе задействован 41 пункт таможенного оформления, из них семь работают в круглосуточном режиме.
Председатель ГТК проинформировал, что в работе таможенных органов используется почти 50 программных продуктов, информационных систем и баз данных. Вся система информатизации направлена на ускорение процесса контроля, но без потери качества. В пример он привел электронное декларирование. Первая декларация была подана в 2009 году, но до 2021 года она была электронная, а сопроводительные документы, которые тоже необходимо изучить, представлялись в бумажном виде.
"С 2021 года полностью произошел переход на промышленную эксплуатацию новой технологии, когда документы (товаросопроводительные, коммерческие, упаковочные, сертификаты и др.) субъект хозяйства сканировал и направлял по электронной почте, не прибывая в пункт таможенного оформления, - рассказал Владимир Орловский. - В 2024 году пошли еще дальше. Если ранее сканированный документ приходил в таможню на один компьютер и оформляющий инспектор искал декларацию, документы, связывал их, то теперь через портал электронных услуг непосредственно сам декларант привязывает к декларации электронные сопроводительные документы. И инспектору на оформление попадает сразу и декларация, и документы".
Также упрощены процедуры для граждан. Таможенные органы Беларуси первыми в Евразийском экономическом союзе внедрили электронный документ не только в торговом обороте, но и для таможенного декларирования товаров для личного пользования. С 5 сентября заполнить такую декларацию можно на портале "Е-паслуга". Это полноценный документ, по которому должностные лица принимают решения.
"Уже оформлено более 5,5 тыс. электронных пассажирских деклараций, большая половина - в Национальном аэропорту Минск. Остальные - при пересечении границы автобусами, легковыми автомобилями", - сообщил Владимир Орловский.
Еще одно нововведение - удаленное оформление ввозимых физическими лицами легковых автомобилей.-0-
Орловский прокомментировал денонсацию договоров о сотрудничестве с Беларусью в таможенной сфере
По его словам, около 70% экспортных деклараций оформляется автоматически и занимает несколько минут (по остальным - до 10 минут). "С учетом переориентации потоков 90% экспортных товаров следуют через страны ЕАЭС в третьи страны. Наша задача в том числе, чтобы по территории наших союзников товары проходили быстро", - подчеркнул Владимир Орловский.
В числе применяемых технологий - система электронных пломб. Такие механизмы ранее только апробировали, сейчас они вошли в практику. Только при экспорте белорусских лесоматериалов уже около 1,7 тыс. фур прошли без остановок и досмотров. Максимально короткие сроки выдерживаются и в отношении импорта.
Еще одно новшество - удаленное оформление грузов. "Сейчас, где бы ни находился груз, оформляем в той точке страны, где есть свободный инспектор", - рассказал Владимир Орловский, добавив, что в процессе задействован 41 пункт таможенного оформления, из них семь работают в круглосуточном режиме.
Председатель ГТК проинформировал, что в работе таможенных органов используется почти 50 программных продуктов, информационных систем и баз данных. Вся система информатизации направлена на ускорение процесса контроля, но без потери качества. В пример он привел электронное декларирование. Первая декларация была подана в 2009 году, но до 2021 года она была электронная, а сопроводительные документы, которые тоже необходимо изучить, представлялись в бумажном виде.
"С 2021 года полностью произошел переход на промышленную эксплуатацию новой технологии, когда документы (товаросопроводительные, коммерческие, упаковочные, сертификаты и др.) субъект хозяйства сканировал и направлял по электронной почте, не прибывая в пункт таможенного оформления, - рассказал Владимир Орловский. - В 2024 году пошли еще дальше. Если ранее сканированный документ приходил в таможню на один компьютер и оформляющий инспектор искал декларацию, документы, связывал их, то теперь через портал электронных услуг непосредственно сам декларант привязывает к декларации электронные сопроводительные документы. И инспектору на оформление попадает сразу и декларация, и документы".
Также упрощены процедуры для граждан. Таможенные органы Беларуси первыми в Евразийском экономическом союзе внедрили электронный документ не только в торговом обороте, но и для таможенного декларирования товаров для личного пользования. С 5 сентября заполнить такую декларацию можно на портале "Е-паслуга". Это полноценный документ, по которому должностные лица принимают решения.
"Уже оформлено более 5,5 тыс. электронных пассажирских деклараций, большая половина - в Национальном аэропорту Минск. Остальные - при пересечении границы автобусами, легковыми автомобилями", - сообщил Владимир Орловский.
Еще одно нововведение - удаленное оформление ввозимых физическими лицами легковых автомобилей.-0-