ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 6 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости

Что такое гибридная система образования и почему она полезна Беларуси?

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
13 августа 2025, 18:35

Что такое гибридная система образования и почему она полезна Беларуси?

Турнир во время тематической недели ЦУР в гимназии № 1 Солигорска
Турнир во время тематической недели ЦУР в гимназии № 1 Солигорска
Турнир во время тематической недели ЦУР в гимназии № 1 Солигорска
Никогда еще известное с советских времен выражение "Кадры решают всё" не было так актуально, как в последнее десятилетие. Мировой тренд на человеческий капитал в качестве главного богатства любой страны по-прежнему не сдает позиции. В нашей стране в образование и науку вкладывают миллиарды. И вот результат: наши школьники - победители международных олимпиад, студенты - востребованные специалисты в ведущих IT-корпорациях мира, ученые - соавторы прорывных открытий. Рассказываем, как в Беларуси растят образованную нацию и почему без этого не бывает успешного государства и общества.

Та самая Полина

С недавних пор выпускница солигорской гимназии № 1 Полина Ромашко - местная знаменитость. К ней приезжают журналисты, а на улице незнакомцы подходят со словами: "Ты же та самая Полина, которая набрала 400 баллов?" Все потому, что девушка стала первой в истории не только города, но и района абсолютной рекордсменкой вступительной кампании. На ЦТ по математике и ЦЭ по физике и русскому языку она выложилась на все триста. Еще сто баллов обеспечил аттестат, в котором сплошные десятки.

Мы обсуждаем этот феноменальный результат за чашкой чая в уютной библиотеке гимназии № 1 Солигорска с Полиной и ее учителями по математике, физике и русскому языку. Кажется, никто из них 400 баллам особо не удивлен. Хотя это высший результат, которого в стране добиваются считанные выпускники.

- У Полины не только феноменальная память, цепкий ум, но и сильная дисциплина. Работаю в гимназии уже 50 лет и за это время встречала единицы таких, как она, - отмечает учитель математики Валентина Белицкая. - Эта ученица сразу произвела на меня сильное впечатление. Полина помнила все теоремы и формулы, обладала фундаментальными знаниями. А потом оказалось, что она еще и очень целеустремленная.
Физику Полине Ромашко преподавала директор гимназии № 1 г. Солигорска Евгения Невар

В пример учитель приводит последнюю консультацию перед ЦТ по математике. Ребятам осталось отработать самую сложную задачу прошлого года - Б 20.

- Но они сказали: "Да кто с ней вообще справится?" и разошлись по домам. А Полина осталась. Потому что на 100 баллов по ЦТ задачу такого уровня нужно обязательно решить, - объясняет Валентина Александровна. - Полина нашла способ, который отличался от моего, и вроде все делала правильно, но ответ получился неверный. Я предложила: "Посмотри мое решение, давай его разберем". Она возразила: "Я своим способом получу правильный ответ". И сделала это! Нашла ошибку в промежуточном результате и исправила ее.

Полина рассказывает, что к урокам относилась ответственно с первого класса, ведь в семье всегда подчеркивали важность образования. А учиться ее научили еще в детском саду: как и многие белорусские родители, папа и мама целенаправленно занялись развитием дочки с самых ранних лет.

- До школы посещала такие кружки, как ментальная арифметика и быстрый счет. Параллельно пробовала себя в шахматах, художественной гимнастике, плавании, большом теннисе и танцах. Кстати, на танцы ходила до 10-го класса, пока получалось совмещать с учебой в гимназии. Планирую вернуться к ним, когда поступлю в вуз, - улыбается Полина.

"Меня никогда не заставляли учиться".

Все, кто знал ее семью, удивлялись, насколько самостоятельный и дисциплинированный ребенок там растет. Девочка без напоминания родителей делала домашние задания, обращаясь за помощью в редких случаях.
Полина Ромашко

- Меня никогда не заставляли учиться, - расставляет точки над "i" солигорская рекордсменка. - Люблю узнавать новое, поэтому в школе было легко. Хотя с первого класса мне говорили: дальше будет сложно. Я каждый учебный год начинала с мыслью: ну вот теперь, наверное, перестану понимать предметы, буду часами сидеть над "домашкой". Но ничего не менялось. Сложного в учебе так и не дождалась, хотя каждый год морально готовилась к этому.

Легко учиться юной солигорчанке помогало не только то, что в школе на уроках использовали интерактивные методы, которые очень нравятся детям и помогают удерживать их внимание в образовательном процессе, но и самодисциплина. Ее Полине привили спортивные секции.

- Поняла, что для достижения результата нужно сконцентрироваться на цели. Если это аттестат на сто баллов, значит, ко всем урокам нужно готовиться - даже к тем, которые не нравятся. Поэтому чтение дополнительной литературы по любимой физике часто откладывала на выходные и каникулы, - рассказывает девушка.

Читайте также:
А вы знаете, чем черный аист отличается от белого? Интересные факты про птицу года-2026
Пра таямніцы жахлівых падзей і легенду фотажурналістыкі: 5 кніг для цікавага адпачынку
"Так мы ассоциируем себя с государством и обществом". В чем смысл Конституции?

Полина объясняет, почему именно физика и математика оказались в фаворитах:

- Обе науки конкретные. Абстрактные нравятся намного меньше. А фантазирование - вообще не мой конек. Поэтому сочинения всегда давались сложнее, чем задачи.

Казалось бы, в ее схему не вписывается русский язык, который Полина сдавала на ЦЭ. Но это только на первый взгляд.

- Русский язык - такая же система, как физика и математика, - говорит она.

Полина разобралась в ней настолько досконально, что если бы решила пойти на олимпиаду по русскому языку, то обязательно вернулась бы с дипломом. Но она ограничилась математикой и физикой. Причем по первому предмету посещала олимпиады с 4-го класса, соревнуясь с такими же талантливыми детьми. К слову, в копилке многих, если не всех 400-балльников, найдутся дипломы за участие в таких состязаниях.
Полина провела три смены в Национальном детском технопарке

- Задания там намного сложнее, чем на ЦТ и ЦЭ, - рассказывает Полина. - Если на последних достаточно знать школьную программу, то на олимпиаде без дополнительных знаний делать нечего. Такие задачи заставляют думать в другом ключе. Их невозможно решить по знакомому алгоритму - нужно искать новый способ, думать шире. Это хорошо развивает и логику, и нестандартное мышление.

Олимпиадное движение настолько увлекло девушку, что в 8-м классе у нее появилась необычная мечта - участвовать в состязании по физике. Полина вспоминает: это был вызов себе. Она хоть и читала дополнительную литературу по предмету, все равно считала, что знает недостаточно.

- Мне нужен был сильный учитель по физике. Поэтому решила перевестись в гимназию № 1. Кстати, в тот год она была признана лучшим учреждением среднего образования в областном конкурсе, а до этого несколько раз - в районном. В Солигорске все знают, что здесь дают очень крепкую базу знаний. Наверное, поэтому каждый год среди стобалльников есть здешние ученики, - рассказывает Полина.

В 2025-м их семеро, уточняет директор гимназии № 1 Евгения Невар. Такой впечатляющий результат - итог труда "золотого педагогического состава" и удачного сочетания классического подхода к образованию с использованием новейших технологий, на которое делают ставку в нашей стране.

- Президент не раз обращал внимание на то, что нам нужно сохранить отличное качество образования. Получить его можно только с высококлассным коллективом, а он у нас в гимназии именно такой: более 80 % из 71 учителя - с высшей и первой квалификационной категорией. Есть также отличники образования, лауреаты премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и даже обладатель медали Франциска Скорины! - рассказывает директор. И уточняет: - Государство много вкладывает в систему образования, в том числе в материально-техническую базу.
С помощью 3D-принтера в инженерно-техническом центре гимназии можно напечатать даже здания

- Благодаря этому, например, у нас появился инженерно-технический центр, где уже с младших классов учим программированию, робототехнике, даем азы инженерных профессий, - продолжает Евгения Невар. - Мы достигли такого уровня в этой сфере, что в прошлом году гимназия стала базой для проведения открытого областного этапа республиканского IT-чемпионата "Робин-2024".

Несмотря на пристальное внимание к качеству обучения и средний балл аттестатов 8,1 в 2025-м, документ с одними десятками об окончании гимназии получали единицы за все годы существования этого учреждения.

- Потому что наши учителя спрашивают строго. Никогда просто так высший балл не поставят. В 2025 году Полина - единственная с таким аттестатом, - отмечает директор.

В гимназии наша героиня продолжила заниматься и исследованиями в сфере экологии. Причем даже на более высоком уровне благодаря возможностям инженерно-технического центра. Старания юного таланта не остались незамеченными. Уже в 9-м классе впервые провела учебную смену в Национальном детском технопарке, который создан по инициативе Президента. Желающих получить здесь знания обычно в разы больше, чем свободных мест. Но именно Полина стала одной из тех, кто под руководством преподавателей ведущих вузов страны разработал экологический проект. Причем практико-ориентированный, ведь темы исследований ребята получают от предприятий реального сектора экономики. А это значит, что результаты работы юных умников и умниц будут востребованы.

Кстати, особо одаренные ребята из Национального детского технопарка могут рассчитывать на поступление в вуз без экзаменов. И это еще одна форма поддержки государством талантливой молодежи. По результатам учебы в таком технопарке наблюдательный совет имеет право выдать особую рекомендацию. Ее владелец может поступить в вуз по собеседованию, как это сделали в прошлом году два выпускника солигорской гимназии № 1.
Валентина Богатырева

Полина замечает, что уже первая смена в Национальном детском технопарке не только усилила ее интерес к исследованиям, но и мотивировала взглянуть на свое образование шире.

- Появилось желание учиться еще больше. Я встретила в технопарке умнейших ребят, которые получают дополнительные знания по разным предметам, пытаются заниматься наукой, проводить исследования. Захотелось стать такой же разносторонне развитой, начитанной, попасть в их тусовку, - рассказывает Полина.

"Президент не раз обращал внимание на то, что нам нужно сохранить отличное качество образования".

С этой задачей она справилась тоже на десятку: не только провела три смены в Национальном детском технопарке, но и настолько хорошо зарекомендовала себя там, что получила приглашение в знаменитый российский образовательный центр поддержки талантливых детей "Сириус". От него у Полины остались не только отличные воспоминания, но и новые знакомые. Так же, как и одноклассники, и ребята из Национального детского технопарка, они поздравили ее с 400 баллами.

Документы на одну из специальностей факультета прикладной математики и информатики БГУ солигорчанка уже подала. Выбирала ее, понимая, что за технологиями - будущее. Полина не исключает, что в вузе продолжит заниматься исследовательской работой. Благо университетская наука у нас на высоком уровне. А пока в планах - беззаботно провести последнее "лето детства".

Ориентир на интеграцию

Такие талантливые выпускники, как Полина, и после поступления в вуз не уходят в тень. Многие из них находят себя в университетской науке. В нашей стране, где сформирован мощный академический сектор, она на особом счету. Здесь получают не только новые знания для повышения компетентности и развития молодежи, но и вполне конкретные разработки для реального сектора экономики, в том числе уникальные.
Председатель Витебского облисполкома Александр Субботин и ректор ВГУ имени П.М. Машерова Валентина Богатырева на областной педагогической конференции в ВГУ. 2024 год

У Витебского государственного университета имени П.М. Машерова статус научной организации. Разработками в различных сферах - от сельского хозяйства до дизайна - здесь занимаются на 10 факультетах более 400 преподавателей и сотрудников. Результатом становятся не только импортозамещающие проекты, но и такие, аналогов которым нет. Например, созданные здесь математические и компьютерные модели позволят хирургам дать прогноз результатов операций по реконструкции среднего уха. А умная трость для пенсионеров и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата напомнит принять таблетки, послужит фонариком в темное время суток и вышлет родственникам оповещение по СМС, если хозяин нажал на тревожную кнопку.

- Почти все наши научные разработки практико-ориентированные. Только за последние несколько лет университет получил шесть свидетельств о регистрации объектов авторского права в Национальном центре интеллектуальной собственности Беларуси, - рассказывает ректор Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Валентина Богатырева.

Она отмечает, что государство всячески поддерживает вузовскую науку, в том числе на самом высоком уровне: каждый год выдаются соответствующие гранты и стипендии Президента.

- Кстати, часть проектов, по которым мы проводим исследования, финансируются из государственного бюджета, - дополняет ректор.

В науку студенты идут уже с первого курса. Этого правила в ВГУ придерживаются не первый год.

- В нашем университете за каждым одаренным первокурсником закрепляется преподаватель-тьютор. Он открывает перед студентом мир науки, - рассказывает Валентина Богатырева. - Активная научная деятельность сыграла не последнюю роль в том, что ВГУ занял серьезные позиции в различных рейтингах. Мы на 2-м месте из 11 вузов, подчиненных Министерству образования Беларуси, в рейтинге "Три миссии университета", а в рейтинге QS Quacquarelli Symonds, оценивающем высшие учебные заведения Европы и Средней Азии, вошли в категорию 251+.
Студенты ВГУ в IT-центре технопарка ООО ПГ "Закон и порядок"

Ректор подчеркивает: в условиях нарастающей технологической конкуренции развитие стран во многом определяется уровнем научного потенциала и качеством системы образования. Поэтому главный тренд отечественных вузов - интеграция образования, науки и производства.

- Так университеты становятся центрами генерации инновационных знаний, научных разработок и подготовки высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики, - рассказывает Валентина Васильевна.

Ректор ВГУ имени П.М. Машерова считает, что научные достижения всегда были предметом особой гордости и показателем высочайшего интеллектуального потенциала любого народа. А наука у нас еще с советских времен - мощный комплекс широкомасштабных исследований и передовых технологий.

Лаборатория будущего

Еще десятилетия назад Беларусь выбрала антропоцентричную модель развития, где человек - важнейшая ценность и драйвер прогресса, и не сворачивает с этого пути. Поэтому для нас бесплатное образование - не рудимент социализма, а осознанная стратегия. Она гарантирует социальный лифт для каждого ребенка. Через олимпиады, конкурсы, гранты и стипендии государство поддерживает одаренных детей, а с помощью инклюзивных программ доказывает: талант не имеет ограничений.

- Современная белорусская школа - это лаборатория будущего, где VR-технологии соседствуют с уроками духовно-нравственного воспитания. Государство не только инвестирует в инфраструктуру - компьютеризацию, STEM-центры, IT-академии, но и конструирует смыслы: патриотизм, историческая память, трудовая этика, - уточняет руководитель Центра человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси кандидат экономических наук Анастасия Боброва.

Учитывая то, что в мире сейчас идет жесткая конкуренция за интеллектуальные ресурсы, наша страна интегрирует образование и науку настолько тесно, что они становятся фактически единым организмом.
Анастасия Боброва

- Я считаю, что разделение на научное образование и образовательную науку устарело. Почему? Классическая модель, где наука существует в лабораториях, а образование - в аудиториях, сейчас неэффективна, - уверена Анастасия Боброва. - Наша страна движется к гибридной системе, где уже первокурсников привлекают к исследованиям, преподаватели из трансляторов знаний превращаются в руководителей проектов, а школьники получают экспертную оценку своих разработок, участвуя в научных конкурсах типа "100 идей для Беларуси". Этот подход потребовал перестройки всех процессов: от совмещения грантов на науку и образовательные программы до создания лабораторий "двойного назначения". И мы справились!

"Никакой алгоритм не заменит учителя, ученого или наставника".

В Беларуси воспитывают не просто квалифицированного специалиста, а личность с критическим мышлением и гражданской позицией. В мире, где ИИ и автоматизация обесценивают рутинный труд, мы делаем ставку на неповторимую человеческую компетенцию - креативность, эмпатию и адаптивность.

- На мой взгляд, в этом стратегическая мудрость государства, которое понимает: никакой алгоритм не заменит учителя, ученого или наставника, - отмечает Анастасия Боброва.

Истинной инновацией в этом контексте она называет не очередное технологическое ноу-хау, а диалог между поколениями.

- Программы для пожилых вроде "Университета третьего возраста", наставничества - это и социальная поддержка, и институализация опыта. Ветераны производства, ученые-пенсионеры - живые библиотеки знаний, чьи кейсы и методики опережают содержание учебников, - подчеркивает эксперт. - И вообще считается, что качество общества измеряется по самым уязвимым гражданам. Если можно было бы вывести формулу белорусской модели, то она включала бы два уравнения: дети получают не только знания, но и культурный код нации; пожилые - не бремя, а ресурс мудрости, вовлеченный в образовательные и волонтерские проекты.
Во время финала республиканского молодежного проекта "100 идей для Беларуси" по итогам 2024 года в Национальном детском технопарке

Нашу страну от многих, в том числе и западных, отличает следующее: она не только декларирует тезис о человеке как главном богатстве, но и инвестирует в него.

- Если цель государства - устойчивое процветание, то для него каждый молодой человек - уникальный капитал, который требует комплексных инвестиций в образование, здоровье и личностное развитие, - считает Анастасия Боброва. - Когда государство вкладывается в прокачку креативного мышления и адаптивности, а не в подготовку узких специалистов, то выпускники вузов перестают быть только соискателями рабочих мест. Они становятся генераторами инноваций, создателями стартапов, разработчиками прорывных технологий. Яркий пример - белорусские IT-специалисты, чьи компетенции высоко ценятся на глобальном рынке. Их успешные проекты привлекают многомиллионные инвестиции, а сами они - интеллектуальная элита международных технологических компаний.

У политики, которую в этой сфере проводит Беларусь, есть не только экономический, но и социальный эффект. Люди, чувствующие реальную заботу государства и видящие перспективы в своей стране, не задумываются об эмиграции.

- Мы делаем акцент на гармоничном развитии личности, а не на "выжимании" трудового потенциала, что укрепляет здоровье нации. А формирование культуры непрерывного обучения помогает людям уверенно адаптироваться к изменениям на рынке труда, осваивать новые профессии и оставаться востребованными специалистами в любом возрасте. Поэтому переход от парадигмы "трудовые ресурсы" к концепции "человеческий капитал" не просто смена терминологии, - отмечает руководитель Центра человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси. - Государство, которое рассматривает своих граждан как главную ценность и инвестирует в их потенциал, получает не только сильную экономику, но и сплоченное общество. В этом смысле опыт Беларуси - пример эффективности подхода, ориентированного на человека.
Занятия в Минском университете третьего возраста

Это интересно

  • По 100 баллов на ЦЭ и ЦТ в 2025-м получили 2198 участников, по 200 - 305, по 300 - 42.
  • В 2024 году Беларусь заняла 40-е место из 193 в рейтинге стран мира по индексу уровня образования.
  • Беларусь занимает 16-ю позицию в мировом рейтинге по уровню IQ, опережая Францию, Италию и США.
  • Уровень грамотности взрослых в Беларуси - 99,9 % - один из самых высоких в мире.
  • Каждый пятый белорусский исследователь - с ученой степенью. Более 3000 докторов и кандидатов наук вносят вклад не только в национальную, но и в мировую науку.
| Елена КРЫЛОВА, журнал "Беларуская думка". Фото автора, из архива БЕЛТА, а также из открытых источников.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси