"Могу почти со стопроцентной уверенностью сказать, что с журналистом связались мошенники. Очень хорошо, что корреспондент прекратил общение", - резюмирует следователь после ознакомления с перепиской. На злой умысел собеседника указывают и нереалистичная выгодность предложения, и полное отсутствие информации о нем в профиле мессенджера.
Какие цели преследовали мошенники? "Если бы журналист согласился на условия собеседника, то никаких денег бы не увидел. Корреспондента могли убедить оплатить "комиссию" за сделку, а также он бы потерял доступ к своему Telegram-аккаунту. Получив имя пользователя, злоумышленники почти наверняка использовали бы его для рассылки фишинговых ссылок, распространения вредоносного программного обеспечения, терроризма, экстремизма или для других незаконных действий", - подчеркивает Александр Воронько.
При наличии у пользователя определенных преимуществ (например, "звезд" - цифровой валюты, позволяющей оплачивать товары и услуги внутри мессенджера) целью приобретения Telegram-аккаунта может стать его перепродажа по более выгодной цене.
Следователь также обратил внимание на то, что обычно одним лишь именем пользователя никто не интересуется. Как правило, приобретают учетную запись либо аккаунт. Таким образом можно получить доступ ко всей информации владельца аккаунта: имени пользователя, телефонному номеру, истории сообщений, списку контактов и другим личным данным.
"Поскольку на сегодняшний день в нашем законодательстве нет закрепленной процедуры продажи Telegram-аккаунтов, то держится все на честном слове двух сторон. Расчет между покупателем и продавцом осуществляется в свободной форме. Если злоумышленники начинают использовать купленную учетную запись или аккаунт, вопросы возникают именно к их владельцу, так как официально подтвердить факт продажи невозможно", - отмечает сотрудник СК.
Какими схемами кибермошенники сегодня пользуются чаще всего
"Мошенничество и хищение имущества путем модификации компьютерной информации - два самых распространенных киберпреступления сейчас в стране. За первое полугодие 2025 года было выявлено 4298 случаев мошенничества (за аналогичный период 2024 года - 5611) и 3300 фактов хищения имущества путем модификации компьютерной информации (за аналогичный период 2024 года - 3122). Увеличение количества выявленных хищений связано с тем, что при задержании преступников на их устройствах обнаруживаются свидетельства их противоправной активности и значительное число ранее не заявленных потерпевшими преступлений. В целом доля преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий в общей структуре преступности составляет 27,3%", - говорит Александр Воронько.
На сегодняшний день способов хищений в Сети достаточно много. Так, не изжила себя схема обмана с псевдоинвестициями. "Люди по-прежнему верят в то, что компании проводят различные акции. Граждане видят на экранах своих гаджетов, как якобы растет их прибыль, но по факту они просто теряют "вложенные" деньги", - отмечает следователь. Жертвами становятся и те, кто оплачивает якобы поступившие на его имя денежные переводы, посылки, в том числе после знакомства в соцсетях с "иностранцами".
"Достаточно распространенными являются случаи использования злоумышленниками информационного ресурса "Дайвинчик" в Telegram (используется для онлайн-знакомств). Так, злоумышленники (как правило, под видом девушки), используя в переписке различные предлоги, могут убедить жертву выйти из своей учетной записи на мобильном устройстве и войти в чужой аккаунт. После этого происходит блокировка телефона жертвы, а вымогатель ("локер") в переписке с пострадавшим требует у него определенную сумму за разблокировку устройства", - рассказывает правоохранитель.
Под влиянием обмана пользователи интернета продолжают передавать свои персональные данные, учетные записи и аккаунты в соцсетях аферистам, теряя к ним доступ и не получая ничего взамен. "Часто злоумышленники пользуются предпраздничными акциями, распродажами, чтобы заманить людей на фишинговые ссылки и получить доступ к их учетным записям", - отмечает Александр Воронько.
Также мошенники используют вишинг: звонят якобы от имени сотрудников "Белтелекома", мобильных операторов связи, "Энергосбыта", медицинских и иных организаций и под вымышленными предлогами (продление срока действия договора, замена счетчика, запись на диспансеризацию и другое) выманивают у граждан их паспортные данные. Затем потенциальной жертве звонят якобы правоохранители и говорят, что до этого звонили мошенники, которые пытаются похитить деньги. После этого поступает звонок от лжесотрудника Национального банка, который убеждает жертву перевести все деньги на якобы безопасный счет или передать их курьеру.
По-прежнему мошенники звонят или пишут своим потенциальным жертвам и предлагают установить или обновить приложение, которое маскируется под программы мобильного оператора, банков и других организаций. Посредством таких программ злоумышленники получают доступ к устройству, банковскому счету потерпевшего и похищают его деньги. Доверчивые граждане также отдают свои сбережения мошенникам, которые по телефону сообщают о якобы попавшем в беду родственнике.
Кроме того, аферисты под разными предлогами продолжают вовлекать обманутых ими граждан в противоправные действия, например в качестве курьеров. "Жертвы мошенников сначала оказываются потерпевшими, а позже превращаются в соучастников преступных схем. Подобные действия подвергаются правовой оценке. В подобной ситуации гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если удастся доказать его осознанное участие в незаконных действиях", - говорит сотрудник СК.
Люди теряют деньги, переведенные в виде предоплаты за товар, который продавался по необоснованно низкой цене и в ограниченный период времени в интернете, в том числе в Instagram (одна из самых используемых в мошенничестве соцсетей). Чтобы противостоять действиям аферистов, правоохранители активно выступают в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, публикуют материалы в СМИ. "Кроме того, через БРСМ, администрацию высших учебных заведений мы активно сотрудничаем с самой активной аудиторией Instagram - молодежью. Участники общественного объединения узнают о схемах обмана и сами в дальнейшем направляют жалобы на мошеннические учетные записи", - подчеркивает следователь.
Что нужно помнить, чтобы не стать очередной жертвой мошенников
"В первую очередь надо понять, кто вам пишет или звонит. Если вам пишет начальник, коллега, родственник, друг или знакомый с просьбой одолжить деньги или совершить какое-либо действие, можно связаться с ним лично, чтобы подтвердить, действительно ли сообщение отправлено им самим. Если вам пишет незнакомый человек (чаще всего именно так и происходит), то я рекомендую просто не продолжать такой диалог, чтобы не попасться на уловки мошенников. Чем дольше вы будете вести переписку, тем больше вам будет казаться, что все в порядке и вас не обманывают. Так и работают методы социальной инженерии", - подчеркивает следователь.
Если вы наткнулись в Сети на объявление об акции той или иной компании, то стоит перепроверить эту информацию. "Вы можете связаться по имеющимся в свободном доступе номерам телефона с представителями компании и убедиться, проводится ли указанная акция на самом деле. При этом нужно помнить, что аферисты могут создать поддельный сайт, который будет трудноотличим от настоящего. Нужно обращать внимание на правильность адреса сайта. Кроме того, не доверяйте видеороликам с участием известных личностей, которые приводят примеры успешных инвестиций в якобы прибыльные проекты либо рекомендуют обратиться за помощью в конкретную компанию для возврата уже похищенных денег. Это дипфейки, созданные мошенниками с помощью искусственного интеллекта", - отмечает сотрудник СК.
При входе в личные кабинеты в банках и других организаций через браузер нужно быть внимательным. "Мошенники могут создать клон официального сайта, чтобы выманить данные граждан. Аферисты даже иногда искусственно поднимают рейтинг таких ресурсов, чтобы они были первыми в выдаче поисковика и люди кликали именно по ним", - подчеркивает следователь.
"Если с вами связывается человек, который представляется правоохранителем, сотрудником государственной банковской организации, оператора связи, необходимо следователь правилу: ни при каких условиях не следует выполнять действия по передаче денежных средств, иного имущества на сохранение под уговорами, угрозами, предложениями неизвестного вам лица, кем бы он не представлялся. Это же касается передачи персональных данных и паролей, которые приходят на телефон. Кроме того, представители правоохранительных органов никогда не будут звонить в мессенджере и требовать от вас какую-то информацию. Настоящий сотрудник позвонит на абонентский номер и пригласит в административное здание, чтобы провести беседу", - резюмирует Александр Воронько.
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.