Новости темы
"Проект "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА"
В 13 лет он отремонтировал свой первый мотоцикл, а в 17 получил водительские права и увлекся реставрацией старых машин. Сейчас Владимир Протасеня возвращает к жизни автохлам, который уже возрожденным можно увидеть в кино и на фестивалях. Мы побывали у него в мастерской, поговорили о хобби для настоящих мужчин и увидели редкие образцы старой техники.
Первому в "конюшне" - уже под 90
"Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть старый мотоцикл и сказал: "Сможете восстановить - он ваш". Как мы тогда обрадовались, особенно я! Долго над тем мотоциклом колдовал - и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам", - рассказывает Владимир Протасеня.
Так он уже в 13 лет стал гонять по деревне на том самом мотоцикле. Чаще за околицей, чтобы не попасть на глаза милиции. Адам Александрович - отец Володи - поругивал сына, иногда наказывал, чтобы не лихачил, но втайне все же гордился: голова у парня на месте, да и руки растут откуда нужно! Вскоре Володя окончил техническое училище, индустриально-педагогический техникум, а потом и вуз - не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет.
"Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания", - признается наш герой.
Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, его увлеченность машинами переросла в нечто большее. Он начал искать ретроавто, чтобы реставрировать его, и нашел. Это был "Мерседес-170 В" 1936 года выпуска. Много лет простоял у владельца во дворе, но хозяин без сожаления расстался с машиной, увидев в глазах Владимира неподдельный интерес к технике. Этот автомобиль и сегодня находится в "конюшне" мастера.
"С тех пор для меня реставрация автомобилей стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским", - говорит собеседник и проводит нас в мастерскую, которую построил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи.
Сам Владимир Протасеня живет в Слуцке, а в Козловичах отводит душу, реставрируя старые авто.
"Когда начинал интересоваться старыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Считалось, что это бросовые машины, прошлый век, а мне они очень нравились! Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехники - высший пилотаж", - рассказывает Владимир Протасеня.В фаворитах - "черный воронок"
Какие авто кроме "Мерседеса" 1936 года удалось спасти мастеру-реставратору? Заходим в святая святых - мастерскую.
"Это знаменитый "черный воронок" 1934 года выпуска - вторая серийная машина Советского Союза. Ее просто так не продавали. Доставалась только высокому начальству и заслуженным людям. Некоторым из них в 1937-м скручивали руки проволокой и везли на таком же "воронке" в НКВД", - представляет автомобиль ГАЗ М-1 наш герой, а мы отмечаем, что его "черный воронок" совсем не черный - он голубой.
Еще две здешние автокрасавицы - знаменитая "Победа", она же мечта всех мужчин СССР, и милицейская ВАЗ-2111.
"На этом восстановленном советском авто 1980-х обучаю правилам дорожного движения ребят Козловичской средней школы, - объясняет Владимир Адамович. - На этой же машине участвовал в празднествах, посвященных юбилеям ГАИ".
Еще одна "парадная" машина хранится во дворе - ГАЗ-69."На ней выезжаем на парады в Слуцке, посещаем выставки, фестивали, в том числе "Дажынкi", - рассказывает хозяин. - А на этой модели ГАЗ-69, что без верха и пока еще не реставрировалась, катаемся с детьми по грунтовым дорогам, болотам, перелескам и полигонам".
Чуть поодаль еще один "воронок" - ГАЗ М-1.
"Он 1942 года выпуска. Купил в прошлом году в Лиде, - признается собеседник. - Если бы не выкупил, то переработали бы машину на металлолом, канула бы в Лету еще одна прекрасная история. Есть еще несколько десятков автомобилей на других площадках - на дворе родительского дома все не уместились. За всю жизнь - около 40 машин. Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить…
Под навесом замечаем автомобиль-амфибию, который способен ехать по дороге и плыть по реке."Машин много. Я не пытаюсь объять необъятное. На этот год задача - восстановить оба экземпляра ГАЗ М-1, вскоре займусь изучением его технологических и конструкторских особенностей. Один из автомобилей отреставрирую в музейном, более дорогом варианте. Второй просто отремонтирую, чтобы был на ходу и участвовал в выставках, реконструкциях и кино", - поделился планами собеседник.
На танке - в кино
Несведущему человеку трудно в танке без опознавательных знаков признать немецкую машину времен Великой Отечественной войны. Но именно с крестами на корпусе наш собеседник не однажды выезжал на условные поля реконструкций боев. В числе последних - у мемориального комплекса "Прорыв" в Ушачском районе. "Воевал" он и на натуральных площадках киностудии "Беларусьфильм", где проходили съемки фильмов про войну: "Катюша", "Узбечка", "Мирас" и других.
"Танк на место реконструкций боев и съемок доставляем на лафете. На месте уже наклеиваем фашистские кресты. Когда мы с ребятами со станции технического творчества при сборе металлолома нашли подходящее шасси, тогда и подумали сделать макет советского танка. Но оказалось, что шасси не подходит под такую модель. Тогда решили создать такой макет танка, который смог бы показать всю подлость фашистской армии. Так и собрали эту машину, в которой, кстати, нет ни одной оригинальной детали, - признается Владимир Протасеня и уточняет особенности собственного участия в реконструкциях, где его танк все время подбивают. - Прежде чем надеть немецкую форму и сесть в танк, которым управляю только я, всегда прошу прощения у обоих своих дедов. Ведь они воевали за Родину на фронтах Великой Отечественной, а один из них - Никифор Фадеевич - не вернулся с фронта".Хобби для настоящих мужчин
Многие автолюбители хотели бы иметь в своем гараже машину с историей. Некоторые готовы "поднять из руин" даже древний хлам. К чему готовиться такому энтузиасту, спросили мы у Владимира Адамовича.
"Провести реставрационные работы по всем правилам не каждый сможет. Во-первых, требуются знания, навыки. Во-вторых, большое терпение, выдержка, чтобы довести начатое дело до конца. На хорошую реставрацию нужно потратить от трех до пяти лет. При этом необходимо много самых разных материалов, денег и времени, - говорит собеседник. - Я начинал заниматься реставрацией молодым, активным, потому везде успевал: на работе, в хобби, дома. Супруга Вера Алексеевна всегда меня поддерживала в увлечении. А ведь многие реставраторы бросают его именно из-за отсутствия взаимопонимания в семье. Я же большую часть свободного времени провожу в мастерской, где отдыхаю душой".
"Реставрация - это хобби, - уточняет мастер. - Бывая за границей по делам, я заметил, что там практически все мужчины чем-то увлекаются. Один - пожарным делом, другой - дайвингом, третий - конным спортом, четвертый - автомобилями, мотоциклами, самолетами, вертолетами... А многие наши мужчины почему-то не имеют никаких интересов. А зря!"
За 30 лет Владимиру Протасене удалось восстановить порядка 10 автомобилей. Впереди еще немало дел: только на родительском дворе десятка два ценных экземпляров техники, которую мастеру предстоит привести в порядок.
Мужик сказал - мужик сделал
Когда-то у нашего героя была собственная станция техобслуживания, но он столкнулся с кадровой проблемой. Чтобы заинтересовать парней автомобилями, последние 20 лет Владимир Протасеня работает педагогом дополнительного образования слуцкого Центра технического и прикладного творчества учащейся молодежи.
"Хочу побольше ребят привлечь к техническому творчеству. На занятия приходят дети самых разных возрастов, моя задача - увлечь, раскрыть способности каждого и поддержать. Они втягиваются в настоящую мужскую работу, меняются внутренне в лучшую сторону. Большинство ребят, с которыми я работал, с техникой уже на "ты"! Сегодня большинство детей сидит в гаджетах, а увлечение авто способно отвлечь их от этого. Если ребенок без ума от машин или мотоциклов, ему нужно помочь сесть за руль, научить управлять техникой. Так он начинает понимать, чего хочет и как этого добиться, - считает педагог и вспоминает расхожую фразу "Мужик сказал - мужик сделал!", которая сегодня зазвучала иначе: - Теперь это, как правило, два разных мужика: один сказал, другой сделал... Я стремлюсь, чтобы мои ученики меньше говорили, а больше делали. Мужик должен быть все же один, понимаете?"
Мечта Владимира Протасени - технический музей. Если бы такой появился в нашей стране, мастер смог бы со спокойным сердцем передать безвозмездно всю свою ретротехнику на вечное хранение.-0-
Тамара МАРКИНА,
фото - Рамиль НАСИБУЛИН,
газета "7 дней".-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
"Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть старый мотоцикл и сказал: "Сможете восстановить - он ваш". Как мы тогда обрадовались, особенно я! Долго над тем мотоциклом колдовал - и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам", - рассказывает Владимир Протасеня.
Так он уже в 13 лет стал гонять по деревне на том самом мотоцикле. Чаще за околицей, чтобы не попасть на глаза милиции. Адам Александрович - отец Володи - поругивал сына, иногда наказывал, чтобы не лихачил, но втайне все же гордился: голова у парня на месте, да и руки растут откуда нужно! Вскоре Володя окончил техническое училище, индустриально-педагогический техникум, а потом и вуз - не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет.
"Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания", - признается наш герой.
Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, его увлеченность машинами переросла в нечто большее. Он начал искать ретроавто, чтобы реставрировать его, и нашел. Это был "Мерседес-170 В" 1936 года выпуска. Много лет простоял у владельца во дворе, но хозяин без сожаления расстался с машиной, увидев в глазах Владимира неподдельный интерес к технике. Этот автомобиль и сегодня находится в "конюшне" мастера.
"С тех пор для меня реставрация автомобилей стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским", - говорит собеседник и проводит нас в мастерскую, которую построил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи.
Сам Владимир Протасеня живет в Слуцке, а в Козловичах отводит душу, реставрируя старые авто.
"Когда начинал интересоваться старыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Считалось, что это бросовые машины, прошлый век, а мне они очень нравились! Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехники - высший пилотаж", - рассказывает Владимир Протасеня.В фаворитах - "черный воронок"
Какие авто кроме "Мерседеса" 1936 года удалось спасти мастеру-реставратору? Заходим в святая святых - мастерскую.
"Это знаменитый "черный воронок" 1934 года выпуска - вторая серийная машина Советского Союза. Ее просто так не продавали. Доставалась только высокому начальству и заслуженным людям. Некоторым из них в 1937-м скручивали руки проволокой и везли на таком же "воронке" в НКВД", - представляет автомобиль ГАЗ М-1 наш герой, а мы отмечаем, что его "черный воронок" совсем не черный - он голубой.
Еще две здешние автокрасавицы - знаменитая "Победа", она же мечта всех мужчин СССР, и милицейская ВАЗ-2111.
"На этом восстановленном советском авто 1980-х обучаю правилам дорожного движения ребят Козловичской средней школы, - объясняет Владимир Адамович. - На этой же машине участвовал в празднествах, посвященных юбилеям ГАИ".
Еще одна "парадная" машина хранится во дворе - ГАЗ-69."На ней выезжаем на парады в Слуцке, посещаем выставки, фестивали, в том числе "Дажынкi", - рассказывает хозяин. - А на этой модели ГАЗ-69, что без верха и пока еще не реставрировалась, катаемся с детьми по грунтовым дорогам, болотам, перелескам и полигонам".
Чуть поодаль еще один "воронок" - ГАЗ М-1.
"Он 1942 года выпуска. Купил в прошлом году в Лиде, - признается собеседник. - Если бы не выкупил, то переработали бы машину на металлолом, канула бы в Лету еще одна прекрасная история. Есть еще несколько десятков автомобилей на других площадках - на дворе родительского дома все не уместились. За всю жизнь - около 40 машин. Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить…
Под навесом замечаем автомобиль-амфибию, который способен ехать по дороге и плыть по реке."Машин много. Я не пытаюсь объять необъятное. На этот год задача - восстановить оба экземпляра ГАЗ М-1, вскоре займусь изучением его технологических и конструкторских особенностей. Один из автомобилей отреставрирую в музейном, более дорогом варианте. Второй просто отремонтирую, чтобы был на ходу и участвовал в выставках, реконструкциях и кино", - поделился планами собеседник.
На танке - в кино
Несведущему человеку трудно в танке без опознавательных знаков признать немецкую машину времен Великой Отечественной войны. Но именно с крестами на корпусе наш собеседник не однажды выезжал на условные поля реконструкций боев. В числе последних - у мемориального комплекса "Прорыв" в Ушачском районе. "Воевал" он и на натуральных площадках киностудии "Беларусьфильм", где проходили съемки фильмов про войну: "Катюша", "Узбечка", "Мирас" и других.
"Танк на место реконструкций боев и съемок доставляем на лафете. На месте уже наклеиваем фашистские кресты. Когда мы с ребятами со станции технического творчества при сборе металлолома нашли подходящее шасси, тогда и подумали сделать макет советского танка. Но оказалось, что шасси не подходит под такую модель. Тогда решили создать такой макет танка, который смог бы показать всю подлость фашистской армии. Так и собрали эту машину, в которой, кстати, нет ни одной оригинальной детали, - признается Владимир Протасеня и уточняет особенности собственного участия в реконструкциях, где его танк все время подбивают. - Прежде чем надеть немецкую форму и сесть в танк, которым управляю только я, всегда прошу прощения у обоих своих дедов. Ведь они воевали за Родину на фронтах Великой Отечественной, а один из них - Никифор Фадеевич - не вернулся с фронта".Хобби для настоящих мужчин
Многие автолюбители хотели бы иметь в своем гараже машину с историей. Некоторые готовы "поднять из руин" даже древний хлам. К чему готовиться такому энтузиасту, спросили мы у Владимира Адамовича.
"Провести реставрационные работы по всем правилам не каждый сможет. Во-первых, требуются знания, навыки. Во-вторых, большое терпение, выдержка, чтобы довести начатое дело до конца. На хорошую реставрацию нужно потратить от трех до пяти лет. При этом необходимо много самых разных материалов, денег и времени, - говорит собеседник. - Я начинал заниматься реставрацией молодым, активным, потому везде успевал: на работе, в хобби, дома. Супруга Вера Алексеевна всегда меня поддерживала в увлечении. А ведь многие реставраторы бросают его именно из-за отсутствия взаимопонимания в семье. Я же большую часть свободного времени провожу в мастерской, где отдыхаю душой".
"Реставрация - это хобби, - уточняет мастер. - Бывая за границей по делам, я заметил, что там практически все мужчины чем-то увлекаются. Один - пожарным делом, другой - дайвингом, третий - конным спортом, четвертый - автомобилями, мотоциклами, самолетами, вертолетами... А многие наши мужчины почему-то не имеют никаких интересов. А зря!"
За 30 лет Владимиру Протасене удалось восстановить порядка 10 автомобилей. Впереди еще немало дел: только на родительском дворе десятка два ценных экземпляров техники, которую мастеру предстоит привести в порядок.
Мужик сказал - мужик сделал
Когда-то у нашего героя была собственная станция техобслуживания, но он столкнулся с кадровой проблемой. Чтобы заинтересовать парней автомобилями, последние 20 лет Владимир Протасеня работает педагогом дополнительного образования слуцкого Центра технического и прикладного творчества учащейся молодежи.
"Хочу побольше ребят привлечь к техническому творчеству. На занятия приходят дети самых разных возрастов, моя задача - увлечь, раскрыть способности каждого и поддержать. Они втягиваются в настоящую мужскую работу, меняются внутренне в лучшую сторону. Большинство ребят, с которыми я работал, с техникой уже на "ты"! Сегодня большинство детей сидит в гаджетах, а увлечение авто способно отвлечь их от этого. Если ребенок без ума от машин или мотоциклов, ему нужно помочь сесть за руль, научить управлять техникой. Так он начинает понимать, чего хочет и как этого добиться, - считает педагог и вспоминает расхожую фразу "Мужик сказал - мужик сделал!", которая сегодня зазвучала иначе: - Теперь это, как правило, два разных мужика: один сказал, другой сделал... Я стремлюсь, чтобы мои ученики меньше говорили, а больше делали. Мужик должен быть все же один, понимаете?"
Мечта Владимира Протасени - технический музей. Если бы такой появился в нашей стране, мастер смог бы со спокойным сердцем передать безвозмездно всю свою ретротехнику на вечное хранение.-0-
Тамара МАРКИНА,
фото - Рамиль НАСИБУЛИН,
газета "7 дней".-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.