Новости темы
"Репортаж"
Наши ученые-современники оставляют все меньше белых пятен, сужая границы непознанного и делая невозможное возможным, а вместе с тем решая все более масштабные проблемы экономического, социального и даже геополитического толка. Например, драгоценные камни, что в числе редких, а потому наиболее дорогих нерудных полезных ископаемых. Науке известно более 2 тыс. наименований природных минералов, из которых в ювелирной промышленности используется около сотни, а особую ценность представляют едва ли два десятка. Так уж сложилось, что Беларусь драгоценными во всех смыслах шахтами не обладает, но чего не можем добыть, мы научились выращивать. Давайте взглянем на этот процесс изнутри.
Ювелирная технология
Спросите у знающего, где добывают первоклассные алмазы, и вас с высокой долей вероятности направят в Африку, настоящую кладовую всевозможных самоцветов, поинтересуйтесь о сапфирах - и получите совет наведаться в шахты в Мадагаскаре или на Шри-Ланке, любителям кровавых рубинов порекомендуют совершить экскурсию в Мьянму, а если речь зайдет об изумрудах, то маршрут следует прокладывать до Колумбии. Поставлена на промышленные рельсы добыча уникальных самоцветов и гораздо поближе от дома - в России. Настоящей сокровищницей по праву считается Урал, где добывают едва ли не все кристаллы, интересующие ювелиров и коллекционеров: как и уже упомянутые алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, так и александриты, топазы, турмалины, морганиты, аквамарины… А корреспондент БЕЛТА направляется в Научно-практический центр Национальной академии наук по материаловедению, где тоже "добывают" уникальные самоцветы, правда, несколько иные и несколько иначе.
"В нашем центре научились выращивать алмазы, сапфиры, рубины, александриты и изумруды. Это абсолютно разные технологии, а качественно делать свою работу - сложно всегда", - отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории оксидных материалов Андрей Солдатов и сразу дает ответ на вопрос, какой же камень "добыть" труднее.
Предлагает взглянуть на технологию выращивания изумрудов. Сырьем для производства этого камня в лабораторных условиях является натуральный берилл - он имеет тот же химический состав и кристаллическую структуру, что и природный изумруд, но отличается бледно-зеленоватым цветом, непрозрачен, характеризуется множеством дефектов, а потому не представляет особой ценности.
"Наша технология заключается в том, что мы растворяем природный берилл в определенном растворителе, куда добавлены хромофорные, то есть определяющие цвет, добавки, а затем кристаллизуем зеленый берилл заново, - комментирует ученый. - Технология, так называемый флюсовый метод, весьма сложная. Достаточно отметить, что она разрабатывалась около пяти лет. Сам процесс ведется при температурах около 1000°С на протяжении трех месяцев. При этом по ходу процесса скорость снижения температуры изменяется несколько раз, а раствор в расплаве постоянно перемешивается. Для выращивания используется платиновая посуда и оснастка. Есть и еще некоторые технологические приемы, позволяющие получать достаточно совершенные кристаллы весом порядка 100 карат, что равняется 20 г".
Взглянув на весь этот непростой процесс со стороны, понимаешь, что "добыча" самоцветов - дело и в самом деле хитрое, даже если ведется не под землей, а в стенах лаборатории. Доказательством может служить факт того, что выращивание изумрудов, кроме белорусских ученых, освоили лишь специалисты России и США. Повышает престиж научных достижений и то, что установки для производства зеленых камней ученые НПЦ по материаловедению собрали своими силами, часть комплектующих и приборов закупив у коллег из России. А вот алмазы здесь выращивают полностью на российском оборудовании.
Даже несмотря на то, что выращенные в лаборатории аналоги природных камней драгоценными не являются, спрос на них есть, однако, по словам специалистов, не хватает рекламы.
"Я вспоминаю выставку "Беларусь интеллектуальная" прошлого года, после которой наши продажи увеличились в три раза. Помимо ювелирных изделий, мы также принимали заказы на лазерные фильтры и даже брекеты. Основная наша покупательская аудитория, конечно, женщины, но встречаются и мужчины", - делает оговорку ведущий научный сотрудник НПЦ по материаловедению.
Конкуренция на рынке искусственных камней достаточно велика, а потому в своей продукции важно обнаружить изюминку. Здесь она есть и проявляется в ювелирных вставках фантазийной огранки или "а-ля XVIII-XIX век" и даже в дефектах роста кристаллов как эксклюзивной индивидуальности украшения.
"А что у тебя там? - Золото, бриллианты! - Брось эти шуточки!"
Искусственные камни кажутся настолько совершенными, что не посвященный в историю их появления человек едва ли отличит подделку от драгоценности природного происхождения. А возможно ли в принципе определить подлинность на глаз? За ответом обратимся к экспертам.
"В большинстве случаев отличить синтетический драгоценный камень от натурального зрительно невозможно. Однако некоторые признаки могут вызывать сомнения в натуральности. Например, неестественные едкие цвета камня, плохая огранка и полировка, отсутствие каких-либо включений или внутренних дефектов, - объясняет начальник отдела металловедческих, почвоведческих и геммологических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Андрей Коновалик. - Стоит учитывать, что чем крупнее камень, тем более пристальным и глубоким должно быть его исследование. С каждым годом технологии совершенствуются, и сегодня искусственные камни зачастую сложно определить. Каждый отдельный экземпляр требует детального и специфического изучения с помощью современного оборудования".
Для установления происхождения камней специалисты Государственного комитета судебных экспертиз применяют как стандартные геммологические методы, так и сложные инструментальные исследования. Среди стандартных методов Андрей Коновалик выделил изучение размера, цвета, огранки и полировки камней, исследование "внутреннего мира" камня на наличие специфических включений, неоднородностей и зон роста с применением лупы и микроскопа, наблюдение особенностей люминесценции с помощью ультрафиолетовой лампы. На следующем этапе проверки эксперты начинают применять приборное оборудование: дихроскоп, полярископ, портативные скрининговые приборы, детекторы по теплопроводности и электропроводности. Впоследствии для более сложных и детальных исследований может практиковаться рентгенофлуоресцентный анализ, ИК-спектрометрия и электронная микроскопия. Едва ли все перечисленное доступно белорусам в домашних условиях. Так что же делать, если проверить неймется?
"Из общедоступного дома можно использовать увеличительные приборы, например, лупу и ультрафиолетовый фонарик, - дает совет сотрудник ГКСЭ. - При помощи лупы можно рассмотреть "внутренний мир" камня: наличие каких-либо минеральных включений, особенно если они имеют правильную геометрическую форму, свидетельствует о натуральности камня, а газовые пузыри наоборот - признак искусственного аналога. Неестественные цвета камня при его осмотре ультрафиолетовым фонариком также вызывают сомнения в подлинности".
Однако надежнее все же довериться профессионалам. За год в Государственном комитете судебных экспертиз исследуется несколько тысяч камней, среди которых встречаются настоящие драгоценности немалой стоимости и их имитации, не представляющие особой ценности. По словам Андрея Коновалика, чаще всего обратившиеся за помощью к экспертам белорусы хотят убедиться в ценности доставшихся по наследству украшений, история которых неизвестна, или установить подлинность камней, делимых между мужем и женой при бракоразводном процессе. В топ-3 мотиваций и проверка натуральности ювелирных изделий, приобретенных за границей.
Что же, пройдя все необходимые этапы анализа, можно раз и навсегда развеять сомнения, натуральным камнем вы обладаете или нет. Но стоит признать, его искусственный аналог, пусть и не такой редкий и ценный, взгляд привлекает не меньше. Все же тенденция такова, что стильная бижутерия от именитых модных домов зачастую не уступает в цене природной драгоценности.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото НПЦ по материаловедению.-0-
Спросите у знающего, где добывают первоклассные алмазы, и вас с высокой долей вероятности направят в Африку, настоящую кладовую всевозможных самоцветов, поинтересуйтесь о сапфирах - и получите совет наведаться в шахты в Мадагаскаре или на Шри-Ланке, любителям кровавых рубинов порекомендуют совершить экскурсию в Мьянму, а если речь зайдет об изумрудах, то маршрут следует прокладывать до Колумбии. Поставлена на промышленные рельсы добыча уникальных самоцветов и гораздо поближе от дома - в России. Настоящей сокровищницей по праву считается Урал, где добывают едва ли не все кристаллы, интересующие ювелиров и коллекционеров: как и уже упомянутые алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, так и александриты, топазы, турмалины, морганиты, аквамарины… А корреспондент БЕЛТА направляется в Научно-практический центр Национальной академии наук по материаловедению, где тоже "добывают" уникальные самоцветы, правда, несколько иные и несколько иначе.
"В нашем центре научились выращивать алмазы, сапфиры, рубины, александриты и изумруды. Это абсолютно разные технологии, а качественно делать свою работу - сложно всегда", - отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории оксидных материалов Андрей Солдатов и сразу дает ответ на вопрос, какой же камень "добыть" труднее.
Предлагает взглянуть на технологию выращивания изумрудов. Сырьем для производства этого камня в лабораторных условиях является натуральный берилл - он имеет тот же химический состав и кристаллическую структуру, что и природный изумруд, но отличается бледно-зеленоватым цветом, непрозрачен, характеризуется множеством дефектов, а потому не представляет особой ценности.
"Наша технология заключается в том, что мы растворяем природный берилл в определенном растворителе, куда добавлены хромофорные, то есть определяющие цвет, добавки, а затем кристаллизуем зеленый берилл заново, - комментирует ученый. - Технология, так называемый флюсовый метод, весьма сложная. Достаточно отметить, что она разрабатывалась около пяти лет. Сам процесс ведется при температурах около 1000°С на протяжении трех месяцев. При этом по ходу процесса скорость снижения температуры изменяется несколько раз, а раствор в расплаве постоянно перемешивается. Для выращивания используется платиновая посуда и оснастка. Есть и еще некоторые технологические приемы, позволяющие получать достаточно совершенные кристаллы весом порядка 100 карат, что равняется 20 г".
Взглянув на весь этот непростой процесс со стороны, понимаешь, что "добыча" самоцветов - дело и в самом деле хитрое, даже если ведется не под землей, а в стенах лаборатории. Доказательством может служить факт того, что выращивание изумрудов, кроме белорусских ученых, освоили лишь специалисты России и США. Повышает престиж научных достижений и то, что установки для производства зеленых камней ученые НПЦ по материаловедению собрали своими силами, часть комплектующих и приборов закупив у коллег из России. А вот алмазы здесь выращивают полностью на российском оборудовании.
Даже несмотря на то, что выращенные в лаборатории аналоги природных камней драгоценными не являются, спрос на них есть, однако, по словам специалистов, не хватает рекламы.
"Я вспоминаю выставку "Беларусь интеллектуальная" прошлого года, после которой наши продажи увеличились в три раза. Помимо ювелирных изделий, мы также принимали заказы на лазерные фильтры и даже брекеты. Основная наша покупательская аудитория, конечно, женщины, но встречаются и мужчины", - делает оговорку ведущий научный сотрудник НПЦ по материаловедению.
Конкуренция на рынке искусственных камней достаточно велика, а потому в своей продукции важно обнаружить изюминку. Здесь она есть и проявляется в ювелирных вставках фантазийной огранки или "а-ля XVIII-XIX век" и даже в дефектах роста кристаллов как эксклюзивной индивидуальности украшения.
"А что у тебя там? - Золото, бриллианты! - Брось эти шуточки!"
Искусственные камни кажутся настолько совершенными, что не посвященный в историю их появления человек едва ли отличит подделку от драгоценности природного происхождения. А возможно ли в принципе определить подлинность на глаз? За ответом обратимся к экспертам.
"В большинстве случаев отличить синтетический драгоценный камень от натурального зрительно невозможно. Однако некоторые признаки могут вызывать сомнения в натуральности. Например, неестественные едкие цвета камня, плохая огранка и полировка, отсутствие каких-либо включений или внутренних дефектов, - объясняет начальник отдела металловедческих, почвоведческих и геммологических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Андрей Коновалик. - Стоит учитывать, что чем крупнее камень, тем более пристальным и глубоким должно быть его исследование. С каждым годом технологии совершенствуются, и сегодня искусственные камни зачастую сложно определить. Каждый отдельный экземпляр требует детального и специфического изучения с помощью современного оборудования".
Для установления происхождения камней специалисты Государственного комитета судебных экспертиз применяют как стандартные геммологические методы, так и сложные инструментальные исследования. Среди стандартных методов Андрей Коновалик выделил изучение размера, цвета, огранки и полировки камней, исследование "внутреннего мира" камня на наличие специфических включений, неоднородностей и зон роста с применением лупы и микроскопа, наблюдение особенностей люминесценции с помощью ультрафиолетовой лампы. На следующем этапе проверки эксперты начинают применять приборное оборудование: дихроскоп, полярископ, портативные скрининговые приборы, детекторы по теплопроводности и электропроводности. Впоследствии для более сложных и детальных исследований может практиковаться рентгенофлуоресцентный анализ, ИК-спектрометрия и электронная микроскопия. Едва ли все перечисленное доступно белорусам в домашних условиях. Так что же делать, если проверить неймется?
"Из общедоступного дома можно использовать увеличительные приборы, например, лупу и ультрафиолетовый фонарик, - дает совет сотрудник ГКСЭ. - При помощи лупы можно рассмотреть "внутренний мир" камня: наличие каких-либо минеральных включений, особенно если они имеют правильную геометрическую форму, свидетельствует о натуральности камня, а газовые пузыри наоборот - признак искусственного аналога. Неестественные цвета камня при его осмотре ультрафиолетовым фонариком также вызывают сомнения в подлинности".
Однако надежнее все же довериться профессионалам. За год в Государственном комитете судебных экспертиз исследуется несколько тысяч камней, среди которых встречаются настоящие драгоценности немалой стоимости и их имитации, не представляющие особой ценности. По словам Андрея Коновалика, чаще всего обратившиеся за помощью к экспертам белорусы хотят убедиться в ценности доставшихся по наследству украшений, история которых неизвестна, или установить подлинность камней, делимых между мужем и женой при бракоразводном процессе. В топ-3 мотиваций и проверка натуральности ювелирных изделий, приобретенных за границей.
Что же, пройдя все необходимые этапы анализа, можно раз и навсегда развеять сомнения, натуральным камнем вы обладаете или нет. Но стоит признать, его искусственный аналог, пусть и не такой редкий и ценный, взгляд привлекает не меньше. Все же тенденция такова, что стильная бижутерия от именитых модных домов зачастую не уступает в цене природной драгоценности.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото НПЦ по материаловедению.-0-