ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 8 июля 2024
Минск +23°C
Все новости
Все новости
Общество
10 апреля 2023, 15:55

10 апреля у православных верующих начинается Страстная седмица

Фото из архива
Фото из архива

10 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. 10 апреля у православных верующих в этом году начинается Страстная седмица. Иерей Роман Артемов объясняет особый смысл каждого дня этой недели.

- На самом деле Страстная седмица не относится к Великому посту. Зачастую мы даже не подозреваем о том, что Страстная неделя является наиболее древним форматом поста, чем сам Великий пост. Изначально существовала именно эта неделя воспоминаний страданий Христа, где на каждый день выделена определенная тема.

Понедельник посвящен проклятию бесплодной смоковницы. Когда Спаситель шел с учениками и взалкал, то есть захотел есть, он направился к смоковнице, на которой в тот момент не могло быть плодов из-за неподходящего времени года. Пройдя мимо этой смоковницы, ученики Христа увидели, что она засохла. И возникает вопрос, почему Господь сделал такое, Он же - Любовь, а проклял это бедное дерево, которое ни в чем не виновато.

На самом деле здесь нет никакой нелюбви или ненависти. Сама смоковница - это образ того древнего Израиля времен Спасителя, который не смог распознать Бога и принять Его. Отсюда и образ смоковницы, не давшей плода. Так Господь подчеркнул особенность исторического момента, самой эпохи.

Второй день посвящен обличению фарисеев, книжников и первосвященников. Когда Господь, обращаясь к религиозной элите того времени, обличает ее лицемерие, двуличие, лукавство. Это очень острые моменты, которые остаются актуальными всегда. День посвящен как раз таким логиям - это отрывки в Священном Писании, где идет прямая речь Спасителя.

Третий день, среда, посвящен воспоминанию намерения Иуды, ближайшего из двенадцати учеников Христа, который всегда был подле него, предать Спасителя. А также воспоминанию женщины, которая была блудницей, но, покаявшись, пришла и помазала Иисуса миром. Такое действие с ее стороны было проявлением благодарности, но с промыслительной точки зрения это подготовка Спасителя к страданиям, потому что миром умащивали тела умерших.

Когда пришла эта женщина, Иуда и многие другие ученики стали возмущаться, к чему такие траты, если деньги можно было пустить на бедных. Миро - драгоценное масло, оно остается таковым в плане стоимости. Господь останавливает учеников и говорит о том, что придет время, когда поступок этой женщины они будут вспоминать. Так оно и произошло. В страстную пятницу мы вспоминаем намерения Иуды, который после увиденного и услышанного принял решение предать Спасителя за деньги, а также образ той женщины, которая действительно жива в нашей памяти до сих пор.

Страстной четверг - это уже половина недели, в которую ведется активная подготовка к дням Светлого Христова Воскресения. Тогда мы вспоминаем Тайную вечерю. В храмах совершается Божественная литургия, которая немного отличается от обычных: поются особые песнопения, посвященные Тайной вечери.

Вечером того же дня мы вспоминаем Страсти Христовы. Это богослужение, которое является очень красивым, глубоким. Во время его читаются отрывки из Писания, посвященные страданиям Спасителя. Но так как церковный день по традиции начинается с вечера, то богослужение уже относится к Страстной пятнице. Этот день полностью посвящен крестной жертве Спасителя, Его предстоянию на суде у Пилата, Каиафы и распятию Христа.

В пятницу в православных храмах совершается чин выноса Плащаницы - кульминация того, что произошло на Кресте. Чин относится к субботе, потому что это уже воспоминание Спасителя во гробе.

Великая Суббота посвящена тому, что Господь был похоронен. В этот день мы также вспоминаем сошествие Христа в ад - глубокое событие, которое ознаменовано тем, что Господь разрушил сам ад, который не смог Его принять. Хотя, как говорит наше богословие, дьявол ждал Его, чистого праведника, который, как и все люди подвержен смерти. Но не ожидал, что примет самого Бога. Господь будет после всеобщего воскресения выводить из ада все души праведников, которые находились в этом "месте". Здесь понимается условное человеческое определение, так как у ада нет какого-то конкретного географического расположения.

Праведные души по учению нашей Церкви находились в аду после разрушения рая. Дело в том, что, с точки зрения Православного богословия, после того как Господь закрыл рай от Адама и Евы, то конкретного места рая уже не было. Все души праведников и не праведников, которые покидали земную жизнь, находились в так называемом шиоле. Шиол - это место ожидания, место князя мира сего - дьявола. У одного древнего богослова есть на этот счет интересный образ: души находись в заложниках у дьявола. И Бог Иисус Христос, приняв полноту человеческой природы, попадает в шиол, который сам создал, и взламывает эту систему изнутри.

Таким образом, получается, что все дни Страстной седмицы, которая завершится непосредственно самим Христовым Воскресением, Пасхой Господней - радостным торжественным событием, посвящена последним дням жизни Спасителя. И, конечно, если переживать эти дни по-настоящему, проникаясь текстами Богослужения, присутствуя на службе, то мы увидим, что здесь больше не о чувственности, а о глубине подвига Спасителя, Его любви по отношению к человечеству, которое, к сожалению, принять Его в принципе не смогло.

Искупительный подвиг, который Господь совершает своей крестной смертью, своим страданием, приняв на себя полностью человеческую природу - это колоссальное проявление любви, которая есть также и в самом Воскресении Христовом. В этот день Господь дает надежду каждому из нас на то, что мы будем жить вечно, соединившись с Ним.

Таким образом, глубина Страстной седмицы если мы проникаемся ее богословским смыслом и контекстом, а не ее чувственным ладом, это уже иной уровень познания происходящих событий.

Хотелось бы, чтобы каждый из нас, уже входя в эти дни Страстной седмицы, попробовал таким образом прожить их. Тогда мы увидим, что наша вера не только о чувствах. Это глубинный ресурс для каждого из нас, который кроется в осознании того, что Бог рядом. И Он любит нас до такой степени, что не пожалел своего Сына, которому предстояло пострадать на кресте за людей. В этом колоссальная глубина, радость от осознания того, что нашему Богу не все равно. Он не безразличен к нам и поэтому сделал возможным дело нашего спасения - Крестный подвиг.-0-

Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси