Первый опыт применения в Беларуси автоматизированной информационной системы "Учет счетов-фактур"
С 1 июля текущего года в Беларуси все отечественные плательщики налога на добавленную стоимость обязаны использовать электронные счета-фактуры (ЭСЧФ). Документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы "Учет счетов-фактур". Проект компании beCloud и Министерства по налогам и сборам представляет собой единый портал, который позволяет белорусским плательщикам упростить процесс выставления и получения налоговых счетов-фактур в электронном виде. Нововведение касается более 130 тыс. плательщиков НДС и еще на шаг приближает Беларусь к единому цифровому рынку.
Каковы первые результаты работы системы по учету электронных счетов-фактур в Беларуси? Какие вопросы чаще всего возникают у специалистов, работающих с ЭСЧФ, и как их можно решить? Как электронный документооборот повышает эффективность бизнеса, и почему без этого невозможно полноценное участие в международной торговле? Актуальные вопросы применения электронных счетов-фактур обсудили эксперты.
Участники:
Переход к цифровой экономике является одним из приоритетов для Беларуси, и запуск автоматизированной системы управления электронными налоговыми документами – естественный и логичный шаг на пути к единому цифровому рынку. Насколько важна для государства цифровая трансформация экономики? Почему без перехода к единому цифровому рынку невозможно представить полноценное развитие бизнеса и его участие в международной торговле?
Антон КУНЦЕВИЧ: - Действительно, система учета электронных счетов фактур – это далеко не первый шаг в нашей стране на пути создания системы электронного документооборота, особенно в сфере налогообложения. В частности, несколько лет назад Министерство по налогам и сборам внедрило систему электронного налогового декларирования, положив начало электронному администрированию налогов.
Но если сравнивать с зарубежной практикой, то мы, конечно, идем уже вслед нашими за коллегами. Так, в Европейском союзе процесс перевода налогового администрирования в электронный вид стартовал с 2009 года. Тогда по всему Евросоюзу началось внедрение информационных налоговых систем, в том числе связанных с электронным документооборотом в части счетов-фактур по НДС.
Процесс был подхвачен странами СНГ. Подобные системы уже функционируют в России, Казахстане, Азербайджане. Причем наши основные экономические партнеры уже на той или иной стадии вступления в ВТО, и, как мы знаем, Беларусь также рассматривает возможность вступления в эту организацию.
Поэтому развитие нашей внешнеэкономической деятельности требует использования электронного документооборота. И частью этой работы является внедрение автоматизированной информационной системы учета счетов-фактур, которая реализована в Беларуси в виде единого портала
Что это значит для бизнеса? Приведу пример. Согласно исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), представители бизнеса 27 европейских стран назвали главным преимуществом такого проекта осуществление полного комплекса электронного взаимодействия в цепи поставок товаров и услуг и, как следствие, повышение эффективности работы. Кроме того, респонденты отметили сокращение издержек, ускорение оплаты контрагентами и сокращение числа споров.
Крупные компании выставляют сотни и тысячи счетов-фактур. Компании в Европейском союзе уже испытали на себе тяжесть бумажного документооборота, и теперь оценивают эффективность электронного. Именно по этой причине мы пропустили этап бумажных счетов-фактур и начали сразу с электронных. Представьте, если бы каждый документ был в бумажном виде!
Бухгалтеру надо было бы как минимум найти способ, как сопоставить данные с тем, что есть в бухгалтерском учете, распечатать, разослать, получить и обработать тысячи бумажных документов и в завершение на основании этого сформировать еще декларацию.
Пользуясь учетной системой и электронными счетами-фактурами, бухгалтер сразу же видит в учете необходимые данные и там же может сверить документ. Весь процесс значительно упрощается, и уже не требуется громадной возни с документами, которая необходима при бумажном объеме.
Поэтому электронный документооборот необходимо развивать, и чем скорее - тем лучше. Да, сейчас у нас есть определенные трудности, но никто не говорил, что это легкий процесс. Переход на электронный документооборот ни в одной стране не был легким. И по этому поводу есть много статей и комментариев, проведено уже много встреч и обсуждений. Но это нужный процесс, процесс эволюции, без которого дальнейшего развития не будет.
Александр ТКАЧЕВ: - Переход на электронный документооборот - это уже международная практика. В этом мы убедились, когда проводили в мае конференцию с участием наших ближайших соседей – Украины, России, Азербайджана, Казахстана.
В Беларуси тоже уже существует нормативная база. Есть закон об электронной цифровой подписи, электронном документе. Есть указы Президента, посвященные электронному документообороту. Существует даже государственная программа по информатизации, которая затрагивает электронное делопроизводство, электронный документооборот в бухгалтерском учете.
Сейчас очередь дошла до электронного документооборота в налоговом учете. Это является шагом, следующим за внедрением электронного документооборота в бухгалтерском учете. Давайте вспомним, что в 2014 году было принято постановление Совета Министров о внедрении в действие электронных накладных, которые сегодня использует ряд крупных организаций. Такие элементы электронного документооборота в бухгалтерском учете применяются у нас в стране в добровольном порядке.
Что касается практики наших бухгалтеров, то уже больше 15 лет в электронном виде сдается отчетность в ФСЗН. Также в электронном виде отчетность сдается в Белгосстрах. В добровольном порядке в электронном виде сдается статистика. То есть для бухгалтеров появление электронных счетов-фактур – это, по сути, очередной шаг в развитии электронного документооборота.
- Система учета электронных счетов-фактур работает в Беларуси с 1 июля. Самое время поделиться первыми результатами и впечатлениями от использования сервиса.
Антон КУНЦЕВИЧ: На сегодняшнее утро в системе зарегистрировано уже более 72 тыс. пользователей. По последним оценкам МНС, предполагается, что общее количество субъектов хозяйствования, которые должны подключиться к системе, составляет более 130 тыс. Так что можно говорить, что свыше половины субъектов уже подключились к системе и активно с ней работают. Фактически усилиями этих пользователей с 1 июля сгенерировано около 9 млн счетов-фактур. Естественно, цифры постоянно увеличиваются.
Много это или мало – покажет будущее. Я все-таки считаю, что это еще начало. Тому есть объяснение с точки зрения новизны механизма электронных счетов-фактур и готовности самих пользователей и их учетных систем к работе с ними. Все-таки надо признать, что система для республики новая, и сейчас она становится самой крупной информационной системой документооборота в стране.
Трудности, естественно, есть, в том числе и со стороны пользователей. Система обрабатывает налоговую тайну и требует наличия у плательщика определенного программного обеспечения. В частности, приобретенных пользователями у удостоверяющих центров РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" и РУП "Национальный центр электронных услуг" средств криптографической защиты информации, или, другими словами, программного обеспечения для работы с ключами электронной цифровой подписи. У пользователей часто возникают вопросы с настройкой этого ПО.
Помимо прочего, есть определенные вопросы методологического характера. Система новая, и у бухгалтеров возникают вопросы, как правильно отразить те или иные операции. Естественно, есть вопросы, связанные и с самим порталом. Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, наиболее методологически сложным, к тому же хозяйственная жизнь наших компаний гораздо более разнообразна, чем может показаться. Создание же информационной системы требует четкости и последовательности алгоритмов и команд. Поэтому сейчас совместно с Министерством по налогам и сборам мы вносим определенные функциональные изменения, дополнения в портал, подстраиваем его под потребности пользователей, исходя из первых двух месяцев эксплуатации.
Скажу лишь, что на сегодняшний день технической поддержкой обработано свыше 85 тыс. обращений пользователей. Это не только ответы на обращения в контакт-центр и на электронные письма, но и помощь в настройке рабочего места пользователя. Именно вопросы, связанные с настройкой рабочего места, и в частности программного обеспечения для работы с электронной цифровой подписью, а также проблемами, возникающими из-за некорректной настройки рабочего места, составляют 41% всех обращений. При этом наша компания не имеет отношения к электронной цифровой подписи и программному обеспечению для работы с ней - для портала эти настройки не уникальны, точно такую же настройку пользователи должны делать для электронного декларирования, а также, в принципе, везде, где используется ПО для работы с электронной цифровой подписью совместно с браузерами.
Конечно, мы стараемся совместно с нашими пользователями решать все возникающие вопросы. Делаем все возможное, чтобы помочь в работе с электронными счетами-фактурами.
- Денис Игоревич, удалось ли к моменту запуска автоматизированной информационной системы учета счетов-фактур доработать учетные бухгалтерские системы для взаимодействия с порталом?
Денис ИГНАТЕНКО: - Система учета ЭСЧФ большая, для Республики Беларусь новая, и все мы работаем с ней первый раз. Причем в цепочку входят не только субъекты хозяйствования, но и МНС РБ, которое в первую очередь обеспечивает методологию, консалтинговые компании, которые доносят эту методологию субъектам хозяйствования, а также компания beCloud, обеспечивающая работу самого портала. Безусловно, в эту цепочку входим и мы - поставщики учетных систем, а также поставщик ПО для работы с электронной цифровой подписью. Как видим, чтобы система заработала, нужно, чтобы в единую цепочку выстроилось большое количество участников.
Поэтому для нас, как и для наших коллег, работа началась не с 1 июля, а гораздо раньше. Очень важно, что были выделены отдельные площади, где мы могли тестировать свои решения. Я не зря перечислил всех участников рынка. Потому что нужна одновременная работа целого конгломерата, чтобы отточить методологию, решение самого портала, учетную систему, вопросы взаимодействия. Причем в этом процессе могли участвовать в тестовом режиме любые субъекты хозяйствования, которые хотели быть де-факто готовы к 1 июля 2016 года. Но далеко не все воспользовались этой возможностью.
В идеале система должна была заработать в промышленной эксплуатации уже два месяца назад. Наверное, здесь сыграли свою роль различные аспекты, но пока, на мой взгляд, все же идет своего рода опытная эксплуатация, которую мы все немножко продлили. Многие отложили вопросы апробации и включились в этот процесс, к сожалению, только с 1 июля. Как результат, стали видны аспекты, которые приходится сейчас учитывать и реализовывать. Это нюансы, связанные с особенностями законодательства, внутренним документооборотом, импортом, особенностями работы в условиях Единого экономического пространства с Россией, Казахстаном, Арменией.
Что касается непосредственно нашей компании, то за прошедшее время мы свою систему управления предприятием "Галактика" доработали до того уровня, чтобы она могла взаимодействовать непосредственно с порталом, когда пользователям доступны все функции по подготовке электронных счетов-фактур.
- Хотелось бы услышать оценку со стороны тех, кому приходится работать с системой учета электронных счетов-фактур по долгу службы и на регулярной основе. Насколько сложным для бухгалтеров было начать работу с новым сервисом?
Ольга СУЩЕНЯ: - У нас обслуживается более 300 компаний с различными видами деятельности. И на компьютерах всех бухгалтеров установлены электронные ключи, то есть криптографическая защита. Все функционирует, и мы не сталкивались с проблемами. Но в процессе подготовки к работе с электронными счетами-фактурами нам пришлось заменить несколько компьютеров, которые не соответствовали техническим требованиям, несмотря на то, что нашей технике не более трех лет...
Антон КУНЦЕВИЧ: - Вы немного поторопились! Действительно, на этапе опытной эксплуатации портала нами были опубликованы (а еще раньше, в конце 2015 года, размещены на сайте МНС) документы, содержащие требования к компьютеру для работы с системой учета электронных счетов-фактур. Это было сделано, так как создавалась новая система, часть технологических и технических решений которой ранее в республике не применялась. Перед нами стояла необходимость создания и функционального, и современного портала.
Но, когда мы проводили аудит обеспеченности белорусских компаний телекоммуникационными средствами, подтвердились наши опасения, что большинство еще работает на Windows XP. Эта операционная система с браузером Internet Explorer 8 были разработаны очень давно, и компания Microsoft уже отказалась от ее поддержки. Но если мы не хотим создавать для пользователя больших проблем, нам не обойтись без разработки решения и для Windows XP.
Сейчас портал адаптирован и для современных операционных систем, и для Windows XP. Последнее крупное обновление программного обеспечения портала, которое состоялось 27-29 июля, позволило обеспечить оптимизированную работу пользователей этой операционной системы.
В то же время нужно понимать, что портал сам по себе не требует от компьютера каких-то особенных технических характеристик, это браузерное решение. Мы изначально хотели отказаться от того, чтобы заставлять пользователя скачивать специальное ПО для работы с электронными счетами-фактурами, и пошли по пути создания так называемого тонкого клиента.
Соответственно, все требования к производительности определяются тем программным обеспечением, которое устанавливается на самом компьютере. То есть фактически сейчас необходимым минимумом являются требования, которые предъявляются производителем программного обеспечения для работы с электронной цифровой подписью.
- Ольга Владимировна, какие еще вопросы возникают при работе с системой учета электронных счетов-фактур, и удается ли сегодня их решить?
Ольга СУЩЕНЯ: - Очень многие вопросы сняла разъяснительная работа МНС и компании "ЮрСпектр". Наши специалисты посещали семинары, участвовали в конференциях, изучали видеоинструкции. И техподдержка компании beCloud тоже помогла решить многие проблемы. Таким образом, основные вопросы решаемы.
- Александр Иванович, компании "ЮрСпектр" как раз таки приходится помогать бухгалтерам в освоении новой для них работы с электронными счетами-фактурами и порталом. Как Вы оцениваете первые результаты?
Александр ТКАЧЕВ: - Глядя на пользователей системы "КонсультантПлюс", могу сказать, что крупный бизнес оказался к этому нововведению подготовленным. Проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс был размещен для обсуждения на сайте Минфина в июле 2015 года. И когда в декабре мы совместно с МНС проводили конференцию, связанную с ознакомлением нашего бухгалтерского сообщества с изменениями в налоговом законодательстве, уже тогда шла речь о появлении с января 2016 года в Налоговом кодексе статьи 106-1 , которая вступает в силу с 1 июля 2016 года. И тогда уже бухгалтеры ряда организаций, в основном крупных налогоплательщиков, задавали интересующие их вопросы и на эти вопросы получали ответы, как от МНС, так и от нас.
То есть крупный бизнес начал работу по подготовке к внедрению системы электронных счетов-фактур еще в конце 2015 года. Это и понятно, ведь такие компании находятся на передовой, работают в сфере внешнеэкономической деятельности и знают, что тренд направлен на электронный документооборот.
Но есть еще средний и малый бизнес. И большинство плательщиков НДС - это все-таки даже не средний, а малый бизнес. И основные проблемы возникают как раз у малого бизнеса. Многие откладывали работу с порталом до момента, когда будет возможность делать это имеющимися техническими средствами, с той же системой Windows XP. Теперь, как вы слышали, это уже не препона, для того чтобы стать участником работы на портале.
Сейчас на портале зарегистрированы уже более 72 тыс. плательщиков НДС – это более половины плательщиков НДС. Довольно много! Думаю, до конца года большинство плательщиков этого налога все-таки войдут в работу на портале. В то же время, чем больше плательщиков будут работать на портале, тем больше вопросов будет возникать. Ведь хозяйственная деятельность многообразная, и все нюансы будут отрабатываться на портале. Портал будет дорабатываться и совершенствоваться.
Могу сказать, что сейчас вопросы, поступающие к нам, больше связаны с тем, как создать и заполнить счет-фактуру, в какую ячейку что внести. Пользователь просит интеллектуальный интерфейс, чтобы было все понятно, и можно было не задумываясь, по интуиции работать с порталом. Этого сегодня еще нет. Но со временем, надеюсь, разработчики это сделают.
- Безусловно, острые углы и шероховатости на стадии внедрения любой новации неизбежны. Антон Александрович, с какими затруднениями сталкиваются начинающие пользователи системы учета электронных счетов-фактур, и как они решаются? Какие проблемы видит перед собой разработчик?
Антон КУНЦЕВИЧ: - Мы обязательно анализируем все сообщения, которые поступают и в контакт-центр, и на электронную почту. То есть не только помогаем нашим пользователям, но и делаем выводы для себя.
Как я уже упоминал, на сегодня 41% обращений связан именно с настройкой рабочего места. Те пользователи, которые с 1 февраля участвовали в опытной эксплуатации, начали работать фактически без проблем в первые же дни запуска портала - был скачок регистраций. А вот те, кто решил отложить практику на потом, сегодня зачастую испытывают трудности с настройкой рабочего места. Хотя, казалось бы, рабочее место непосредственно к нам отношения не имеет, но некоторым бухгалтерам просто некому больше помочь. И мы взяли на себя бремя помощи с настройкой личного кабинета.
Примерно паритетное количество - 35% вопросов - связано с работой внутри личного кабинета: где и что заполнять, где и как нажимать.
Учитывая огромное количество обращений по настройке рабочего места, которое обрушивается на нашу службу технической поддержки, и то, что мы не являемся поставщиком программного обеспечения по работе с электронной цифровой подписью, хотели бы попросить, чтобы пользователи более внимательно изучали инструкцию, размещенную на портале. Для их удобства мы свели требования удостоверяющих центров к настройке рабочего места для работы с электронной цифровой подписью. Также мы опубликовали перечень типовых ошибок, которые возникают у пользователя при работе с порталом по причине некорректно настроенного рабочего места.
Вот только один пример. Бухгалтеры часто задают вопрос: "Нажимаю "Подписать", а у меня крутится "колесико" и ничего не происходит. Почему портал "зависает"?". Спрашиваю: "Коллеги, кто-нибудь ознакомился с перечнем типичных ошибок, что размещен на портале, и инструкцией?". И выясняется, что практически 90% эту информацию не читали.
Между тем это одна из типичных ошибок, связанных с настройкой рабочего места. Ведь портал не подписывает документ, задача портала – отправить запрос на компьютер, чтобы компьютер запустил приложение для подписания счета-фактуры электронной цифровой подписью. Соответственно, когда портал показывает "колесико" (со временем мы изменим внешний вид этой ошибки, чтобы не было впечатления, что портал "подвис"), он в это время отправляет запросы на запуск программного обеспечения по работе с ЭЦП, а оно из-за неправильной настройки не запускается.
Ольга СУЩЕНЯ: - Ситуация из практики. Работала с системой учета электронных счетов-фактур примерно полдня, выставила около 150 документов. Все было отлично. И вот часов в 16 система "зависла в обработке". Это и был тот момент, о котором говорит Антон. Чтобы все заработало, пришлось почистить журнал обозревателя и куки (англ. cookies). Но согласитесь: в обычной практике бухгалтер - не программист.
Антон КУНЦЕВИЧ: - Это опять же специфика программного обеспечения по работе с ЭЦП, эту особенность мы видим и сейчас активно взаимодействуем по ней с разработчиком ПО.
Часто бывают и такие ситуации, что пользователь установил соединение, работает на портале, затем временно свернул браузер или просто оставил работу с порталом, а потом снова открывает браузер: страница личного кабинета загружена, а счетов-фактур в личном кабинете не видно. Это говорит о том, что произошло прерывание защищенного соединения и система безопасности портала не дает выгрузить данные о счетах-фактурах, пока пользователь заново не запустит браузер и с помощью электронной цифровой подписи не пройдет авторизацию. Здесь точно не стоит переживать о "пропаже" электронных счетов-фактур, все они в безопасности, и при повторной авторизации в кабинете в нем появятся.
Возможно, существующее в стране программное обеспечение для работы с ЭЦП не самое удобное, но оно прошло сертификацию, а значит соответствует требованиям безопасности. Мы видим трудности пользователей, так как и сами являемся такими же пользователями, поэтому проводим определенную работу с разработчиком программного обеспечения удостоверяющих центров РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" и РУП "Национальный центр электронных услуг" по его упрощению. Понимание есть, но процесс этот не быстрый. Поэтому пока пользователям все-таки необходимо более внимательно относиться к той справочной информации, которую мы подготовили.
В разделе "Новости" на портале размещены типовые проблемы, которые возникают у пользователя при настройке ПО, и пути их решения. И там же размещена короткая инструкция из 11 пунктов со ссылками. Чтобы ваше ПО работало без проблем, нужно выполнить пошагово все эти пункты! И только когда вы выполнили шаг за шагом все эти пункты, когда вы все обновили, скачали, установили, и у вас все равно что-то не работает, тогда надо обращаться за техподдержкой.
Денис ИГНАТЕНКО: На самом деле сегодня у плательщика НДС есть выбор. Можно работать напрямую с порталом, где вручную вводятся электронные счета-фактуры. А можно воспользоваться учетными системами – "Галактикой" и многими другими. Такие сервисы позволяют максимально автоматизировать работу по заполнению, подписанию и отправлению счетов-фактур. Многие вопросы по взаимодействию с порталом – это также наша сервисная функция. Мы в системе готовим пакеты документов, отдаем информацию на портал и анализируем ответную информацию. А конечный пользователь получает протокол: приняты документы или нет. Автоматизирован процесс сверки: какие документы отправлены на портал, какие приняты, - не надо два раза тратить ресурсы на обработку данных.
С точки зрения ресурсов, можно, конечно, предприятиям нанимать дополнительных сотрудников, которые будут вводить данные напрямую на портале, но это, опять же, время и деньги.
Александр ТКАЧЕВ: - Понятно, что автоматизация – путь для решения всех возможных проблем. Но большинство вопросов, связанных с работой на портале, поступает именно от мелкого бизнеса. Потому что они к автоматизации еще не пришли, а вручную это непросто, сложно для них, начиная от технических параметров их "железа" и заканчивая, может быть, даже образованием и навыками работы в бухгалтерии. Потому что сегодня бухгалтеру приходится еще быть и технарем, понимать, что надо сделать, чтобы его компьютер заработал на портале. Не все бухгалтеры к этому готовы. И, честно говоря, не все стремятся.
- Может быть, стоит включить какой-то образовательный элемент в работу с малым бизнесом?
Антон КУНЦЕВИЧ: Коллеги из МНС, компании "ЮрСпектр" как раз прорабатывают шаблоны действий по сделкам для субъектов хозяйствования. Насколько я знаю, сейчас идет проработка основных хозяйственных операций и пошагово разбирается, что при таких операциях надо делать для заполнения счетов-фактур.
Александр ТКАЧЕВ: - Действительно, такое пошаговое обучение просто необходимо, потому что многие представители малого бизнеса оказались в сложной ситуации и не готовы ни материально, ни морально к работе на портале. В качестве помощи пользователям СПС "КонсультантПлюс" нашими специалистами разработаны и помещены в системе более десятка руководств по заполнению ЭСЧФ для различных ситуаций. Эти руководства содержат примеры заполнения ЭСЧФ, так называемые образцы заполнения. И мы видим, что наши материалы востребованы.
- В то же время это еще и вопрос уровня квалификации бухгалтера. Сегодня мало быть просто специалистом, нужно постоянно совершенствоваться и получать дополнительное образование. Понимают ли это бухгалтеры?
Ольга СУЩЕНЯ: - Есть разные специалисты. Кто-то к этому готов, а кто-то только недавно начал использовать программу 1С, и ему сложно одновременно осваивать еще что-то.
Но развиваться нужно, нужно воспринимать новое, и наша компания по предоставлению бухгалтерских услуг готова к этому. Очень надеемся, что в будущем электронные счета-фактуры заменят часть бумажных документов. И это будет большой плюс в работе бухгалтеров.
- А чувствуется ли уже сейчас какой-то эффект от использования электронных счетов-фактур? Все-таки электронный документооборот и в частности счета-фактуры, направлены в первую очередь на ускорение, упрощение, повышение эффективности работы бизнеса и государства.
Ольга СУЩЕНЯ: - С точки зрения государства, думаю, это ускорило процессы. А вот с точки зрения бухгалтера ускорения документооборота пока не произошло. Даже наоборот, введение электронного документа - счета-фактуры - требует дополнительных трудовых и материальных затрат. Некоторым компаниям необходимо будет создать рабочее место для специалиста, в чьи функции будет входить выставление и подписание ЭСЧФ.
Антон КУНЦЕВИЧ: - Конечно, само по себе внедрение нового документа требует дополнительной работы. Но ведь эти затраты могли быть гораздо большими, если бы это был бумажный документооборот.
К тому же сам переход на электронный документ создает предпосылки для того, чтобы в дальнейшем встал вопрос об отмене бумажных книг продаж и покупок. Таким путем, к примеру, пошел Казахстан, насколько мне известно, разрешив не готовить эти книги. То есть мы постепенно идем к тому, что компании между собой смогут, в принципе, взаимодействовать без каких-либо бумажных документов. Надо понимать, что мы живем в XXI веке, и к этому стремятся страны Европейского союза, и даже наши ближайшие соседи, например Эстония, где электронное взаимодействие позволяет гражданам получить, не выходя из дома, все то, что мы вынуждены получать в очередях.
На самом деле в начале любого пути всегда сложно, и сложно всем. В середине пути ты понимаешь, что уже многое сделано и можно двигаться дальше.
Денис ИГНАТЕНКО: - Как видим, рядовые бухгалтеры нововведению не очень-то обрадовались - это дополнительная существенная нагрузка и ответственность. Но с точки зрения бизнеса, на самом деле, это очень большой плюс.
Что это даст? Во-первых, дисциплину взаимоотношений субъектов хозяйствования. Ведь в системе субъект работает не один. Ему мало подать документы – их должны еще подтвердить. Крупные налогоплательщики должны отчитываться раз в месяц. И могут отчитаться, только когда будет подтверждение документов. И если бухгалтер раньше мог сделать что-то завтра, обработать послезавтра, документ мог где-то затеряться, то сейчас он должен сделать все здесь и сейчас. Это очень ценно для предприятия.
И, я считаю, работа портала также приведет к улучшению дисциплины движения денежных средств.
- Вместе с тем значительная часть потенциальных пользователей еще не подключена к системе учета электронных счетов-фактур. Какие действия необходимы, чтобы все-таки подтолкнуть бизнес к автоматизации? Готова ли система к полной нагрузке?
Антон КУНЦЕВИЧ: - Мы делаем все для того, чтобы система функционировала в рабочем режиме и не вызывала трудностей, проводим постоянную оптимизацию и настройку программного обеспечения. И, естественно, готовимся к тому, что пользователей и счетов-фактур станет гораздо больше. При этом надо отметить, что более 2/3 от общего количества счетов-фактур на портале сейчас выставляется из учетных систем.
Часть пользователей сегодня говорят, что будут выставлять счета-фактуры позже, к декабрю, так как еще не завершили доработку своих учетных систем. Некоторые только начинают понимать плюсы официальной технической поддержки от разработчиков учетных систем. Ведь, откровенно говоря, далеко не все в нашей стране используют легально приобретенные учетные системы, и сейчас именно они ищут механизмы доработать их. А это сейчас, в "жаркую" пору, большие затраты на доработку и отсутствие уверенности в гарантированном результате. В то время как легальная учетная система с технической поддержкой – это, на мой взгляд, как минимум гарантия того, что к различного рода изменениям в стране ты будешь готов.
Запас прочности у системы очень высокий, она прогнозировалась из расчета 1,5 млрд документов в год. И поэтому 9 млн поданных счетов-фактур за два месяца – это только начало, хотя результат хороший. Наши зарубежные коллеги, говоря о своем старте, озвучивали гораздо меньшие цифры.
Это еще раз доказывает, что в своем большинстве белорусские бухгалтеры - очень ответственные и исполнительные люди. Им иногда, может быть, не хватает помощи со стороны руководства компании и понимания, что средства автоматизации — это не прихоть бухгалтера, а объективная необходимость.
А где-то и со стороны разработчиков учетных систем недостаточно активности. Понимаю, что еще не закрыт рынок крупных производителей, которых можно автоматизировать. Но вижу, что за границей развиваются те же облачные бухгалтерские решения для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, решения по подписке и так далее, когда не надо платить большие деньги за учетную систему, есть возможность пользоваться неким упрощенным ее вариантом. То есть в этом направлении рынок должен развиваться. И разработчики должны идти навстречу бизнесу, искать варианты.
Денис ИГНАТЕНКО: - Варианты есть всегда. К примеру, у нас разработаны пакеты услуг для различных групп бизнеса, которые различаются по стоимости. Все упирается в белорусский менталитет. Многие ждут конца года, ведь у рынка складывается впечатление, а оно, на мой взгляд, ошибочно, что обязательно с электронными счетами-фактурами нужно будет работать только с 1 января 2017 года.
Хочется более жесткой руки государства. Потому что сказать, что и портал, и учетная система сегодня готовы на 100%, пока нельзя. За нашими системами стоят конечные пользователи, и, чтобы выйти из стадии опытной эксплуатации, пройти уровень большой готовности, нам нужно получить отзывы от максимального количества плательщиков. А для этого их нужно простимулировать сроками.
- Компания beCloud постоянно совершенствует портал по работе с электронными счетами-фактурами. Какие замечания пользователей уже учтены, какие новые возможности в будущем появятся у плательщиков?
Антон КУНЦЕВИЧ: - Как я уже говорил, мы постоянно анализируем обращения от пользователей. Наиболее актуальные нововведения еженедельно обсуждаем с МНС и затем внедряем их на сайте.
Также сейчас мы будем активно наполнять раздел "Новости". Хотим держать наших пользователей постоянно в курсе того, что происходит на портале. Будет размещаться несколько видов информации.
Во-первых, в разделе будет вечно храниться информация о регламентных работах, проводимых на сайте. Возможно, мы в дальнейшем выведем эту информацию в отдельный раздел, чтобы пользователям было удобнее. Такая информация публикуется на нашем портале с самого начала его работы. Начиная с июля, мы, если проводим какие-то работы, связанные с прерыванием сервиса, размещаем информацию об этом на портале. Кроме того, на кнопку "Войти" вешаем всплывающее оповещение о том, что ведутся регламентные работы, и по возможности указываем, до какого времени. Таким образом, пользователь сразу видит, сколько времени сервис будет недоступен, и может планировать свои операции.
Во-вторых, на портале будут размещаться новости об изменениях, которые производятся с системой. Например, на прошлой неделе был обновлен веб-сервис, описание документации веб-сервиса и т.д. Поскольку это касается и разработчиков учетных систем, мы сейчас стараемся размещать информацию о планируемых изменениях заблаговременно.
Кроме того, начнем практику постепенного выхода на плановые обновления ПО. Будем стараться делать это два раза в месяц, допустим, 15-го и 30-го числа. И заранее публиковать новость, что подготовлены изменения и до такого-то числа планируется реализовать такие-то дополнительные функции.
И еще один важный момент! Уже сегодня на портале
Александр ТКАЧЕВ: - После информации о грядущих обновлениях у меня появился вопрос к "Галактике". Денис, успеваете ли вы за теми изменениями, которые происходят на портале? Ведь если я, допустим, пойду по пути автоматизации, у меня проблемы, кажется, снимаются, но эти проблемы ложатся на вас. Вы должны вовремя проводить все обновления вслед за порталом.
Денис ИГНАТЕНКО: - Вопрос правильный. Сказать, что на сегодня все абсолютно идеально – нельзя. Зачастую узнаем об обновлениях вместе со всеми, когда заходим в новости на портале. Поэтому пока бывают нюансы, когда портал обновился, и мы получаем на себя целый шквал звонков от пользователей.
Но недавно был круглый стол beCloud и разработчиков учетных систем, где мы договорились о том, что о новшествах будем узнавать немного ранее. К тому же расширяется функциональность специального тестового портала beCloud, где мы будем апробировать наши решения тоже немного ранее, и с обновлениями портала наши заказчики будут получать уже готовые решения. Думаю, со временем рынок должен себя отрегулировать.
- И в заключение хотелось бы подвести некий итог сказанному, услышать мнение наших экспертов о том, какие еще действия необходимы на пути к электронному документообороту, в частности для расширения использования бизнесом счетов-фактур. Готово ли профессиональное сообщество к дальнейшей работе в этом направлении?
Александр ТКАЧЕВ: - Я вижу, что главное направление – автоматизация учета, автоматизация работы с порталом. И только в результате автоматизации можно прийти к решению всех трудных вопросов, которые возникают у бухгалтеров. Другого пути, наверное, нет, и налогоплательщики будут вынуждены пойти на автоматизацию учетного процесса и работы с порталом.
Денис ИГНАТЕНКО: - Само ничего не делается - надо учиться и работать. Конечно, проблемы есть, но они решаются, над этим сегодня работают все участники электронного документооборота.
Ольга СУЩЕНЯ: - Пожелала бы больше терпения и бухгалтерам, и разработчикам, как системы учета электронных счетов-фактур, так и бухгалтерских систем. Без вас мы все равно не справимся! А в целом - движемся в правильном направлении.
Антон КУНЦЕВИЧ: - Мы как разработчик системы видим проблемы пользователей и, заверю, стараемся сделать все возможное совместно с МНС, чтобы работа с электронными документами становилась более комфортной.
В то же время хочу еще раз попросить пользователей внимательно изучить информацию о типичных ошибках из-за некорректной настройки рабочего места, а также инструкции по настройке и инструкции по методологии. На портале