В Беларуси в этом году снова начали активно обсуждать создание туристического фонда и другие возможные изменения в законодательстве о туризме. Причина - события нынешнего лета, когда с финансовыми проблемами столкнулись несколько крупных российских туроператоров. Пострадали от этого и белорусские туристы. Каких реформ ждать в туристической отрасли, обсудили эксперты в пресс-центре БЕЛТА.
Участники:
- Нынешний сезон выдался для туристического рынка непростым, в первую очередь из-за финансовых сложностей у российских туроператоров. Представители турбизнеса опасались, что сложившаяся ситуация может привести к банкротствам на белорусском рынке. Какова ситуация на сегодня? Вырос ли поток жалоб со стороны туристов в Минспорта в этом году?
Филипп Гулый: Хочу очертить несколько проблем, возникших в этом году на белорусском рынке туристических услуг. Это проблема российских операторов, в частности "Натали Турс", и сложности белорусов при вылетах и выездах с иностранными компаниями, в основном через Украину. Эти моменты вносят панику, напряженность, наносят убытки и создают неудобства как для турагентов, так и для туристов. По сути проблемы имеют два разных корня, но лечатся одинаково.
Начнем с вылета из других стран. Наш рынок емкий, но небольшой. Соответственно, присутствие иностранного бизнеса - объективная реальность. Польские, украинские и российские туристические компании хотят заработать на наших гражданах, белорусский рынок входит в сферу их интересов. Долгое время не обращалось внимание на это явление, поэтому иностранные компании достаточно свободно и уверенно себя здесь чувствовали, не неся никаких обязательств ни перед гражданами, ни перед туристическим бизнесом. Это первая и основная проблема. Так ярко обозначилась она в этом году, и туристический коллапс произошел именно на украинской территории по различным причинам. В первую очередь, это абсолютно нерегулируемый рынок - без страховок, компенсаций и гарантий. К тому же стоит отметить демпинг крупных украинских туроператоров в этой ожесточенной борьбе. Цены получаются ниже за счет снижения сумм выплат поставщикам, что естественным образом отображается на качестве самолетов и другой технической составляющей. Именно поэтому эти неконтролируемые коллапсы и отсутствие ответственности за подобные действия вызвали массу проблем у граждан Беларуси, которые столкнулись с вылетом из Киева, пользуясь турпродуктом от некоторых украинских туроператоров.
Виталий Грицевич: Действительно, если рассматривать обращения, поступавшие в Департамент по туризму Министерства спорта и туризма, то их с начала года было около 120, а за весь прошлый год - 230. Поскольку сезон в самом разгаре, то мы ожидаем, что по итогам нынешнего года обращений будет еще больше. Причем пик пришелся на июль - 40 обращений поступило за один месяц. В основном они касались ситуации, связанной с туроператором "Натали Турс". Благодаря работе Министерства спорта и туризма, Республиканского союза туриндустрии, СМИ нам удалось смягчить ситуацию - письменных обращений по проблеме осталось девять. В то же время десятки звонков раздавались каждый день.
Вопрос о внесении изменений в законодательство действительно назрел. Безусловно, определенные проблемные ситуации возникают каждый год, но в этом году особенно. К примеру, детский отдых в Болгарии. Туроператоры отправляют детей без должного сопровождения на плохом транспорте, сложившаяся там санитарно-гигиеническая ситуация приводит к тому, что дети возвращаются больными. Эти вопросы тоже требуют определенного регулирования. К тому же люди стали брать более дешевые направления, например, в Украину. В связи с повышенным спросом весь автопарк был направлен на обеспечение этих маршрутов. Транспорт снимали с других рейсов, дошло до того, что в поездки отправлялись обычные рейсовые автобусы. Люди много часов проводили в дороге в автобусах, абсолютно для этого не предназначенных. Не то что кондиционер не работал, его там просто не было.
Уже в прошлом году мы инициировали изменения в законодательство в плане увеличения ответственности турфирм. Но тогда наши белорусские крупные туроператоры сказали, что в Беларуси стабильная ситуация. Теперь они согласны, что назрело время для пересмотра законодательства.
Филипп Гулый: Чем усугубился этот коллапс? Мы привыкли за долгие годы в своей стране к качественному обслуживанию, к тому, что закон защищает от некомпетентного поведения. Национальные туристические компании и операторы стараются делать качественный продукт в конкурентной борьбе для своих граждан, живя и работая здесь и распределяя полученную прибыль.
Но в этом году так резко все всколыхнулось за счет того, что иностранцы вывозят наших туристов на автобусах достаточно сомнительного качества, демпингуя при этом. Почему белорусы оказались в этой ситуации? Привыкли к стабильности и качеству белорусского туристического рынка. Когда белорусские туроператоры в Минспорта рассказывали, что у них все хорошо, то не брали в расчет, что иностранные фирмы могут полноценно присутствовать на нашем рынке. Если брать некоторых иностранных туроператоров, то у них в Беларуси хотя бы есть представительства, у других нет ничего, и мы не можем даже попытаться защитить права наших граждан.
Юлия Куцер: Наличие представительства на территории Беларуси, по моему мнению, никоим образом ситуацию не меняет, а даже усугубляет. Допустим, затронули вопрос банкротств. Берем любую компанию. Есть российская компания, которая формирует тур. Она открывает представительство, и фактически туристические агентства покупают туры у представительства. Да, оно является резидентом Беларуси, однако при этом у него сформирован минимальный уставный фонд, нет имущества, которое есть на балансе у российского туроператора. И, соответственно, наши турагентства, которые приобретают тур у белорусского представительства, никак не защищены.
Возьмем ситуацию: турагент продал тур, к примеру, на $5 тыс., тур аннулирован, следовательно, белорусское турагентство полностью отвечает перед гражданами в размере $5 тыс., хотя оно всего лишь получает комиссию в $500. Впоследствии отвечать перед турагентством будет это открытое представительство, у которого ничего нет. Яркий пример - минское представительство "Натали Турс", которое находится в стадии ликвидации, а значит, в дальнейшем будет процедура банкротства, а имущества нет, отвечать нечем, и все денежные средства, которые были перечислены или потрачены, не будут возвращены белорусским туристическим агентствам.
С моей точки зрения как адвоката, было бы выгоднее обращаться напрямую к российскому туроператору, у которого есть имущество и финансовые гарантии. В Российской Федерации это либо страхование, либо банковская гарантия. А так получается, что нашим турагентствам даже обратиться не к кому.
Филипп Гулый: В качестве резюме можно обозначить существующие на данный момент проблемы. Прежде всего, впервые на рынке Беларуси в информационном поле появилось недоверие к профессионалам. Получается, что белорусы, кто платит деньги или едет сейчас отдыхать, не до конца уверены, волнуются и не знают, кому можно доверять.
Второе, Беларусь реально несет убытки из-за того, что иностранные фирмы пользуются ресурсами наших людей - деньги и прибыль из карманов белорусов в страну не возвращается, бизнесмены не зарабатывают, прибыль уходит за границу.
Третье, за счет жесткого законодательства, которое защищает наших граждан, туристический бизнес понес ответственность. Это по закону правильно, но по совести несправедливо, поскольку они эти деньги не украли, не проиграли в казино, а отдали их иностранцам, которые имеют здесь легальную возможность работать. Белорусские турагентства сейчас отвечают своим имуществом перед гражданами нашей страны. Кстати, большое спасибо Министерству спорта и туризма за активную работу по сглаживанию ситуации и разъяснению.
И четвертое, национальный туристический бизнес, который извлекает прибыль, оставляет ее в зарплатах, покупках на территории Беларуси, в отличие от соседних стран не защищен. Вот четыре сложных и простых вопроса, которые необходимо решить в этом году.
- Давайте поговорим о ситуации с аннуляцией путевок российского туроператора "Натали Турс". По информации Минспорта, в Беларуси было продано около 400 туров, которые впоследствии были аннулированы. Как удалось урегулировать ситуацию с выплатами туристов, известны ли сроки выплат? Были ли обращения в суды?
Юлия Куцер: Непосредственно приобретатели этих путевок начали обращаться в суды, и они судятся с туристическими агентствами, которые им продавали путевки. Соответственно, получают судебные решения. Если у туристических агентств нет возможности выплатить эти денежные средства, то возбуждается исполнительное производство, накладывается арест по распоряжению деньгами на расчетный счет, что в принципе парализует деятельность туристического агентства. И такие случаи уже есть.
Законодательно все правильно, поскольку по договору об оказании туристических услуг перед туристом отвечает тот, кто продал путевку. Следовательно, это выигрышное дело. В дальнейшем туристическое агентство, которое продало путевку, имеет право, так как работает по договору комиссии, обратиться в большинстве случаев с иском к туристическому оператору. Если говорить о "Натали Турс", то туроператором и тем, с кем работали наши агентства, выступала компания ООО "Натали Турс", которая является резидентом Республики Беларусь и находится в процедуре добровольной ликвидации. Эта процедура предполагает в течение двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации сбор требований кредиторов.
Однозначно могу сказать, что с момента вхождения в процедуру ликвидации все расчеты приостановлены. На утверждения, что они будут рассчитываться, могу сказать: не будут, не имеют на это права. Собираются сведения, потом будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, неизвестно, будут ли денежные средства, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими туристическими агентствами. Соответственно, в дальнейшем будет подано заявление о банкротстве в экономический суд Минска. И с момента открытия конкурсного производства еще примерно три месяца никаких расчетов с турагентствами и иными кредиторами проводиться не будет.
Существует лишь небольшая вероятность, что пострадавшее турагентство что-то получит. Либо в рамках искового заявления, возложения субсидиарной ответственности на руководителя компании "Натали Турс" или на участника. Это долгий судебный процесс, который займет как минимум еще полгода, а то и восемь месяцев. И только потом будет взыскание по этому иску, и с малой долей вероятности кому-то из туристических агентств часть средств будет компенсирована.
Филипп Гулый: Если личного имущества будет достаточно.
Юлия Куцер: Если личного имущества у физических лиц нет, то, соответственно, будет выигранное дело о субсидиарной ответственности, и 25% от дохода кому-нибудь по очередности будут компенсировать. Фактически, белорусские турагентства могут распрощаться с этими деньгами.
Виталий Грицевич: Кроме этого, есть еще вариант, как себя поведет российская сторона. Получается, белорусскому представительству "Натали Турс" должна "Панорама Тур", и сейчас те, кто занимается ликвидацией, проводят работу о получении этой задолженности. Здесь есть вопрос, как "Натали Турс" будет себя дальше вести в России. Непонятно до сих пор, продолжают они свою деятельность или нет. Если да, то они должны закрыть свои долги, и тогда получается, что "Панорама Турс" расплачивается с белорусской дочкой "Натали Турс". И те турагенства, которые обратились к ликвидатору, в порядке очереди получают свои деньги.
- Какие суммы этих компенсаций и смог ли кто-нибудь вернуть свои деньги?
Виталий Грицевич: Сумма задолженности белорусской дочки "Натали Турс" перед нашими турфирмами составляет около 600 тыс. евро.
Насколько я владею информацией, на счетах "Натали Турс " есть определенная сумма денег. На сколько ее хватит - это уже другой вопрос.
Филипп Гулый: В любом случае из всего мы получаем результат либо опыт. И в будущем с помощью системных решений нужно сделать все, чтобы не допустить повторения подобного.
- Турбизнес инициировал изменения в законодательстве. Этот вопрос прорабатывается и Министерством спорта и туризма. Когда ожидать изменений и как будет защищен турист? Какие новшества могут появиться в страховании? Не первый год обсуждается создание туристического фонда. Почему не удалось договориться о его создании при подготовке предыдущей редакции закона "О туризме" и какая его модель обсуждается сейчас? На кого все-таки лягут дополнительные расходы - на туриста или туркомпанию?
Людмила Кулак: Механизмов по защите прав туристов в тех случаях, когда туристическими организациями не исполняются обязательства, существует много.
Одним из них является страхование гражданской ответственности туристической организации. Сегодня, к сожалению, в Беларуси такого вида страхования нет, в законодательстве он не прописан. Нормативного правового акта, который бы устанавливал обязательность или существование такого вида страхования, нет.
Что касается в целом страхования туристов, то турист обеспечивает себя страховкой только в части неких личных своих рисков, в том числе финансовых. Существует медицинское страхование, где медицинский полис - это финансовая гарантия покрытия расходов на оказание медицинской помощи за границей. Даже при выезде в страны, где обязательный договор страхования не требуется, например, в Украину, все равно туристы самостоятельно или через туркомпанию приобретают полисы. Хочу поддержать Минспорта по поводу организации отдыха в Болгарии - мы столкнулись с тем, что детские группы едут с недостаточным сопровождением. Возникающие по нашей линии вопросы мы со своими партнерами решаем, но приходится констатировать, что дети находятся порой не под должным присмотром за границей.
Что касается финансовых потерь, то "Белгосстрах" страхует расходы граждан, выезжающих за границу. Это так называемая страховка от невыезда. Сегодня страховой полис гарантирует возврат денег в случае объективных личных проблем у туриста - отказ в визе, экстренная госпитализация непосредственно перед поездкой, смерть близких родственников, призыв на военные сборы либо военную службу. Это причины, которые непосредственно касаются туриста. В данном случае при невозможности по договору об оказании туристических услуг возвратить полную стоимость тура, который оплачен клиентом, невозвратная часть либо визовый сбор возвращается "Белгосстрахом" в виде страховой выплаты.
Есть еще один вид страхования, который позволяет туристу избежать дополнительных расходов - страхование общегражданской ответственности туриста, который находится за границей. В данном случае турист может рассчитывать на покрытие расходов в случае причинения вреда имуществу или здоровью людей, когда он находится на отдыхе. Если, например, он разбил зеркало в ресторане, все расходы будут покрываться страхованием.
Других видов страхования, которые бы покрывали в том числе какие-то расходы, связанные с неисполнением обязательств туристической организацией, сегодня в Беларуси, к сожалению, нет. "Белгосстрах", если будет инициатива Минспорта либо нашего непосредственного регулятора Министерства финансов, готов работать в этом направлении. Мы знакомы с опытом проведения такого страхования, поскольку сотрудничаем со многими европейскими и российскими страховыми компаниями.
Как именно может быть реализовано страхование гражданской ответственности туристической организации, можно будет говорить после создания рабочей группы и обсуждения вопроса со всеми заинтересованными. Важно учесть практику работы туристических организаций на белорусском рынке.
Филипп Гулый: Практика подобного страхования туристической деятельности существует в России, Казахстане, других странах. Этот опыт в "Белгосстрахе" изучен и аккумулирован, данным вопросом специалисты занимаются с 2012 года. Республиканский союз туриндустрии с недавних пор находится в тесном контакте для проработки данного вопроса.
В зависимости от развития законодательной инициативы этот инструмент может быть одним из достаточно серьезных механизмов уменьшения рисков. Вопрос в том, подходит ли нам в чистом виде российская или польская модель или нужен какой-то комбинированный вариант с учетом наших условий. Этот инструмент - один из вариантов, который может быть, и "Белгосстрах" к этому готов.
Людмила Кулак: "Белгосстрах" не только готов, но и заинтересован. Наша компания занимается и социальными видами страхования, и, конечно, должен быть некий механизм защиты туриста. Думаю, он будет выработан.
Юрия Куцер: В этой ситуации возникает вопрос, а кто же будет нести расходы по страхованию? Туристическое агентство непосредственно либо эти расходы будут возложены на туриста. Потому что туристическое агентство работает за комиссионное вознаграждение, которое в лучшем случае составляет 12-15% от стоимости тура, а со всеми скидками - 5-7%. Нужно содержать офис, начислять зарплаты и уплачивать налоги, если к этому добавить затраты на страховку, то может возникнуть вопрос, как работать бизнесу.
Виталий Грицевич: Сейчас мы уже перешли к вопросам изменения в законодательство, поэтому выскажу позицию Министерства спорта и туризма, как мы это на данный момент видим.
Первое, от чего следует отталкиваться, - должно быть четкое разграничение, кто такой турагент и туроператор. Соответственно, какую ответственность они должны нести. Турагент является всего лишь продавцом, и при качественном исполнении своих обязательств (предоставление достоверной, правдивой информации, правильное ее донесение до клиента, улажены все вопросы с пребыванием на отдыхе) он должен рисковать только своей комиссией. На данный момент позиция такая. В принципе, как и в России. Видим пример "Натали Турс": турагенты выплатили свои комиссии, и потребители "ломятся", по другому не скажешь, в офисы "Натали Турс".
Естественно, у туроператоров гораздо шире круг обязанностей, и основную ответственность должны нести они. В каком виде эта ответственность будет, какие будут условия ведения их деятельности, чтобы полностью защитить права и законные интересы потребителей, - это вопросы для обсуждения в рабочей группе.
Страховые гарантии могут быть частью всего этого. Как правильно сказала представитель "Белгосстраха", турист может застраховать себя в тех случаях, когда сложности с поездкой связаны непосредственно с ним - болезнь, еще что-то. Но позиция Минспорта в том, что взаимоотношения турагента, туроператора с поставщиками услуг, авиаперевозчиками - не проблема туриста. Соответственно, здесь не может быть у него обязанности страховаться. Это должно быть страхование конкретно самой турфирмы. Еще раз повторю: кто это должен делать, в какой степени должны участвовать туроператор или турагент, какими будут размеры взносов - это вопрос для обсуждения. Единственное, насколько я понимаю ситуацию, все-таки это страхование должно быть не сильно дорогим, чтобы оно не легло грузом на плечи тех же туроператоров. Иначе, в итоге это заложится в цену путевки.
Кроме того, предлагается обсудить введение института обязательной сертификации субъектов турдеятельности. На данный момент она добровольная. Декрет №7 либерализирует условия ведения бизнеса, к нам в реестр субъектов туристической деятельности подаются сведения о том, что туристической деятельностью собираются заниматься отдельные организации, ИП, которые не имеют к этой сфере никакого отношения, а занимаются совершенно иной деятельностью. И в Минспорта задаются вопросом, как будут защищены права туриста.
Эта тема обсуждалась еще год назад, но не выносилась на обсуждение ответственности. Сначала мы должны это обсудить с участием всех заинтересованных - это как минимум 10-15 органов госуправления, не считая отдельных представителей туроператоров, турагентов. Обязательно Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Общество защиты прав потребителей должны подключиться. Тут есть очень широкий спектр вопросов, которые надо продумать.
- Это будет на базе уже существующего реестра субъектов туристической деятельности?
Виталий Грицевич: Да, у нас среди наработанных вариантов тот же реестр в качестве базы. Два года назад он появился, мы его ведем и видим, что необходимо его изменить, чтобы он был более информативным, сделать обязательной подачу сведений в него. По данным Белстата, на 1 января в стране было 1 444 организации, которые занимаются турдеятельностью, а в реестре порядка тысячи субъектов. Когда к нам звонят клиенты и спрашивают, надежна ли фирма, мы первым делом советуем посмотреть, есть ли компания в реестре. Если субъект уже два года не изучает законодательство в сфере туризма, не знает, что надо податься в реестр, как он может быть надежен?
Возможно, этот реестр мог бы стать инструментом регулирования. То есть при нарушении каких-либо норм будущего законодательства, если это не единичный случай, а многократные нарушения, может возникать вопрос о принудительном исключении из реестра. Таким образом, будут отсекаться недобросовестные поставщики туристических услуг. Это один из вариантов.
С учетом предлагаемых изменений, думаю, что будут не изменения, а абсолютно новая редакция закона "О туризме". Ведь еще предлагается ряд норм, которые давно назрели, например, касающиеся заключения договоров об оказании туруслуг в виде электронного документа (практика уже есть, ее нужно оформить в законе). Есть отдельные вопросы, связанные с экскурсионной деятельностью, определить, например, что такое аудиогид и попадает ли он в категорию оказания туристических услуг.
Филипп Гулый: Для решения всех этих вопросов очень мало времени, потому что к весне 2019 года все должно быть в новом виде, чтобы успеть к II Европейским играм и новому летнему сезону.
Виталий Грицевич: Мы подали предложения включить поправки в закон "О туризме" в план подготовки законопроектов на следующий год. Надеюсь, что нас поддержат, и в указе этот законопроект будет. Работа по подготовке этого законопроекта уже началась.
Филипп Гулый: В этой ситуации отмечу, что, как говорят, нет худа без добра. Все то, о чем говорили Минспорта и туриндустрия, год или два назад, никто особо не воспринимал, потому что не было вопиющих проблем, когда пострадали туристы и юрлица понесли финансовые убытки, возникло недоверие к тур бизнесу. Теперь в министерство приходят жалобы и приходится в этом разбираться. Если бы этого не было, к этой проблеме, может быть, никто бы не обратился. Однако сейчас есть возможность изменить ситуацию эффективно и быстро в лучшую сторону.
Взять хотя бы сертификацию. В связи с безвизом в Гродно буквально за два месяца появилось около 70 новых компаний. Как они прошли сертификацию, в каком виде, сложно понять. Или случай, когда директор турфирмы проиграла деньги клиентов на ставках. Даже если это не мошенничество, а просто человеческий фактор, кто людям будет возвращать деньги?
В чем корень этой проблемы? Выездной турбизнес - это определенные финансовые риски. Соответственно, если в бизнесе есть финансовые риски, его нельзя не регулировать. Им не могут заниматься все подряд, без денег и соответствующей компетенции. Поэтому первая и основная задача, то, за что Республиканский союз туриндустрии ратует. Это конечно: разделить туроператоров и турагентов. Это нужно сделать по многим причинам. Спрос с туроператора и турагента должен быть разный по наличию в офисе сотрудников и т.д. И самое главное - по ответственности, турагент не должен отвечать за чужие деяния.
Второе - наш турист должен быть обязательно защищен. За что еще ратует РСТИ - за разделение туроператоров: есть въездные и выездные, есть национальные и иностранные. Это очень сложная кропотливая работа, здесь много тонких нюансов. У тех, кто занимается крупным бизнесом, должно быть страхование, фингарантии, другая форма наличия активов, которая в случае банкротства, неисполнения обязательств или чего угодно может покрыть убытки и расходы, понесенные клиентами. Мы все понимаем, что крупную туроператорскую деятельность может осуществлять субъект, который может гарантировать выполнение своих обязательств. Иначе будет та ситуация, которую подробно описала Юлия Куцер: никому ничего не вернули и при этом вроде никто не мошенник и никто не виноват.
- То есть по сути сейчас у нас нет сертификации турфирм?
Юлия Куцер: Сертификация сейчас добровольная. При этом из более 900 субъектов, которые находятся в реестре, сертифицировано всего около 220. Вот и делайте выводы.
Относительно финансовых гарантий, на мой взгляд, необходимо установить требования к минимальному уставному фонду - как минимум для туроператоров. Возможно, такую же норму было бы целесообразно установить и для турагентств.
Второе, по аналогии с банковским законодательством, - это формирование обязательных резервов. Устанавливается норматив обязательного резерва - это те средства, которые туркомпании могут использовать только на погашение своих финансовых обязательств перед клиентами в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. По сути, это будет гарантийный фонд, который позволит избежать таких ситуаций, какая сложилась сейчас с "Натали Турс". Как этот фонд будет формироваться - вопрос для обсуждения.
Виталий Грицевич: Норма о минимальном уставном фонде должна относиться и к представительствам иностранных туроператоров. Их минимальный уставный фонд должен быть сформирован в юрлице, которое находится на территории Беларуси. Таким образом мы защищаем наших туристов, которые работают с иностранными туристическими организациями.
Филипп Гулый: Туроператор должен иметь средства, чтобы при необходимости ответить по своим обязательствам, турагент должен быть компетентным, турист должен быть защищен, а национальные интересы должны быть разграничены с иностранными. Сегодня эти простые истины, к сожалению, не соблюдаются. На мой взгляд, это основные принципы, которые должны быть нормативно воплощены.
Гарантийный фонд нужен. Такой фонд уже действует в Российской Федерации. Но это никоим образом не должно отразиться на стоимости туров для туристов. Это мое мнение и мнение членов союза: не должен турист ни за что платить. Это несправедливо.
Раз мы затронули взаимоотношения туриста и турагента, я бы хотел сделать официальное заявление.
Мы все являемся пользователями туристических услуг. В сегодняшних довольно либеральных условиях, без обязательной сертификации туруслуг, многие туристические менеджеры до конца не понимают ни своих прав и обязанностей, ни прав потребителя: что мы обязаны вернуть туристу, а что нет, как с ним себя вести, как гасить конфликты и проблемы, которые могут возникнуть. С другой стороны, и сами граждане тоже не до конца знают, как правильно обращаться, что им положено к возврату, что нет, и как это сделать более эффективно. Между тем при наличии этих знаний в 70% случаев конфликт между туристом и менеджером турагентства может быть разрешен быстро и грамотно.
Поэтому в партнерстве с юридическим сообществом Республиканский союз туристической индустрии принял решение создать общество защиты прав потребителей туристических услуг, куда за консультациями и за защитой своих прав смогут обращаться как туристы, так и туристические агентства.
Официальную процедуру открытия мы планируем запустить уже в сентябре. Очень рассчитываем, что уже после нового года, в период раннего бронирования и перед весенними выставками и торгами, общество защиты прав потребителей туристических услуг будет функционировать. В полную силу оно заработает, когда на базе союза начнет действовать колл-центр. Возможно, к весне - не будем загадывать.
Виталий Грицевич: Это очень правильная тема. Мы провели небольшой анализ: из 120 обращений, которые поступили в Минспорта и туризма с начала года, жалоб было 52, остальные - обращения за консультацией и т.д. Из этих 52 жалоб наши юристы признали обоснованными только 35. То есть иногда туристы сами не знают, чего они хотят. И жалобы их не всегда понятны. Поэтому создание такого центра работы с потребителями-туристами очень поможет.
Филипп Гулый: Надо консолидироваться и стремиться к повышению деловой и профессиональной этики, культуры обслуживания граждан и культуры потребителя.
- Когда могут быть приняты новые правила в туризме?
Виталий Грицевич: Подготовка закона - довольно длительный процесс. Но мы постараемся максимально оперативно подготовить законопроект и согласовать его на уровне Совмина. И рассчитываем, что в следующем году он может быть подписан. А вступит в силу не ранее 1 января 2020 года. Мы сделаем для этого все возможное.
Мы видим, что и общественность, госорганы, и профессиональное сообщество уже готовы к максимально оперативному решению этих вопросов. Очень надеемся, что наши законодатели не станут затягивать этот процесс.
Филипп Гулый: Мы считаем, что этот процесс можно ускорить. Ведь на подходе II Европейские игры, следующий туристический сезон - к этому времени необходимо многое изменить в законодательстве по въездному туризму, нужно вернуть доверие к рынку, дополнить бюджет и сделать еще много полезных дел.
Мы готовы оказывать любую помощь - профессиональными консультациями, участием в работе коллегиальных органов при Минспорта, формированием максимального инфополя и т.д.
Это касается каждого из нас, и чем быстрее это получится сделать - тем лучше будет для всех - для государства, для бизнеса, для потребителя.
- Про демпинг, о котором мы говорили в начале беседы, уточняющий вопрос. Получается, мы страдаем от этого извне? А внутри у нас все хорошо?
Филипп Гулый: Внутри наш рынок стабильный.
В России как такового демпинга нет. Там есть серьезные дальномагистральные направления, где выгодные полетные программы формируются за счет емкости. А, например, с территории Украины нам дешевле летать не потому, что там больше людей или они получают лучшие цены в Египте или в Турции. А исключительно за счет того, что используют дешевую технику. Там много мелких авиакомпаний с 3-4 самолетами. Техника ломается, ее надо чинить - отсюда задержки рейсов… Даже у крупных зарубежных лоукостеров и забастовки происходят, и долги перед пилотами.
Демпинг - это определенные риски, ни надежности, ни гарантии. И выбирая дешевые полетные программы зарубежных авиакомпаний, это необходимо четко понимать. В течение этого лета мы все ярко увидели, к чему это приводит.
Поэтому нужно аккумулировать этот рынок у себя в стране. И у национальной авиакомпании, и у национального турбизнеса есть желание и возможности сделать так, чтобы от нас было вылетать выгоднее и дешевле.
Виталий Грицевич: Когда мы эту ситуацию отслеживали, выяснялось, что в большинстве случаев турагенты предупреждали клиентов о рисках, связанных с вылетами более дешевыми рейсами из соседних стран.
Все-таки качество и надежность должны быть на первом месте. Если мы внесем планируемые изменения в закон о туризме, иностранные туроператоры должны будут работать по нашим правилам и отвечать за качество своих услуг.
Филипп Гулый: Кстати, далеко не по всем направлениям летать из соседних стран выгоднее, чем из Беларуси. Сегодняшняя ситуация на рынке цен абсолютно иная, чем еще несколько лет назад. Есть ряд направлений, по которым из Беларуси летать гораздо выгоднее. Думаю, что со временем эта ситуация выровняется.
Мы намерены сделать подробный анализ полетных программ в Беларуси и в соседних странах. Он покажет реальную ситуацию. Это важно и для бизнеса, и для государства, и для потребителей.
Думаю, в октябре мы сможем представить эту аналитику.
Виталий Грицевич: Это будет полезно всем. Министерство спорта и туризма располагает данными, которых может не быть у Республиканского союза туристической индустрии, и готово подключиться.
- Благодарим за беседу!