Родители Александра Шуголя оба обладали математическим складом ума и получили профессии технического профиля. "Отец и мама работали на заводах. Я поступал в наш витебский пединститут (сейчас это Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. - Прим. БЕЛТА) в 1993 году. Время было непростое. Перед этим решался вопрос - кем быть. Математика у меня шла хорошо, но, видя пример папы, трудившегося инженером, я понимал, что этим себя не прокормишь, тем более что некоторые заводы в городе тогда начинали закрываться. И тогда я подумал, что учитель - профессия универсальная, а главное - стабильная. Какими бы ни были времена, даже на сломе эпох, школы и ученики останутся, и я всегда смогу заработать на кусок хлеба", - объяснил выбор жизненного пути педагог.
Александр Шуголь рассказал, что ему очень повезло попасть молодым специалистом в Лужеснянскую школу для одаренных ребят. "Думаю, именно благодаря этому я остался в профессии, хотя поначалу были мысли найти что-то другое. Учителя, которые там работали, стали наставниками и для меня, делясь опытом, а дети проявляли такую заинтересованность в учебе, что сам порой заряжался этим", - признался математик.Педагог уже 27 лет трудится в сфере образования, и из них 11 работает в гимназии №2, которая уже не раз признавалась лучшей в республике среди учреждений среднего образования. У математика есть немало поводов гордиться своими подопечными. Только на уровне области в предметных олимпиадах не менее 60 учащихся стали победителями, а на республике - около 20. А вот "международников" пусть и не много, всего девять человек, зато какие!
"Иван Коршунов в прошлом году стал победителем Международной математической олимпиады, которая уже много лет проводится в Великобритании. Это, можно сказать, вершина мастерства для школьника, самая престижная из олимпиад, где нужно быть подготовленным к нетривиальным задачам", - отметил педагог.Александр Шуголь пояснил, что для такого уровня испытаний недостаточно знаний по школьной программе и даже по университетской. Здесь нужно иметь особые мозги.
"Математика - это не просто теоремы и правила, это определенная логика, структура, подчиненная четким законам. Люди ошибочно считают, что после школы они не сталкиваются с этой наукой. А ведь она везде. Выходите вы с утра на работу или учебу и мысленно прокладываете маршрут - это математика. Нужно вам просчитать семейный бюджет или составить какой-либо план, вы используете математику. Если вам необходимо что-то доказать - свое мнение или суждение, то вы применяете математические знания. Конечно, мы не высчитываем мысленно угол, под которым нужно держать пульт, чтобы включить телевизор, это делается машинально, но и это математика. И как раз знание этих фундаментальных принципов, логика, структурированность помогают ребятам на международных олимпиадах, где нужно подумать, найти нестандартное решение и показать, что ты не просто знаешь, а действительно понимаешь математику", - акцентировал внимание учитель.
Опытный педагог очень быстро вычисляет способных ребят и развивает их талант так, чтобы они были первыми. "Мне приходится много читать и заниматься саморазвитием, чтобы знать все современные методы и технологии образования, изучать профильную литературу, в том числе на иностранном языке. И все же для меня очень важно, чтобы мои ученики превзошли учителя. У меня нет цели решать какие-то задачи лучше них, я считаю, что просто должен понимать предложенное ими решение. Мозг детей работает совершенно удивительным образом. У них в памяти может всплыть информация, которую я рассказывал им два-три года назад, и они справляются с заданиями таким способом, о котором я и не подумал бы, даже в его сторону не посмотрел бы. На мой взгляд, для такого нетривиального решения нужно иметь особый склад ума, и у таких ребят - блестящее будущее, потому что они смогут применять свои идеи и креативное мышление в разных сферах", - поделился увлеченный своим делом учитель.
Александр Шуголь видит в любимой дисциплине большие перспективы для всего общества. "Цифровизация в наши дни идет повсеместно, сейчас искусственный интеллект внедряют даже в тех сферах, о которых раньше мы и не помышляли бы. Это экономика, медицина, транспорт, производство. В будущем, я уверен, будут необходимы специалисты, не просто разбирающиеся в информационных технологиях и пишущие программы, а умеющие перенести общепринятые, бытовые понятия и явления в цифровую сферу. И математика как раз помогает это сделать. У нее обширный круг задач, и поэтому математики с широким кругозором будут особенно востребованы", - выразил свое мнение педагог.
За столько лет преподавания в школе Александр Шуголь прирос душой к этой работе. "Если изначально я выбирал профессию из достаточно практичных соображений, то теперь не представляю себя вне этой сферы. И как таковая математика, и педагогический труд для меня стали призванием. Уже с точки зрения полученного опыта я бы никогда не поменял свой выбор, если бы мне предложили что-то исправить в жизни", - признался витебчанин года.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.