Уникальное бархатоподобное волокно и обновление сети фирменных магазинов: что предлагает своим покупателям ОАО "Свiтанак"
Мягкие пижамы и туники, яркие футболки, халаты и термобелье… Белорусы хорошо знают продукцию этой трикотажной фабрики. Во-первых, потому что жодинское предприятие с солидным возрастным "пробегом" и добрым именем – существует на рынке трикотажа уже полвека. Во-вторых, ОАО "Свiтанак" одевает людей практически всех поколений – от младенцев до пожилых. Ну и в-третьих, здесь никогда не изменяют принципам качества, внося свой вклад в имидж товаров с маркировкой Мade in Belarus.
Какой трикотаж считается уникальным на территории СНГ? Успешно ли продвигаются изделия ОАО "Cвiтанак" на маркетплейс-площадках? Где в ближайшем будущем откроются новые фирменные магазины? Есть ли у хлопка достойные альтернативы? Читайте в нашем материале.
На вкус и цвет
История ОАО "Свiтанак" началась в 1975 году. Сегодня это одно из ведущих предприятий отечественного легпрома. В 2017-м компания выпустила миллиардное по счету изделие. А всего за полвека количество произведенных товаров превысило 1 миллиард 620 тысяч штук. Каждый месяц ОАО "Свiтанак" производит 120 – 140 тонн полотна и реализует около 680 тысяч трикотажных товаров.
Полный цикл производства – ключевая особенность жодинского предприятия. Здесь сами вяжут полотно, красят его, выполняют отделку, наносят печать и принты, кроят и отшивают готовые изделия, а также создают собственные авторские коллекции и сами продают.
– Максимально полно удовлетворить требования и ожидания наших потребителей – миссия нашей компании, – отмечает генеральный директор ОАО "Свiтанак" Юрий Лукашевич. – Наряду с недорогими, доступными всем слоям населения изделиями, присутствуют и товары более дорогого сегмента.
В ассортименте продукции почти 80 % занимает белье, около 19 % – верхний трикотаж для женщин, мужчин, детей и подростков, а 1,2 % – постельное белье, шапки, вязаный трикотаж и другие товары.
В месяц ОАО "Свiтанак" производит 200-250 различных моделей. Ежегодно ассортимент обновляется примерно на 65 % с учетом сезонности. Продукция выпускается средне- и мелкосерийными партиями. Качество ее соответствует требованиям, предъявляемым к нему стандартами Республики Беларусь и Российской Федерации.
Элитный трикотаж для супербеби
На ОАО "Свiтанак" всегда делали качественные детские вещи по ГОСТу. А с 2019 года здесь стали активно выпускать авторские коллекции, ориентированные как на малюток (до 1,5 лет), так и для дошколят (2– 6 лет), школьников (7– 10 лет) и подростков (11– 14 лет).
В производстве есть своя изюминка. Предприятие – единственное в Беларуси, которое имеет полный комплект оборудования для производства бархатного полотна. Оно обладает шелковистым блеском и мягким грифом, нежное, приятное на ощупь, удобное в эксплуатации и в уходе.
Бархатное полотно состоит преимущественно из натуральных волокон. За счет того, что содержит не менее 84 % хлопка, материал обладает высоким уровнем гигроскопичности, воздухопроводимости и гипоаллергенности. И при этом оно износостойкое, хорошо сохраняет форму и не деформируется после стирок. Ну и, конечно же, внешний вид – он, без преувеличения, роскошный. Поэтому из него шьют премиум-одежду для детей – теплые костюмчики, комбинезоны. В них малыши чувствуют себя очень комфортно и вызывают эмоции умиления у родителей и окружающих. Из бархатного полотна также производят и одежду для взрослых – это костюмы для дома и отдыха, красивые халаты.
В целом качеству трикотажа на предприятии уделяют большое внимание. При изготовлении полотен предпочтение отдается натуральным волокнам, прежде всего хлопку. В производстве используется хлопчатобумажная пряжа линейной плотности от 16,0 текс до 50 текс гребенного и пневмомеханического способа прядения. Также применяются вискоза, смешанная пряжа, в составе которой хлопок, полиэстер и меланж, хлопок с вискозой и льном, а также полиэфирные нити и спандекс (лайкра).
Основная часть сырья закупается в Узбекистане. Не так давно стали тесно сотрудничать с белорусскими производителями.
Тест на гибкость и востребованность
Предприятие развивает и обновляет свои производственные мощности. Ежегодно в производство инвестируется около миллиона белорусских рублей. А в этом году на модернизацию будет направлено 1,855 миллиона рублей.
Экономические санкции Запада стали для многих предприятий проверкой на жизнеспособность. Для ОАО "Свiтанак" это был реальный вызов. Ведь на фабрике установлено оборудование преимущественно "родом" из стран Евросоюза. После введения санкций правительства соответствующих государств все запчасти и комплектующие поставлять сюда запретили. Самое досадное, что у большинства нет аналогов. Таким образом, закупка оригинальных запасных частей и узлов напрямую у производителей стала невозможной. Возникли и проблемы с проведением сервисного технического обслуживания и ремонта, а также с оплатой и проведением платежей. Ситуация вынудила искать новых партнеров. За достаточно ограниченный срок нашли производителей оборудования в Китае и Турции. Химикаты и красители стали поставлять из Ирана и Турции.
Успешно решило предприятие и проблему, связанную с перечислением платежей в евро и долларах США за сырье. После переговоров с поставщиками пряжи из Узбекистана, Таджикистана и другими партнерами перешли на расчеты в российских рублях. А что касается рынков сбыта, то стали интенсивно осваивать рынки дружественных стран, в первую очередь России. Как итог – на протяжении всего периода санкционного давления производство было загружено, работа цехов ОАО «Свiтанак» была по-прежнему бесперебойной. Запланированные бизнес-планом развития организации объемы выпуска продукции были выполнены. А это, в свою очередь, позволило удовлетворить заявки партнеров по отгрузке продукции как на экспорт, так и на внутренний рынок.
Практично и патриотично
Последнее время в ассортименте одежды ОАО "Свiтанак" появились заметные модели с принтами, в том числе патриотического характера. На футболках из стопроцентного хлопка – васильки, зубры, государственные символы – флаг и герб.
Фото 32
Еще одна интересная коллекция от ОАО "Свiтанак" предназначена для спортсменов. Она выполнена из многофункциональной полиэфирной нити. Это новое сырье с особыми свойствами. Нити последнего поколения благодаря своему строению способны быстро отводить влагу от тела, запечатывать ее внутри и поддерживать температурный баланс.
Такие изделия не требуют особого ухода, сохраняют форму и привлекательный вид даже после частых стирок. А благодаря приобретенному специализированному швейному оборудованию на изделиях применяются плоские, высокорастяжимые швы, позволяющие человеку активно двигаться. Под торговой маркой SWS разработаны коллекции не только для профессиональных спортсменов, но и для всех любителей активного образа жизни. Интересно, что из такой ткани можно делать одежду и для детей – это подтвердили испытания: гигроскопичность и воздухопроницаемость на уровне.
Профессиональную спортивную одежду предприятие разрабатывает более пяти лет. ОАО «Свiтанак» облачает команды гандбола, волейбола, футбола, баскетбола, а также участников различных туристических слетов. Руками работников жодинской фабрики создавалась и экипировка для представления сборных команд на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, Пекине и Токио.
В основном товары ОАО "Свiтанак" покупают жители Беларуси и России. При этом порядка 60 % белья и трикотажа реализуется через собственную товаропроводящую сеть. Сегодня в нашей стране и за рубежом работают 120 фирменных магазинов ОАО "Свiтанак" и 5 филиалов компании по мелкооптовой и розничной торговле. Таким образом фабрика представлена в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бресте и Жодино.
Специалисты предприятия констатируют, что благодаря этой сети растут продажи. А главное – качественные товары становятся ближе к клиенту.
– Ежегодно мы открывали по 5-7 фирменных магазинов, а в прошлом году был рекорд – 23 новые торговые точки распахнули свои двери, – комментирует гендиректор. – За счет этого товарооборот вырос на 21,3 %, практически охватив все регионы Беларуси. Наши фирменные магазины функционируют и в малых городах, и в весьма отдаленных регионах республики.
В текущем году фирменные магазины ОАО "Свiтанак" появились еще в пяти городах. Это Верхнедвинск, Чериков, Жабинка, Воложин, Борисов.
– В ближайшей перспективе намерены не только открывать новые торговые точки, но и оптимизировать уже существующую торговую сеть, – посвящает в планы предприятия Юрий Лукашевич. – Будем менять локации, оптимизировать затраты, гармонизировать ассортиментную и кадровую политику. Сегодня в целом мы охватываем фирменной сетью более 70 городов Беларуси.
В 2025 году ОАО "Світанак" планирует увеличить объемы реализации продукции и за счет экспортных поставок. В последнее время предприятие расширяет свое присутствие на рынке Российской Федерации.
– Сотрудничество с РФ – первостепенное направление для нашей страны, – подчеркивает гендиректор. – Для нас этот рынок всегда был и будет приоритетным. Это основное направление сбыта, на долю которого приходится более 90 % экспортных поставок. Свои позиции на рынке Союзного государства станем только укреплять.
В 2022 году в Смоленске зарегистрирован Торговый дом ООО "СВИТАНАК-ТРЭЙД", который активно развивается. Успешно работает фирменный магазин в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве.
– Видим, что наша продукция стабильно пользуется спросом туристов и москвичей, – отмечает Юрий Лукашевич. – Изюминкой белорусского павильона является магазин "ПЕРВЫЙ", привлекающий огромное количество покупателей ежедневно своей неординарностью и уникальностью. Розничные магазины открыты в Смоленске, Ярцево и Сафоново.
В текущем году намечено открытие не менее 5-6 фирменных магазинов на территории России. Как варианты локаций рассматриваются Смоленская, Брянская, Орловская, Московская, Воронежская и Ленинградская области.
Наш выход! В интернет
А как же тренд нашего времени – модные маркетплейсы? В этом направлении ОАО "Світанак" тоже активно работает. В январе нынешнего года продукция жодинской фабрики стала доступной на "Валдберис" и "Озон". Это обеспечило основной рост продаж на экспорт. – Мы успешно конкурируем с другими производителями на данных площадках, – констатирует гендиректор. – Видим, что доверие к белорусскому товару высокое. Самостоятельные продажи на ведущих маркетплейсах через торговый дом на территории РФ успешно растут. В первом квартале этого года мы реализовали таким образом товаров в пять раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Просто факты
ОАО "Світанак" – лауреат премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (2024 год). Предприятие является призером конкурсов и фестивалей: "Лучшие товары Республики Беларусь", "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации", международный фестиваль-конкурс "Выбор года".
ОАО "Світанак" признан одним из самых известных брендов Беларуси по итогам конкурса "Бренд года" (2023 год).
Елена КОЗЛОВСКАЯ, фото предоставлены рекламодателем
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.