Уверенный шаг, гордая осанка, величавая стать - ветеран Белорусской железной дороги Александр Николаевич Алексеев хозяйским взглядом осматривает объекты ставшего родным Калинковичского железнодорожного узла. Так сложилось, что уроженец России на долгие годы связал свою жизнь с этим стратегическим местом.
В этом году калинковичские железнодорожники отмечают 135-летие узла. Здесь все живут и работают большой семьей, но строго в рамках служебного ранга. И для Александра Николаевича Алексеева этот праздник почти семейный. Корреспонденты БЕЛТА изучили уклад одного из крупных железнодорожных узлов региона. Также узнали о "Фантомасах" в депо, новичках на рельсах и перспективах электрической тяги во время пресс-тура Гомельского отделения БелЖД.Свой среди своих
Александр Алексеев может долго рассказывать о любимом месте работы, которое стало делом всей жизни. Более 40 лет на его глазах развивался Калинковичский железнодорожный узел.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_903933.jpg)
Любовь к железной дороге поселилась в сердце паренька Саши еще в детстве. Сейчас Александр Николаевич с легкой улыбкой вспоминает прогулки с друзьями к стальным магистралям. Признается - в России проводили эксперименты: клали на рельсы копеечные монеты и наблюдали за их изменением после прохождения очередного локомотива. Обыкновенные ребяческие шалости стали началом большого пути осознанного человека, специалиста с большой буквы.
Восхождение по карьерной лестнице началось именно в Калинковичах и с самой низшей ступеньки. Здесь в начале 1970-х устроился простым путейцем и постепенно рос, обучался, поднимаясь все выше, став начальником локомотивного депо Калинковичи. С этой должности и ушел на заслуженный отдых, правда, с определенной долей условности. Он и сейчас при исполнении - возглавляет ветеранскую организацию Калинковичского железнодорожного узла. "Железная дорога не терпит безответственности. Здесь железная, практически военная дисциплина. И за все годы на Калинковичском узле рядом были только ответственные и преданные своему делу люди", - подчеркивает ветеран, почетный железнодорожник. На его глазах сменялись и поколения подвижного состава.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_395715.jpg)
Пример недавнего пополнения - дизель-поезд ДП1. Двухсекционный экспресс связывает населенные пункты региональным сообщением. Небольшой маневренный поезд с комфортными сиденьями пассажиры оценивают высоко. Не ускользнуло это и от взгляда опытного железнодорожника. "Я и сам проехал однажды. Вижу, что и людям нравится. А как иначе, ведь время идет - все развивается", - отмечает с улыбкой Александр Алексеев.
На перроне - только видимая сторона
Современный вокзал в Калинковичах с красивым фасадом круглосуточно встречает и провожает гостей и жителей района. Это место встреч и расставаний, новых направлений в жизни под перестук колес.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_118259.jpg)
В будний день немногочисленные пассажиры спешат по своим делам. Пять минут до отправления поезда - то время, за которое можно вспомнить всю жизнь и прикинуть несколько вариантов плана Б на случай опоздания на рейс.
Есть места в здании вокзала, обустроена и открытая площадка с сидениями недалеко от перрона. Но, как говорят, за пять минут можно сделать очень много, в частности, добежать от автобусной остановки и запрыгнуть в вагон дизеля Калинковичи - Гомель.
Работников узла можно узнать по собранному взгляду и форме, разумеется. Их задача - не допустить форс-мажоров. Растерянность или рассеянность для них - непозволительная роскошь.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_445471.jpg)
У перронов стоят пассажирские и грузовые составы. По громкоговорителю объявляют время отбытия поездов. С одной стороны, кажется, что в таких местах с особой романтикой и аурой время останавливается, с другой - ощущаются новые веяния.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_966849.jpg)
Станция Калинковичи
Это подразделение за последние три года преобразилось до неузнаваемости. Один из этажей полностью реконструировали: снесли некоторые стены, обустроили пространство для сотрудников, установили новое оборудование с программным обеспечением. Здесь разместился штаб диспетчеров, где внедряют микропроцессорную централизацию.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_631253.jpg)
На компьютерных мониторах - в таблицах и схемах полная навигация по станции. Новые технологии освоил и дежурный по станции Виктор Лыщенко, который пришел на предприятие в 1980-х. Но не уходит в историю и бумажная версия документации. Аккуратным почерком специалисты заполняют журналы строгой отчетности.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_263852.jpg)
"Обзор отличный. Нам, как говорится, сверху и не только видно все. Работать очень интересно. Железная дорога всегда была, есть и будет, а с ее электрификацией откроются новые горизонты", - отмечает опытный дежурный станции Виктор Лыщенко со стажем более 35 лет.
Станция Калинковичи находится на пересечении важных грузовых направлений. Специалисты выполняют операции пропуска и переработки вагонопотока со стороны станций Гомель, Жлобин, Коростень, Лунинец, а также принимают и передают вагоны, контейнеры и грузы на стальную магистраль Украины.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_565616.jpg)
Каждые сутки через станцию проходят десятки грузовых составов, плюс пассажирские. Пока из-за эпидемиологической ситуации приостановлено движение международных пассажирских составов.
Товарная контора
За передвижением товаров и грузов разных категорий внимательно следят специалисты линейного центра транспортного обслуживания. Заместитель директора ДЦТО Ирина Грищенко уверена: в любое время и при любой нагрузке все документы должны быть в полном порядке, иначе на железной дороге в принципе быть не может.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_35847.jpg)
В среднем в сутки на станции грузят 22,78 тыс. т различной продукции. Каждые 24 часа - около 382 вагонов разной номенклатуры. Такая тенденция обозначилась в январе-феврале 2021 года. "Для сравнения в прошлом году в аналогичный период погрузка составляла 202 вагона. Объем погрузки увеличился до 189% к аналогичному периоду прошлого года", - рассказывают на предприятии.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_415760.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_905613.jpg)
Основные заказчики грузоперевозок - Мозырский НПЗ, Калинковичский лесхоз, востребован железнодорожный транспорт и у представителей частного сектора экономики.
Дистанция пути
Ангелами-хранителями железной дороги можно считать коллектив Калинковичской дистанции пути. Специалисты обслуживают стальные магистрали по четырем направлениям: в сторону Гомеля и Овруча до границы с Украиной, а также Бреста и Жлобина. Дистанция пути состоит из четырех путевых участков, которые включают 13 околотков, 50 рабочих и две мостовые бригады, а также цех дефектоскопии, механические мастерские и ремонтно-строительную группу.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_357484.jpg)
На предприятии раскрывают в цифрах то, что не объять взглядом. Развернутая общая длина путей - 527,8 км. На обслуживании находится 54 железнодорожных переезда. Продолжительность бесстыкового пути - 312,9 км. Наверняка, идя вдоль железнодорожного полотна, многие из нас с переменным успехом принимались считать шпалы. На Калинковичской дистанции пути - 874,4 тыс. штук шпал, из которых 785,3 тыс. - железобетонных и более 50 тыс. деревянных. И все - под присмотром специалистов. Приглядывают за таким масштабным хозяйством почти 500 человек.
Пользуясь случаем, заглядываем в мастерские: большие, просторные помещения, современная техника и оборудование.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_713111.jpg)
Единственная кузница среди предприятий госсектора - в Калинковичской дистанции пути. Без нее, признаются здесь, как без рук.
В кузнечном цехе жарко, ярко пылает огонь в печи. Кузнец ручной ковки Александр Лаворенко со спины напоминает былинного богатыря. По сути, он и есть - только в современном облике. Кому еще под силу придать металлу любую форму. В его распоряжении - современный агрегат, а также традиционные молот и наковальня. Кузнец легко с ними управляется. За смену может выковать до 100 необходимых элементов, в зависимости от их сложности и производственной необходимости.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_394829.jpg)
Сравнивать прошлое и настоящее - обыкновенная традиция юбиляров. Как вспоминают на предприятии, на момент ввода в эксплуатацию железной дороги на месте современного райцентра было местечко Каленковичи. Здесь располагалась станция Мозырь - по названию наиболее значимого близлежащего населенного пункта. Стоит ли говорить, каким арсеналом владели путейцы того времени, если сегодня специалисты проводят даже ультразвуковую диагностику рельсов.
Локомотивное депо
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_712813.jpg)
Это подразделение называют сердцем предприятия, на котором трудятся более 530 человек. Здесь огромный ангар цеха эксплуатации, медпункт, диспетчерская и другие подразделения. Предусмотрен и дом отдыха локомотивных бригад, рассказывает заместитель начальника локомотивного депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Владимир Змушко.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_553045.jpg)
Здесь узнаем небольшую "тайну" 3ТЭ116У - двухсекционного грузового тепловоза - одного из самых распространенных в странах постсоветского пространства. Нередко его называли "Горбатым" за характерную форму крыши, а также "Фантомасом" и "Боингом". На предприятии говорят: этот паровоз при 240 т веса способен тянуть за собой около 7 тыс. т.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_966215.jpg)
Сейчас на обслуживании и уже полюбившийся пассажирам новичок ДП1. Всего в парке - 36 тепловозов, три дизель-поезда серии ДП1 и др.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_224271.jpg)
Представить трудно, что до 1917 года в депо насчитывалось 8 паровозов серии "Ов" и один маневренный. Средний вес поезда составлял 500 т, средняя скорость составов - 15 км/ч. Через станцию Калиновичи проходило два пассажирских и шесть грузовых поездов.
Во второй половине 1930 годов активными темпами шло техническое перевооружение депо. Впрочем, во время Великой Отечественной войны предприятие сильно пострадало, но благодаря усилиям железнодорожников к началу 1945 года хозяйство паровозного депо Калинковичи было восстановлено в полном объеме. Предприятие получило более мощные паровозы серии "Э". С 1947 года задействовали и трофейные - серии "ТЭ", а спустя год и серии "ТЛ". Техническое развитие постоянно продолжалось. В 1965 году депо Калинковичи стало переходить на тепловозную тягу, из паровозного депо переименовано в локомотивное. Хозяйство было реконструировано под тепловозную тягу. Сейчас здесь активно готовятся к старту электрического хода.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_969494.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_312072.jpg)
Начальник локомотивного депо Калинковичи Игорь Гордиенко говорит, что сегодня предприятие стабильно работает и занимает уверенные позиции, имеет серьезные перспективы. И основная их часть связана с инвестпроектом по электрификации участка Жлобин - Калинковичи - Барбаров. В скором времени будет электрифицирован участок общей протяженностью 141 км. На станциях, остановочных пунктах и перегонах участков проводятся необходимые работы.
Путевой юбилей
28 февраля 1886 года сдан в эксплуатацию участок Гомель - Лунинец Полесской железной дороги протяженностью в 281 версту. Стала работать железнодорожная станция, пришел первый поезд. С этого времени ведет отсчет и станция, и предприятия Калинковичского железнодорожного узла (станция Калинковичи, Локомотивное депо Калинковичи, Калинковичская дистанция пути). Железная дорога, по сути, стала градообразующей для будущего райцентра: город Калинковичи получил развитие именно благодаря ей. Особый импульс был дан в 1915-16 годах с продолжением строительства участка пути Жлобин - Калинковичи - Словечно - Овруч железнодорожной линии Петербург - Одесса. Затем построена Пховская ветка (Калинковичи - Пхов, 10 верст). В первые годы эксплуатации железные дороги обслуживались только одной парой почтово-товарно-пассажирских поездов. Сегодня узел стал в разы больше и крепче.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_640515.jpg)
Железная дорога ускоряется. Ее развитие идет своим ходом, точнее - электрическим шагом. "Электрификация - это новое веяние, новые скорости, новый уровень комфорта. И в принципе это шаг вперед и для предприятия, и для Калинковичского железнодорожного узла, и для района в целом", - резюмировал Игорь Гордиенко. Скоро на железнодорожном узле почувствуют новую энергию и мощность.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_622851.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/2021/000023_858F8047ABF01467432586A30025AF77_80138.jpg)
Олеся ЖЕЛЕЗНЯКОВА,
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.-0-