Производственные площади Мозырского нефтеперерабатывающего завода в эти дни очень похожи на гигантский конструктор. Километры труб, тонны металлоконструкций, плит, всевозможных блоков, кабелей и сотни уникальных деталей и агрегатов. Параллельно с налаженным производственным процессом здесь идет масштабная модернизация, а фактически - крупнейшее строительство: возводится комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Oil). С процессом создания сложного технологического объекта знакомились корреспонденты БЕЛТА.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_7934.jpg)
Строящийся комплекс называют заводом в заводе. Он включает три основных объекта: саму установку гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, установки производства водорода и производства серы (они уже готовятся к пусконаладочным работам), а также 21 объект общезаводского хозяйства.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_608390.jpg)
"Этот проект самый глобальный, самый масштабный не только в 45-летней истории предприятия, но и всей отрасли. Он позволит заводу увеличить глубину переработки нефти с нынешних 75% до 90%, выход светлых продуктов - до 67%. К тому же индекс Нельсона вырастет с 9 до 11,8 - практически максимальный уровень сложности развития технологических процессов", - очерчивает перспективу генеральный директор предприятия Виталий Павлов.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_709225.jpg)
Увеличится и производство гидроочищенного дизельного топлива. При этом улучшится и качество котельного топлива - мазута: содержание серы в его составе не превысит 1%.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_32562.jpg)
Оценочная стоимость проекта более $1,218 млрд. На данный момент он профинансирован на 85%. "Нормативные сроки строительства порядка восьми лет, однако мы стараемся ускорить реализацию этого проекта", - отметил генеральный директор. Так, в последние два года профинансирована значительная часть проекта (около $600 млн), выполнена масштабная часть строительно-монтажных работ. Практически все оборудование уже на заводе, и 85% его смонтировано.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_123684.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_89769.jpg)
Масштабы работ видны еще за пределами производственной территории. В день нашего визита на установке гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков монтировали третью из четырех необходимых крупногабаритных емкостей для катализатора, которые будут задействованы при работе реакторного блока.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_479840.jpg)
Стальные 35-тонные емкости объемом 298 куб.м диаметром 5,8 м прибыли из Польши. Процесс их изготовления длился более года.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_63942.jpg)
Сам монтаж на установке занимает несколько часов. На высоту более 50 м крупногабаритную емкость поднимает специальный кран.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_477917.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_364390.jpg)
Ответственность, внимательность и практически ювелирная точность - необходимые слагаемые успешного проведения подобных операций.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_11737.jpg)
Параллельно с монтажом емкостей для катализатора монтируют и трубопроводы высокого, среднего и низкого давления.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_595000.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_318894.jpg)
Виталий Павлов подчеркивает, что практически все оборудование в данном проекте нетиповое, нестандартное, высокосложное. Многие позиции - в единичном исполнении. При этом география поставок включает почти все континенты.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_391110.jpg)
Так, специальную многотонную арматуру с приводом различных размеров доставили из Германии и США, реакторы произведены в Японии. "Производство реактора также представляет сложный технологический процесс, на который потребовалось около двух лет", - приводит пример руководитель предприятия. Высота каждого из них 52 м, вес - 860 т, толщина стенки - 20 см, диаметр 4 м. Транспортировали реакторы исключительно водным путем, они преодолели два океана, море, реки, общий маршрут превысил 25 тыс. км. Для разгрузки в Мозыре оборудовали специальный причал. Уникальной называет руководитель и операцию по подъему реакторов: "Был задействован кран грузоподъемностью 1650 т голландско-российской компании, сборка которого тоже заняла около двух месяцев. Для монтажа реакторов нужен был точнейший расчет, мы консультировались с японскими, голландскими специалистами".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_968056.jpg)
На финальной стадии строительства установки будут монтировать эбуляционные насосы, позволяющие поддерживать расширенный слой катализатора в реакторах. Они специально изготовлены голландской компанией для Мозырского НПЗ. В таком техническом исполнении только пять единиц насосов в мире.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_163284.jpg)
Всего же на комплексе будет установлено свыше 1,1 тыс. позиций высокотехнологичного оборудования, смонтировано более 25 тыс. т металлоконструкций, свыше тысячи километров технологических трубопроводов, выполнено более 380 тыс. сварных стыков, уложено 4,5 тыс. км кабельной продукции.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_656441.jpg)
Уникально и оборудование, которое используется при строительстве комплекса. Машины, краны, мощные агрегаты повышенной грузоподъемности, с умными системами автоматики - всего около сотни единиц. Некоторые из них приобретали специально для реализации этого проекта.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_271242.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_24163.jpg)
Ежедневно на строительной площадке комплекса работают более 1,5 тыс. человек. Строители, сварщики, монтажники, слесари КИП, электрики, маляры, изолировщики - над возведением важного объекта трудятся квалифицированные специалисты предприятий из разных уголков нашей страны. В пусконаладочных работах содействие оказывают коллеги из России. Так как это базовый проект французской компании Aхеns, представители данной организации также контролируют процесс, как и специалисты поставщиков оборудования.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_302829.jpg)
Генеральный директор НПЗ отмечает, что производственные мощности строящегося комплекса, автором проекта которого является мировой лидер в области технологии нефтепереработки, - будут способны перерабатывать 3 млн т сырья в год. Для сравнения: на данный момент максимальная мощность подобного комплекса в Бургасе (Болгария) - 2,5 млн т.
"С учетом сложности проекта серьезные требования предъявляются к безопасности эксплуатации комплекса на всех уровнях его реализации, в том числе при производстве технологического оборудования, которому предстоит работать при температуре свыше 430 градусов по Цельсию и при давлении около 190 атмосфер", - говорит Виталий Павлов.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_593782.jpg)
Интересуемся, какой процесс при строительстве комплекса самый трудоемкий и ювелирный. "Сварка трубопроводов высокого давления", - отвечает директор дирекции по реконструкции и развитию Александр Гуд. Он подчеркивает, что для проведения таких операций допускаются сварщики исключительно высшей квалификации. К исполнению работы предъявляются максимально высокие требования. Тщательно контролируется и химический состав металла трубопровода.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_996029.jpg)
Сварку трубопроводов ведут не только на территории завода, но и на семи дополнительных производственных площадках - пять расположены в Мозыре, еще две в Гродно. Ежедневно вахтовым методом трудится 91 сварщик, 62 из них - непосредственно на заводе.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_910508.jpg)
Подготовка трубопровода к сварке также довольно длительный процесс и может занимать от 15 минут до восьми часов в зависимости от диаметра труб, который варьируется от 15 мм до 1,2 тыс. мм, и толщины стенки - максимальное значение по данной позиции 50 мм.
"Порядка 37 км трубопровода будет эксплуатироваться при высоком давлении и температуре, - разъясняет заместитель директора дирекции по реконструкции и развитию Валерий Ильюк. - Эти трубопроводы из специальных сталей с содержанием хрома, никеля, молибдена". На них необходимо сделать около 57 тыс. сварных стыков. И здесь важно соблюсти всю технологическую последовательность операций (количество которых достигает 16) для качественной сварки шва. Резка, разделка кромки, проварка корня, стыковка, наплавление 15 швов для заполнения толщины, термообработка - на сварку некоторых соединений может уходить до 54 часов. Каждое сварное соединение тщательно контролируется.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_123708.jpg)
Новый комплекс станет местом работы для 280 специалистов: операторов технологических установок, машинистов технологических насосов, машинистов компрессоров. Специалисты проходят обучение, уже ознакомились с процессами эксплуатации подобного действующего технологического объекта в Бургасе, осваивают работу тех видов оборудования, с которыми предстоит работать в ближайшем будущем. Такой подход, по мнению руководителя предприятия, позволит работникам быстро включиться в производственный процесс.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_871703.jpg)
"Строительство комплекса - хороший шаг в развитии предприятия, направленный в том числе на повышение экономической эффективности завода. Этот проект дает возможность предприятию развиваться дальше", - убежден Виталий Павлов.
В целом же модернизация для предприятия - процесс непрерывный, поясняет генеральный директор: "За последние 10 лет завод проинвестировал в основной капитал около $1,5 млрд, построив значительное количество новых технологических объектов и модернизировав уже действующие".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_646098.jpg)
Например, благодаря модернизации установки гидроочистки дизельного топлива освоили процесс депарафинизации, который позволяет НПЗ выпускать шесть видов зимнего дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками.
С 2017 года начали реализацию алкилата как отдельной товарной продукции, а в 2018 году нарастили ее объемы. В прошлом году вывели на рынок метил-трет-бутиловый эфир и кубовый продукт каталитического крекинга, который применяют в качестве сырья для нефтехимических процессов производства технического углерода.
В начале года на Мозырском НПЗ получили новый продукт - бензин с октановым числом 100, который нашел своего покупателя на рынках Казахстана и Украины. Благодаря постоянному развитию и применению новейших технологий нефтепереработки вся продукция предприятия соответствует требованиям национальных и международных стандартов.
Опыт мозырских нефтепераработчиков интересен их коллегам из других компаний и стран. Об этом свидетельствует количество участников проводимых на предприятии конференций. Например, 23-25 апреля на площадке завода соберутся более 200 представителей из Беларуси, стран СНГ, Европы - ведущие лицензиары технологических процессов, поставщики оборудования, проектные, подрядные, эксплуатирующие организации. Участники обменяются опытом, озвучат новые идеи. "Сейчас активно обсуждаются вопросы дальнейшего развития нефтепереработки, нефтехимии. Важным является и вопрос цифровизации производства. Это перспективный шаг, который позволит значительно оптимизировать действующие технологические процессы. Обсуждение этих вопросов помогает принимать грамотные решения для дальнейшего развития предприятия", - уверен Виталий Павлов.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_E2638B2F540D37CF432583DA004EC6B8_699314.jpg)
Тамара СУБОТКО,
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
БЕЛТА.-0-
![РЕПОРТАЖ: Строительно-монтажные работы на комплексе замедленного коксования "Нафтана" вышли на завершающую стадию РЕПОРТАЖ: Строительно-монтажные работы на комплексе замедленного коксования "Нафтана" вышли на завершающую стадию](/images/storage/news/with_archive/2019/000023_1554999645_343673_small.jpg)