ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Регионы
22 января 2016, 17:47

РЕПОРТАЖ: Гашиш в зефире, опасные посылки и "кости брата": журналисты на один день стали таможенниками в аэропорту

Белорусским журналистам на днях представилась удивительная возможность - освоить профессию таможенника. И не где-нибудь, а в Национальном аэропорту - там находится таможня "Минск-2". О том, как мы сканировали багаж, искали наркотики и пытались подружиться с главными помощниками таможенников - собаками из кинологической службы, читайте в репортаже БЕЛТА.

Искали наркотики, а нашли… язву

В аэропорт приезжаем утром, впереди, как обещают в "Минск-2", нас ожидает насыщенный день. Надо признать, таможенники слово держат - день действительно выдался насыщенным. Сначала мы попадаем в учебный центр Национального аэропорта, где начальник таможни "Минск-2" Андрей Михалькевич рассказывает, как служба сработала в прошлом году.

Тысячи тонн проверенных грузов, тысячи оформленных деклараций, самые громкие задержания… Слушать, несомненно, интересно, но мы все равно с нетерпением ждем, когда же нам позволят увидеть работу таможенников своими глазами.

Идем по аэровокзалу в сторону зоны таможенного контроля (ЗТК). По пути Андрей Михалькевич объясняет, что может стать основанием для проверки ручной клади пассажира. Во-первых, таможенникам может поступить информация от спецслужб, тогда конкретного человека уже будут ждать для проверки. Во-вторых, может сработать оборудование ЗТК, к примеру газоанализатор, или что-то учует служебная собака. В-третьих, специалисты таможни обязательно визуально оценивают пассажиров, их поведение. И если что-то покажется странным, человека досмотрят пристальнее.

Что в это время происходит с багажом пассажира, спросить не успеваем - служба авиационной безопасности и режима аэропорта начинает досмотр наших вещей. Сумки с ноутбуками и фотоаппаратами весело катятся по ленте интроскопа - прибора, сканирующего их содержимое. Забегая вперед, скажу: это первый, но далеко не последний интроскоп, который мы сегодня увидим. Проверка проходит быстро. Итак, мы в зоне вылета.

Первое, что должен сделать пассажир, который попадает в зону вылета, - определиться, по зеленому коридору он пойдет или по красному.

Чтобы пассажир принял правильное решение, подчеркивает начальник таможни, ему предоставлено огромное количество информации: стенды, буклеты, плакаты, информационная графика. Если скрывать от таможни нечего - смело шагай по зеленому. А если все-таки есть вопросы, то лучше пойти по красному, где таможенники подробно объяснят, что надо декларировать, а что нет. Оба выхода обозначены световыми панно зеленого и красного цвета. Выходы, к слову, выполняют функцию ворот радиационного контроля.

"К счастью, случаев контрабанды или незаконного перемещения источников радиоактивного излучения у нас не было, но ворота периодически срабатывают. Как-то проверяли обычную сумку. Оказалось, радиационный фон превышен. Думаю, владелец выбросил ее - не очень приятно иметь при себе радиоактивную вещь", - вспоминает Андрей Михалькевич и отмечает, что опасный предмет сотрудники таможни сразу изолируют.

Бросаем взгляд в сторону призывно мигающего зеленого коридора и поворачиваем в красный - именно в нем проводятся все операции таможенного контроля.

Проходим мимо стоек, где сотрудники таможни принимают декларации и отвечают на вопросы пассажиров. Здесь же стоит еще один интроскоп. "А это наша новация - сферический стол, на компьютеры которого выводится информация о пассажирах и их багаже. Когда люди входят в зону контроля авиационной безопасности, информация о них сразу фиксируется и передается нам. И если у сотрудника таможни возникли сомнения, он проверит конкретного пассажира более тщательно", - объясняет начальник таможни. Недавно здесь прошло задержание: таможенник увидел на экране интроскопа предмет, напоминающий огнестрельное оружие. Его изъяли. Это оказался муляж, и вещь скоро вернут владельцу.

У сферического стола для нас проводят краткий инструктаж, как нужно расшифровывать информацию интроскопа. Органика на экране отображается всеми оттенками желтого (наркотики к ней и относятся), металл - синим или зеленым цветом. У сотрудников есть памятка, где указаны оттенки всех опасных веществ. Опытный таможенник практически с одного взгляда может определить, есть ли угроза.

После этого наше внимание привлекает газоанализатор, который помогает выявить взрывчатку или наркотики. "Давайте попробуем его в действии", - предлагает один из специалистов и просит кого-нибудь выступить добровольцем. Протягиваю ему свою сумку. Таможенник надевает перчатки, тщательно протирает сперва ее поверхность, а потом и мою руку специальной салфеткой, а затем вкладывает салфетку в аппарат. "Если будут обнаружены следы взрывчатых веществ или наркотиков, оборудование покажет. Придется вас тогда задержать", - улыбается он. Ждем секунд тридцать. За это время успеваю понервничать: вроде наркотиками не балуюсь, да и мастерить бомбы - не мое, но все равно как-то боязно. Наконец, на экране появляется надпись "Тревоги нет". Выдыхаю.

Дальше подходим к еще одному интересному аппарату. Называется он ConPass и производит его белорусская компания.

Это своего рода рентген, который очень выручает, к примеру, в случае с глотателями наркотиков - просвечивает от макушки до пят. В 2013 году белорусские таможенники задержали с его помощью гражданина из Таджикистана, у которого обнаружили более 600 г героина в желудке. "Аппарат хороший, - смеются таможенники. - Мы как-то проверяли человека, а вместо наркотиков нашли у него язву".

Наркокурьеров - без очереди, пожалуйста

Самое интересное нас ждет в зоне международного прилета. Сначала предлагают заполнить декларацию, а потом и вовсе стать таможенниками и проверить багаж подозрительных пассажиров, в роли которых выступили сотрудники таможни. Опять вызываюсь добровольцем и, наверное, зря: наркотики, спрятанные "матерым" наркокурьером, найти не удается. Сначала с коллегой опрашиваем пассажира - кто, откуда летит, что везет. Потом сканируем его чемодан, пытаемся увидеть на экране что-нибудь запрещенное. Очертания туфель, бутылки, таблеток… И очень много оттенков желтого - то есть органики, но определить, есть ли в чемодане наркотики, с первого взгляда не получается.

Просим пассажира открыть чемодан, досматриваем, находим книжку явно экстремистского содержания и радуемся: справились. Но оказывается, что рано. Сотрудники таможни огорошивают: вы только что упустили наркокурьера. Тот, довольно улыбаясь, показывает закладки - в зонтике (я же его крутила в руках и ничего не нашла?!), под подкладкой чемодана, а потом еще достает пачку сигарет из кармана и пакетик оттуда. Все это - кокаин.

В паре метров от нас еще два новоявленных таможенника тоже пытаются найти наркотики. В том, что они точно есть, уверены - учуяла служебная собака.

Вещи в чемодане перерыты уже десять раз, а наркотиков все нет. Одна из журналисток-таможенниц крутит в руках безобидную пачку зефира. А потом решает ее просканировать. И радости нет предела - в зефире спрятан гашиш!

"Прятать наркотики в продукты питания - очень распространенная практика", - улыбаются таможенники и показывают еще две закладки. Одна - в видеокамере, вторая - под обшивкой чемодана. Псевдокурьер вдруг улыбается и говорит: "А еще у меня в желудке более 600 г героина. Я же так старался обратить ваше внимание на свое плохое самочувствие: пот вытирал, за живот держался". Да уж, надо быть внимательнее.

"Не переживайте, девочки, - успокаивает нас начальник отдела кадров и идеологической работы таможни Елена Семашко. - Этому учиться надо очень долго". Елена Валерьевна более 20 лет проработала в таможне. За это время чего только не случалось! Она рассказывает потрясающую историю. "Как-то под утро мы с напарницей встречали рейс из Грузии. Грузины обычно везут много национальных блюд. И вот проверяем на интроскопе чемодан одного пассажира и замечаем странную вещь - банку с тонкими продолговатыми предметами. Спрашиваем у пассажира, что это. Он так недобро на нас смотрит и говорит: "Кости брата". Теряем дар речи: ночь, мы вдвоем, а тут - кости. Тихонько переспрашиваю коллегу: "Ты что услышала?" Она говорит: "Кости брата". На другие вопросы пассажир не отвечает - вроде не говорит по-русски. К этому времени к нам подходит еще один человек с этого рейса. Просим его перевести вопрос, что везет пассажир. Тот переводит: "Подарки". Мы спрашиваем, с какой целью он прибыл в Беларусь, и слышим от нашего добровольного переводчика: "В гости к брату". И тут нас осеняет - "Кости брата" это и есть "В гости к брату". Человек просто выучил одну фразу, чтобы ответить на самый распространенный вопрос таможенников о цели визита. Но из-за акцента мы его не поняли. А в банке оказались свернутые в трубочку виноградные листья для долмы".

После нашего фиаско нам демонстрируют, как работают собаки из кинологической службы таможни. При этом одному из коллег-фотографов приходится понервничать, когда собака вдруг проявляет к нему повышенный интерес. Тревога оказалась ложной. Потом специалисты показывают, как еще преступники пытаются провозить оружие и наркотики. Запоминаются яблоки, разрезанные и склеенные, а также книжка с полой сердцевиной. "Тут нужен глаз да глаз", - вздыхаем мы и уважительно смотрим на девушек-таможенниц, которые с легкостью решают такие задачки.

Письмецо с сюрпризом

На последний пункт нашей таможенной эпопеи приезжаем уже уставшие. Все-таки нелегкая это работа - наркотики искать. Посмотреть осталось еще пункт международного почтового обмена "Белпочты" в аэропорту. Его ввели в строй 1 июня 2015 года, и за это время тут обработан уже без малого миллион почтовых отправлений. А рядом строится еще одно здание (на 1,5 тыс. кв.м) - второй терминал "Белпочты". Для справки: площадь первого терминала составляет около 450 кв.м. Заместитель генерального директора по развитию РУП "Белпочта" Юрий Изюмов рассказывает, что сейчас здесь в сутки обрабатывается от 6 тыс. до 9 тыс. отправлений, которые доставляются воздушным транспортом. Работает новый объект круглосуточно, в смене трудятся 11 сотрудников "Белпочты" и 5 таможенных инспекторов.


"Интернет-торговля развивается интенсивно, поэтому растет количество международных отправлений. Для этого и нужен новый терминал. Строительство идет быстрыми темпами, думаю, в 2016 году объект будет запущен", - отмечает он. Юрий Изюмов проводит небольшую экскурсию, показывает рабочие места сотрудников и огромные мешки с почтой. Пока мы беседуем, проверять почту приходит еще один опытный таможенник - служебная собака Баттерфляй, в простонародье Буба.


Ее хозяйка - инспектор-кинолог Анжела Хоревич - рассказывает, что рабочий день собаки из кинологической службы длится в среднем около шести часов. "Это моя личная собака, поэтому даже после службы она останется жить у меня. Обычно такие собаки работают восемь лет, если больше - надо уже смотреть по состоянию здоровья животного. Бубе пошел седьмой год", - говорит Анжела.

Всплеск интернет-торговли (Андрей Михалькевич озвучил цифру - около 80% всех МПО) вызвал и рост количества преступлений в сфере международных почтовых отправлений. Письма и посылки с сюрпризом ищут не только с помощью служебных собак, здесь стоит уже знакомый нам интроскоп. Среди интересных находок - ножи, наручники, прицелы к боевому оружию и даже топоры. Вспоминают специалисты и случай с посылкой из США, в которой было около 230 г наркотического средства "митрагинин". Получателем оказался 17-летний учащийся минского колледжа, который заказал наркотики через интернет и оплатил карточкой матери. Выяснилось также, что эта посылка - не единственная. В ходе следствия было задержано еще одно международное почтовое отправление в адрес этого же получателя (225 г). Сейчас дело ведет Следственный комитет. В 2015 году таможенную границу в Национальном аэропорту Минск пересекло более 1,8 млн человек. Цифра наглядно демонстрирует, что работы у таможни "Минск-2" очень много. Плюс увеличивается количество посылок и писем, растет грузопоток, а скоро рядом заработает индустриальный парк "Великий камень" - таможня "Минск-2" планирует осуществлять здесь таможенный контроль и оформление всех операций. Но таможенников большой объем работы не пугает - в своих силах они уверены.

Светлана МИХОВИЧ,

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА, БЕЛТА.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси