Кто бы мог подумать, что мода на валенки может вернуться, и они станут на равных конкурировать с дорогущей кожаной обувью. Конечно, речь не о промышленном производстве, а о валяльном промысле, ручной работе, когда мастер в каждое изделие вкладывает частичку своей души. Таких мастеров в Беларуси не много, но большинство из них живет в Дрибинском районе. Здесь за последние годы немало сделано для возрождения этого старинного промысла. Не случайно Дрибинщину называют сегодня столицей шаповальства в Беларуси. В местном музее создана специальная экспозиция, действует творческая научно-практическая лаборатория по возрождению этого ремесла. А совсем недавно в районе появилась еще одна креативная услуга - туристы могут пожить в настоящем доме шаповала в деревушке Покутье и сами научиться валянию валенок. Эту услугу предоставляет усадьба "Сядзіба Шапавалы" и потомственные ремесленники - семья Валентина и Лидии Зюликовых. Корреспондент БЕЛТА одним из первых посетил усадьбу и познакомился с традицией шаповальства.
Деревню Покутье найти достаточно просто. Она находится на юго-востоке района всего в 4 км от Дрибина. По местному преданию такое название село получило от того, что оно находится на месте слияния двух рек, то есть по-белорусски "на куце" - отсюда и Покутье (Пакуцце). Раньше здесь было больше 60 дворов, почти в каждом валяли валенки. Сейчас жилых домов наберется около 15, о все равно язык шаповальский здесь не забыли, как и ремесло. Острое словцо так и вертится на языке хозяина агроусадьбы Валентина Зюликова: "Сейчас шимско подтроим (хорошо подъедим) и пойдем валять валенки".![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_820053.jpg)
За чаем с медом и блинами (кстати, Валентин еще и пчеловод) узнаю, что изготовление валенок процветало в этих местах в XVIII-XIX веках. Существует две версии появления шаповальства на Дрибинщине. По первой - местный владелец фольварка стал приглашать селиться сюда крестьян, и кто-то из них принес с собой это искусство, которое здесь получило распространение. Вторая версия гласит, что местный помещик Антон Цехановецкий отправил несколько молодых крестьян в Россию для обучения. Мужики быстро научились и стали валять дома и шапки, и валенки, и рукавицы, и одеяла, и хомуты, и потники для конской сбруи. Позже ремесло переросло в отходный промысел - с наступлением морозов мужики шли по тем деревням, где держали овец, и предлагали свои услуги. Женщины, как правило, занимались заготовкой шерсти и продавали валенки на ярмарках. Чтобы сохранить секреты мастерства, придумали и свой язык - катрушницкий лемезень.
Экскурсию по деревне мы начали с посещения святая святых - шаповальской мастерской, большую часть которой занимает старинный огромный чесальный станок. Он в рабочем состоянии и используется до сих пор по назначению. Как рассказал Валентин Зюликов, сам он научился валянию с детства, помогая деду Моисею и отцу Владимиру. Оттачивал мастерство и учился столярному делу у известного тогда мастера Евдокима Огородникова. Деды и прадеды со стороны Владимира Моисеевича и его жены Нины Трофимовны также были шаповалами. Да и почти все жители деревни занимались этим ремеслом наряду с другими промыслами, которые могли дать хоть какой-то заработок. Но запреты на ремесло и сбыт валенок в советские времена довели до того, что шаповальство было почти забыто. Сейчас оно переживает второе рождение. В районе разработана концепция дальнейшего развития шаповальства, при районном историко-этнографическом музее действует детский коллектив "Катрушник", участники которого изучают мастерство изготовления валенок. Всего на данный момент на Дрибинщине работают около 30 мастеров.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_787626.jpg)
Как оказалось, на деле свалять валенок не так уж и просто - это очень кропотливая и требующая определенных физических усилий работа. Не случайно ею преимущественно занимались мужчины. Шерсть сперва надо заготовить, вымыть, вычесать, высушить. Потом начинается сам процесс валяния: шерсть раскладывается на полотне, вымачивается в холодной воде, выкручивается. Формируется большущий валенок, заворачивается, укатывается с одной стороны, с другой. Придается нужная форма - она должна быть примерно вполовину больше реального размера.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_721548.jpg)
После валенки подравниваются, подгоняются под нужный размер на колодке, внутрь каждого кладут специальную материю, именуемую "душа". Опять несколько раз укатываются, заливаются кипятком и снова укатываются, уже в кипятке. Процесс долгий. На одну пару уходит минимум двое-трое суток. Плюс валенки нужно просушить в печи. Но дело того стоит - такая экологическая обувь полезна и долговечна. Даже в лютую стужу валенки согреют и мальчишку, и седого старика, валенки лечат, заряжают положительной энергией, могут быть сувениром и брендом. А на качественный товар и спрос есть. "У меня в этом году заказов много. География обширная: Гомель, Витебск, Могилев, Москва и другие города, - заверил хозяин. - А заказывали валенки и другие изделия даже гости из Швеции, Германии и Америки".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_552771.jpg)
Сейчас сохранить ремесло - главная задача Валентина Зюликова. Поэтому он не уезжает из деревни. Тут каждый дом ему напоминает о былой славе Покутья, тут живут его престарелые родители. Отцу недавно исполнилось 85, но выглядит он намного моложе и держится бодро. Если нужно, еще сыну и валенки свалять поможет. Один из последних на Дрибинщине шаповалов, который еще занимался отхожим промыслом, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор купается в местной речушке Радемке, может позволить себе "пропустить чарочку" и сыграть на именной тульской гармони "Плясовую".
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_36375.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_105162.jpg)
Напротив родительского дома Валентин воссоздает настоящий "Дом шапавала", где в ближайшем будущем разместится музейная экспозиция, рассказывающая об истории шаповальства в Покутье и на Дрибинщине. Здесь же можно будет увидеть шерстяных овец, различные предметы быта и труда предков, приобрести сувениры, сделанные руками местных мастеров.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_423831.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_675259.jpg)
Супруги также стараются приобщить к общему делу и своего сына Владимира. У него в деревне своя мастерская - кузница. Хочешь подкову - пожалуйста, хочешь кованую розу - тоже нет проблем.
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_671727.jpg)
![](https://img.belta.by/uploads/lotus/news/000023_BA11E9D64AD4DF4043257EF1004322C2_478359.jpg)
"В планах - превратить нашу деревню в своеобразный ремесленный центр, возродив здесь традиционные ремесла: шаповальство, бондарство, кузнечное и столярное дело - чтобы каждый приехавший к нам турист, мог пожить в настоящих сельских условиях, продегустировать домашнюю кухню, чему-то научиться и получить заряд бодрости и хорошего настроения, - делится задумками Валентин Зюликов. - Мы бы хотели сделать акцент на познавательном туризме, интерпретации нашего культурного наследия, креативной экономике".
Сергей КУЛЯГИН,
Фото Сергея КУЛЯГИНА.