"В 1991 году здесь стоял стол, к которому подъезжали машины, а из средств связи с "большой землей" был лишь телефон-автомат", - председатель ГТК предлагает журналистам почувствовать разницу. Накануне 25-летия белорусской таможни прессу пригласили в один из самых современных и загруженных пунктов пропуска "Брузги", что неподалеку от Гродно на белорусско-польской границе. Причем журналистам предложили побывать в роли тех, кто стоит на страже экономической безопасности страны. Мы узнали, сколько детских костюмчиков помещается в колесо, выяснили, зачем в упаковку стирального порошка засунули новенькие мобильные телефоны, и убедились, что от всевидящего ока автомобильного рентгена скрыть возможно разве что булавку.
Юрий Сенько подчеркнул, что пропускная способность пунктов пропуска возросла с 1991 года в десять раз. "Мы гордимся тем, что имеем. Все это время активно строилась пограничная инфраструктура, пункты пропуска. Сегодня мы имеем инфраструктуру, достаточную для оформления того количества транспортных средств, что перемещаются на участках нашей границы", - отметил Юрий Сенько. В качестве примера он привел статистику за один день, воскресенье 11 сентября, за который государственную границу пересекли более 70 тыс. физических лиц, почти 14 тыс. легковых автомобилей, 5,8 тыс. грузовиков, 103 самолета и более 180 железнодорожных составов. "Это невидимая порой со стороны, но очень серьезная и ответственная работа", - отметил председатель ГТК.Серьезные нагрузки испытают "Брузги" - направление популярное, потоки транспорта растут. "По некоторым позициям мы даже уже перешагнули проектные мощности. В сутки пропускаем более 1 тыс. грузовых автомобилей, а проектом заложено около 700. Также оформляется около 3 тыс. легковых автомобилей и около 100 автобусов", - отмечает начальник таможенного поста "Брузги-2" Сергей Алещенко.
Однако не все из тех, кто пересекает границу, делают это с добрыми намерениями. Регулярно задерживаются в пунктах пропуска товары, перемещаемые незаконно, проще говоря, контрабанда. Иногда речь идет о бытовой технике или, например, золоте, а порой в машинах, личных вещах, багаже прячут и наркотики. Поучаствовать в досмотре подозрительного автомобиля предложили и журналистам.
Проходим в бокс для углубленного досмотра. Нас интересует легковушка "Фольксваген". На этом "Поло" трое мужчин возвращаются из поездки, как говорят жители приграничья, "по закупы". В багажнике пакеты со стиральными порошками, продуктами и прочим. Все выглядит довольном мирно.
Но просто так в бокс для углубленного досмотра не попадают. Обычно для этого есть веские основания. Система управления рисками учитывает много факторов, среди которых, например, и частота пересечения границы, и совершенные ранее правонарушения.
Пассажиров и водителя с личными вещами приглашают к специальному столу. Подозрение вызывают коробки со стиральным порошком. Оказывается, это довольно распространенный способ провоза контрабанды. Металлодетектор при поднесении к одной из них дает "сработку", значит внутри что-то есть.
Досмотр автомобиля продолжается уже более тщательным образом. Причем в работе задействованы довольно необычные приборы. Например, камеры на телескопических или гибких ручках, позволяющие заглянуть под днище, на крышу машины, на верхушку груза, в скрытые полости, не прибегая к разборке или разгрузке. Лазерный дальномер позволяет определить наличие фальшстенки или фальшпола в грузовом отсеке. Интересен и сканер скрытых полостей под говорящим названием "Ватсон", который нам подсказал, что в запасном колесе легковушки не только "воздух".
Скрыть товар можно от глаз, но не от чувствительного прибора! Помогает таможенникам и специальное программное обеспечение. Например, в базу данных занесена информация обо всех автомобилях-нарушителях. Главный инспектор Павел Шахов показывает, как буквально за пару кликов можно получить "досье" о том, что на этом автомобиле перевозилось и где были расположены тайники.
Впрочем, полностью на откуп приборам тут работу не отдают. Подозрительный автомобиль со своим подопечным проверяет кинолог.
А мы в этом время пропускаем через рентгенаппарат колесо и коробки со стиральным порошком. Двум пачкам вскрытие не понадобится: машина показывает однородную массу. А вот в еще одной упаковке порошка совсем мало. В запасном колесе тоже что-то есть.
Тут же нам демонстрируют более трех сотен золотых изделий, которые с помощью этого прибора обнаружили в личных вещах пассажирки одного из микроавтобусов буквально накануне приезда журналистов.
Как оказалось, в пачку со стиральным порошком подложили три мобильных телефона, которые незаконно попытались ввезти в нашу страну. Способ распространенный, но не действенный: граница - то место, где тайное становится явным регулярно.
А вот в колесе было спрятано с десяток комплектов детских комбинезончиков. Способ перевозки не нов - прячут то, что пытаются ввезти незаконно, и в бензобаке, и в воздушном фильтре автомобиля, и в других не самых чистых тайниках... Кстати, поразила и подготовленность сотрудников таможни - со скоростью заправского профессионала один из них снял покрышку с диска колеса на специальном станке для шиномонтажа. Устройство машины они также знают от и до: если понадобится, то разберут до винтика и соберут назад.
В отношении нарушителей составляют административные протоколы. Пассажир, скорее всего, отделается штрафом и конфискацией мобильников, а вот водитель, сделавший из запасного колеса тайник, вероятней всего, по решению суда лишится автомобиля.
…За 8 месяцев 2016 года таможней зафиксировано более 24 тыс. административных правонарушений. Пресечено незаконное перемещение 262 объектов историко-культурной ценности, более 10,6 кг наркотических препаратов, изъято 631 транспортное средство...
Полученные знания журналистам предлагают закрепить на практике. На досмотр въезжает красный бус "Фольксваген". Машина старенькая, потрепанная, вполне подходящая на роль транспортного средства начинающего контрабандиста: в случае конфискации ее не жалко потерять. Водитель нервничает и на это нас также просят обратить внимание.
Причина волнения становится ясна через полчаса. В одной из скрытых полостей на передней панели находится пачка валюты, которую, естественно, водитель не декларировал, а в кармане его куртки, небрежно кинутой на сиденье, - сверток с каким-то порошком. И приборы, и служебный кокер-спаниель Санта подтверждают - наркотики!
Следом за журналистами проходят специалисты. У них досмотр занимает максимум три минуты, однако найдены еще закладки - валюта и наркотики. Нарушитель учебный, в противном случае его ждали бы серьезные проблемы с законом.
"Как видите, профессионалы работают четко и методично. Потратить много времени на досмотр одного транспортного средства, особенно если сзади стоит очередь из желающих пересечь границу, - непозволительная для нас роскошь. Поэтому работать надо и быстро, и качественно", - отмечают таможенники. Впрочем, подчеркивают они, у добросовестных граждан, которые ездят за рубеж не часто, при этом закон не преступают, шанс "познакомиться" с углубленным досмотром минимален.
Как и минимален их шанс побывать в инспекционно-досмотровом комплексе "Рапискан". Если говорить простым языком, то сложный комплекс представляет из себя большой рентген-аппарат. Подозрительный автомобиль просвечивают, не разгружая и не вскрывая его. Время досмотра - не более 15 минут. Ранее на то, чтобы тщательно досмотреть грузовой отсек той же фуры, можно было потратить несколько часов, а порой и суток, рассказывает начальник отдела проведения операций таможенного контроля Виталий Парфенов.
Здесь же картинка выводится на экран оператора-аналитика. Для работы с современным оборудование специалисты прошли дополнительное обучение: наметанный глаз тут же определит, если вдруг что-то окажется не так. Например, в однородном, как ожидается, по составу грузе будет лежать отличающийся предмет. Вряд ли получится что-то спрятать и в элементах автомобиля. Двигатель и кузов видны отчетливо. Спрятать, говорят здесь, от всевидящего ока рентген-лучей можно разве что булавку, и то только одну. Если их будет несколько - техника это заметит.
Вот в кабине одного из грузовиков обнаружен странный предмет. Техника не подводит: водитель пытался провезти старинную вазу.
И фактов обнаружения незаконно перевозимого, незадекларированного товара тут немало. Строился ИДК по программе трансграничного сотрудничества, стоил он около 2,5 млн евро, однако, как говорят тут, каждый рубль затрат на его работу приносит бюджету до 48 рублей дохода.
Юрий Сенько отметил, что журналисты вскоре еще раз получат повод приехать в "Брузги". В октябре, как ожидается, тут будет запущен первый в стране транспортно-логистический центр, расположенный в непосредственной близости от пункта пропуска.
"Для тех, кто везет грузы в адрес белорусских получателей, появится возможность сразу с пункта пропуска въехать в терминал, пройти все таможенные формальности, оплатить таможенные платежи, дальше в любом направлении двигаться и больше не обращаться к таможенной службе", - отметил Юрий Сенько. Такой подход, подчеркнул он, позволит серьезно упростить работу для бизнеса, уменьшить время нахождения груза под таможенным контролем и ускорить процесс прибытия товара к получателю.
И в дальнейшем развитие инфраструктуры в пунктах пропуска будет направлено прежде всего на создание еще более комфортных условий для тех, кто пересекает границу. Делаться это будет в том числе за счет внедрения все большего количества автоматизированных систем.
Сергей ГАВРИЦКИЙ,
Фото Леонида ЩЕГЛОВА,
БЕЛТА.-0-