Не так давно СМИ писали о презентации уникального механизированного тоннелепроходческого комплекса подобного тому, которым прокладывали дорогу под Ла-Маншем. И вот уже готов один из перегонов для поездов третьей линии метро длиной свыше 1,6 тыс. м, связавший будущие станции "Вокзальная" и "Юбилейная площадь". "Алеся" (так ласково назвали машину специалисты) в ближайшее время приступит к прокладке второго тоннеля. Корреспонденты БЕЛТА побывали на строящихся объектах и узнали, с какими сложностями пришлось столкнуться при проведении работ и когда откроется новый участок столичной подземки.
Тоннелепроходческий механизированный щит стартовал от станции "Вокзальная" в феврале 2016 года и прибыл в район будущей станции "Юбилейная площадь". В месяц в среднем он преодолевал около 200 м, смонтировано свыше 1,2 тыс. бетонных колец. Путь пролегал под зданиями, действующей линией метро, мостами. "Наиболее сложный участок был от вокзала до ул. К.Цеткин, где находились инженерные сооружения, которые важно было сохранить, - рассказывает генеральный директор строительного коммунального унитарного предприятия "Минскметрострой" Леонид Стухальский. - Коллектив справился с задачей, машина зарекомендовала себя неплохо, и сегодня мы приступили к демонтажу. В ближайшее время комплекс переедет на исходную точку в район железнодорожного вокзала, чтобы до 10 сентября стартовать в направлении "Юбилейной площади" и проложить второй тоннель".Станция "Юбилейная площадь" станет одним из пересадочных узлов, будет самой глубокой в Минске (глубина котлована - 27-32 м). Чтобы спуститься к месту проведения работ, нам пришлось преодолеть 88 лестничных ступеней. В день таких спусков-подъемов у рабочих бывает до шести. "Вот почему мы все стройные. Такие ежедневные упражнения приводят в форму!", - смеются строители.
Осложняло труд специалистов то, что в грунте встречались крупный галечник и валуны диаметром более метра. Кроме того, котлован вплотную примыкает к высотным жилым и административным зданиям на улицах Кальварийской и Мельникайте. Здесь оборудуют два пешеходных тоннеля между второй и третьей линиями метро.
Тоннелепроходческий щит для "Минскметростроя" изготовила французская фирма Bessaс. Длина поезда составляет более 90 м, диаметр - 6 м, а весит конструкция свыше 500 т. До сих пор метро строили по старинке, рабочим удавалось "пройти" в сутки не более 3 м. Машина же преодолевает расстояние в разы больше. "Первый участок оказался непростым, следующие, конечно, будут проходиться значительно быстрее. В процессе работы не раз приходилось менять режущий инструмент, что также сбавляло темп. Были три такие внеплановые остановки. Теперь мы определились с поставщиками расходных материалов, наладили закупки, знаем грунты, знаем, с чем столкнемся впереди", - отметил Леонид Стухальский.
Обслуживание тоннелепроходческого комплекса - недешевое удовольствие. Только одна "шарошка" (инструмент похожий на фрезу или сверло) стоит около 3,5 тыс. евро, а их в машине 24. Изделия меняются по мере износа. Чтобы заменить весь комплект режущего инструмента, требуется около 150 тыс. евро. На предприятии создан запас комплектующих для механизированного щита, в перспективе их ассортимент планируется расширять.
На демонтаж и последующий монтаж комплекса отведено около трех месяцев. Сегодня специалисты подняли на поверхность главный элемент механизированного щита - ротор, с которого предварительно сняли режущий инструмент. Именно он берет на себя основную нагрузку и прокладывает дорогу. Этот железный "кругляш" - примерно 50 т, ночью специальная техника доставит его на площадку в районе вокзала. В дальнейшем будут демонтированы остальные элементы машины.
"Вес самого крупного элемента - 110 т. Для подъема используются краны грузоподъемностью 300 т и 500 т. В Беларуси таких подъемных механизмов единицы. Перевозка будет производиться в ночное время на трал-площадке, способной выдерживать тяжелые грузы", - рассказал главный инженер УП "Минскметрострой" Аркадий Арутюнян.
В построенном тоннеле обустроят пути для поездов. К слову, материалы планируется применять отечественные - специально для третьей линии метро освоен выпуск бетонных блоков, завершается приемка новых изделий. Это позволит уменьшить уровень шума и вибрации при приближении состава, а также снизить стоимость проекта.
Третья линия Минского метрополитена будет иметь протяженность 17,2 км и насчитывать 14 станций. Она соединит южные и северные жилые массивы города с центром. Пока усилия строителей сосредоточены на четырех станциях - "Юбилейная площадь", "Вокзальная", "Ковальская Слобода" и "Площадь Богушевича". Все они находятся в разной степени готовности, строительство ведется круглые сутки в трехсменном режиме, задействовано свыше 2 тыс. человек.
По строительно-монтажным работам станция "Ковальская Слобода" на пересечении пр. Дзержинского и ул. Жуковского уже готова на 95%. Возведены свод и платформа, все входы, служебные помещения, тупики для электропоездов, ведутся электромонтажные и сантехнические работы. В перспективе этот участок третьей линии продлится в сторону больницы скорой медицинской помощи на улицу Корженевского. За станцией возле улицы Аэродромной оборудуют котлован монтажно-щитовой камеры для проходки перегонных тоннелей к станции "Аэродромная", а на улице Корженевского вскоре приступят к выносу инженерных сетей.
Готовность станции "Вокзальная" (по строительно-монтажным работам) составляет 80%. Самый большой объем работ предстоит выполнить на станциях "Юбилейная площадь" и "Площадь Богушевича". Ожидается, что к концу 2019 года строительство тоннелей завершится, затем будет благоустроена прилегающая территория.
Первый участок третьей линии метро, скорее всего, откроется для пассажиров в 2020 году. Особенность новой линии - наличие ограждения по краю платформы высотой в 1,5 м. По приходе поезда дверцы будут автоматически открываться, что исключит падение на рельсы пассажиров. Также новые станции столичной подземки планируется обустроить траволаторами.
Надежда МАТВЕЕВА,
ФОТО Андрея ПОКУМЕЙКО,
БЕЛТА.-0-