Уникальный, самобытный, колоритный, легендарный - даже все вместе эти эпитеты не в полной мере раскроют и охарактеризуют народный фольклорный коллектив "Таняжанка" одного из самых певучих местечек белорусского Полесья - деревни Тонеж. Поклонников "Таняжанкі" Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества можно встретить в разных точках мира. А на "Чырачку" - древний обрядовый праздник зазывания весны - съезжаются не только со всех уголков Беларуси, но и гости из других стран. За значительные достижения в сохранении музыкального наследия, обычаев и традиций Полесского региона коллектив удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Накануне важной для коллектива поездки в столицу на репетицию "Таняжанкі" заглянули и корреспонденты БЕЛТА.
С переливами да с перекатами
Дважды в неделю, по вторникам и воскресеньям, отложив все многочисленные сельские дела, участницы коллектива торопятся в местный клуб.
"А если впереди выступление, то собираемся и чаще, почти каждый день", - встречает нас руководитель "Таняжанкі" Тамара Приболовец.
Считаные минуты приготовления - и участницы затягивают "Калядную", которой и будут удивлять на столичной сцене.
"Зажурылася крутая гара. Святы вечор", - с первых строчек от раскатистого многоголосия захватывает дух.
Эта песня, как и все другие в репертуаре коллектива, живет на тонежской земле многие годы. На этих песнях выросли поколения местных жителей.
"В деревне песен не сосчитать. Раньше люди как жили? Стала женщина жито жать - рождается песня, грибы берет - снова поет", - даже говорит нараспев, с богатыми интонациями солистка Мария Карась.
"Мы чувствуем эти песни, обычаи душой. Ведь это все богатство передавалось нам от наших бабушек, а им - от их бабушек, из уста в уста", - добавляют другие участницы коллектива.
И сама песня тонежская - особая, убеждены участницы коллектива. "Она с переливами, перекатами, приостановочками и заводами, много в ней переходов, как мы говорим, колен", - перечисляет Мария Карась.
От "Гурта" до "Таняжанкі"
"В Тонеже всегда любили петь. Нашу деревню называют соловьиным берегом", - с гордостью отмечает Тамара Приболовец. Первый песенный коллектив образовался в Тонеже еще до Великой Отечественной войны. Назывался он просто и понятно "Гурт". Состоял из двух частей - "Довгород" и "Крывуля", по названиям местных улиц.
"Люди не знали нотную грамоту, но без песни не представляли своей жизни", - подчеркивает Тамара Ивановна. В музыкальных образах они передавали радость и переживание, повседневный быт и праздники. По ее словам, даже в годы войны песня помогала сельчанам справиться с нестерпимой болью и огромным горем.
После войны певческий коллектив вновь собрался. В конце 1960-х - начале 1970-х годов это был большой хор, в котором звучали более 40 голосов. С каждого деревенского двора тогда кто-то участвовал в хоре. Много в коллективе было семейных пар. Например, трое братьев Дриневских ходили со своими женами.
Шло время. Кому-то из участников петь уже не позволяли силы, кто-то уходил из жизни. И в 2006 году хор реорганизовали. Над названием коллектива-преемника долго думать не пришлось.
"Емкое "Таняжанка" сразу дает понять: мы все из Тонежа", - аргументирует Тамара Приболовец.
Бесценный вклад в развитие коллектива внес уроженец деревни Михаил Дриневский, который с 1975 года был художественным руководителем и главным дирижером Национального академического народного хора имени Г.И.Цитовича.
"Даже уехав из Тонежа, Михаил Павлович был всегда с нами на связи. А когда наведывался в родное село, то приходил в коллектив, давал советы. Он чувствовал дух тонежуков, дух деревни. Учил не просто любить песню, а исполнять так, как мы слушали в детстве, как звучала она у наших бабушек, без каких-либо обработок", - рассказывает Тамара Приболовец.
Песни без возраста
Сегодня "Таняжанка" - это 12 человек. "Отбора в коллектив как такового не было. Главное - желание и умение "спяваць", - называет основные критерии руководитель.
Участницы шутят: на репетиции и выступлении все они одного года рождения, хотя разница между некоторыми из них более полувека. Младшей исполнительнице нет еще и 30, а старшая уже разменяла девятый десяток.
"Возраст песне не мешает", - уверена самая взрослая участница Валентина Чернушевич. В коллективе она буквально с первых дней его существования.
"Мо, 13 годков мне было, когда начала петь. Нас, малых, и в клуб не пускали. Но мы стали около клуба, запели, так директору хора понравилось, что взял нас. От того времени и хожу на спевы", - листает дневник памяти сельчанка.
Валентина Емельяновна признается, что строчка "песня строить и жить помогает" точно про нее. "Бывает, приду со спевов, лягу да не сплю, а сама себе пою", - смеется собеседница.
Без тонежского песнопения не представляет своей жизни и Тамара Приболовец. Сама она родом из Петриковского района. После окончания Могилевского училища культуры 21-летняя девушка по распределению отправилась в Симоничи Лельчицкого района. Спустя время попала в Тонеж. "Так здесь и осталась и живу по сей день", - добавляет она.
С молодых лет в тонежском певческом коллективе Мария Карась. Окончив школу в деревне, она поехала учиться в Гомель. После вернулась в родные края. "Пошла замуж, родила первого хлопчика. Дитя оставляла своей бабе. А мать, батька и я ходили уже на репетиции",- вспоминает начало своего творческого пути в коллективе исполнительница.
Задумавшись, она добавляет, что вообще песню слышала и полюбила с пеленок. "Баба моя хорошо пела. Пойдем в лес по грибы да ягоды, она постоянно с песней. Говорила мне: "Не бойся в лесу. Если я и отойду, по песне услышишь". С песней она была и на поле - когда просо полола, или картошку, или еще что-то. Взрослые пели, и я вместе с ними. Я и не знала, что можно не петь", - улыбается собеседница.
И тут же переходит на серьезную тему о том, что народная песня очень дорога и мила ее сердцу. "В ней и любовь, и Родина, и лес, и поле, и батькова хата - все есть в этом народном богатстве", - не скрывает восхищения Мария Карась.
Подтверждение ее слов - в репертуаре коллектива. Заставит по-доброму улыбнуться "Як пасеяў Андрэй грэчку". "Як пайду я цемным лесам" - о тоске по отчему дому на чужбине. "Каля рэчанькі два дубочкі", а по-тонежски "Таечка", - о том, как завоевать девичье сердечко. О нелегкой доле девицы-красавицы - "У гародзе верба росла".
Народную песню "Таняжанка" несет исключительно в народных костюмах. "Мы выступаем в традиционном тонежском костюме. Вышиваем все сами, как учили нас старожилы. Сорочки, кабаты, специальные безрукавочки, раньше были андараки, теперь перешли на юбки с лентами. Прежде и хустачки вышивали, а нынче покупаем", - демонстрируют наряды участницы коллектива.
Чтобы тонежская песня жила вечно
Всю безграничную любовь к фольклору сельчанки стараются привить и молодому поколению. По их словам, основная миссия коллектива - не потерять ту песню, которая звучала на тонежской земле столетия тому назад на свадьбах и в поле, сохранить уникальные обряды и традиции.
Тамара Приболовец обращает внимание: в деревне дети, подростки охотно и с интересом принимают участие в обрядах. Многие уже хорошо знают традиционные песни. "Надо приводить в коллектив новых людей, молодых. Это поможет сберечь уникальное богатство наших предков", - убеждена она.
"Мои внучки, когда приезжают из Мозыря в Тонеж, ходят на спевы, колядовать и на другие обряды. Учат бабину песню. Очень хочется, чтобы она оставалась жить в Тонеже. Ведь такой песни больше нет во всем свете ", - добавляет Мария Карась.
Об уникальном богатстве "Таняжанка" расскажет и на выступлении в столице. "Мы много где были, много где выступали, но волнение есть перед каждым выходом на сцену. Не хочется подвести себя и своих земляков. И нужно пропеть так, чтобы песня осталась в душе у зрителя, затронула самые глубокие струны", - делятся переживаниями участницы.
После поездки в Минск коллектив сразу же приступит к подготовке древнего обряда, который является нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси. И уже 26 февраля в Тонеже ждут гостей на "Чырачку". "Будем вместе звать весну", - приглашает коллектив.
"Помимо "Чырачкі" проводим обряды и на Троицу, Коляды, делаем щедровки. Все это наши традиции, по которым жили предки. В них философия, правила, мудрость жизни. В них тот культурный код, который передали нам и который обязаны сохранить мы", - заключает Тамара Приболовец.
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
БЕЛТА.-0-