Весна - время, когда на улицах вновь появляются мотоциклисты и велосипедисты. С приходом сезона на дорогах страны возрастает и количество ДТП с участием двухколесных транспортных средств. Именно поэтому с 27 апреля по 9 мая проводится республиканская акция "Мотодвижение - без нарушений!". Сотрудники Госавтоинспекции и специального подразделения ДПС "Стрела" проводят профилактические рейды, которые направлены на предупреждение и пресечение нарушений ПДД водителями мототранспорта. Корреспонденты БЕЛТА побывали в рейде вместе с инспекторами специального подразделения ДПС "Стрела" и узнали, за какие нарушения чаще всего задерживают мотоциклистов.
На этот раз сотрудники ГАИ проводили рейд за пределами столицы. Первой остановкой стал въезд в Лошаны - аграгородок в 20 километрах от Минска."В Минске работает много экипажей ГАИ, поэтому часто водители там более бдительны, чем за пределами города", - уточнил старший инспектор ДПС службы эскортирования специального подразделения ДПС "Стрела" Сергей Дубровский.
Еще до начала акции в ночь с 26 на 27 апреля был задержан пьяный нарушитель. "Некоторые электрические самокаты с мощными двигателями приравниваются к мопедам. Именно водителя на таком трехколесном самокате мы остановили в ту ночь. Он был пьян и не имел прав на управление этим самокатом", - рассказал Сергей Дубровский.
По его словам, водитель пытался спорить и удивлялся, что на его самокат нужны права, но незнание не освобождает от ответственности.
С начала акции сотрудники Госавтоинспекции выявили более 20 нарушений. Два из них совершили водители, которые находились в состоянии алкогольного опьянения и не имели прав. Одного задержали второй раз, и он вновь оказался без прав.
"За повторное управление в состоянии алкогольного опьянения в течение года правонарушитель привлекается к уголовной ответственности, при этом предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, которым управляли в состоянии опьянения, независимо от права собственности", - пояснила старший инспектор ДПС службы эскортирования специального подразделения ДПС Екатерина Сильченко.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях предусмотрена градация алкогольного опьянения водителя. Если алкогольное опьянение составляет от 0,3 до 0,8 промилле включительно, правонарушитель лишается водительского удостоверения сроком на 3 года. Ему также придется заплатить штраф в 100 базовых величин. Если более 0,8 промилле - водителя ждет лишение прав сроком на 5 лет и штраф в 200 базовых величин.
Лицам, которые не имеют права управления транспортным средством, а также тем, кто передал управление транспортом водителям без прав, грозит штраф от 5 до 20 базовых величин. В случае повторного нарушения в течение года предусматривается административное взыскание в виде штрафа от 20 до 50 БВ или общественные работы, или административный арест. За такое правонарушение может следовать не только административная, но и уголовная ответственность.
"Если водитель двигается на мототранспорте на одном колесе, не держится за руль или не использует подножки, то может получить штраф от 5 до 10 базовых величин с лишением права управления сроком до 6 месяцев или без лишения", - добавила Екатерина Сильченко.
К счастью, среди тех, кто проезжал мимо Лошан, не оказалось правонарушителей. Мотоциклист на сине-черном "Сузуки" возвращался с "Линии Сталина", а водитель на красно-черном мопеде "Хорс" ехал с работы домой. Оба мужчины показали необходимые документы и смогли поехать дальше. Зато выезжавший из агрогрогордка мотоциклист, увидев сотрудников Госавтоинспекции, решил поехать по другому пути и свернул с прямой дороги. Водители автомобилей, которые проезжали мимо, с настороженностью присматривались к экипажу ГАИ, соблюдали все правила движения и всегда пропускали тех, кто перемещался по пешеходному переходу неподалеку от въезда в Лошаны.
"Пару лет назад, во время одного из рейдов с участием прессы, мы ехали по Игуменскому тракту и увидели примерно 15 мотоциклов. Я посмотрел на них и выбрал одного, которого нужно остановить. Начали прижимать мотоциклиста к бордюру, а он не хотел останавливаться. После оказалось, что у водителя не было прав. Журналисты удивлялись тогда, как из 15 мотоциклистов можно было выбрать именно того, который был нарушителем?" - рассказал Сергей Дубровский.
По его словам, с опытом работы всегда приходит насмотренность, поэтому даже среди множества водителей сразу замечаешь того, кто косит глаза, опасливо озирается и надеется, что его не заметят. Так было и с тем мотоциклистом без прав, ведь он пытался спрятаться за спинами других водителей. "По привычкам мотоциклиста сразу все видно", - заметил старший инспектор.
Есть места, где правонарушители будто бы всегда готовы к приезду Госавтоинспекции. Например, в Ольшанах, где многие перевозят на мотоциклах мешки с различными овощами.
"Мы приехали туда в одну из ночей поздней осени. Стояли и не видели вокруг ни единой машины, потом услышали, что где-то двигается мотоцикл, и развернулись за ним на звук. А водитель с пассажиром тут же съехали в кювет, бросили работающий мотоцикл и спрятались в одной из теплиц, которых в Ольшанах очень много. Мотоцикл в обочине и работает, а рядом никого", - вспомнил Сергей Дубровский.
Тем временем, решив не останавливаться на одном месте в Лошанах, сотрудники ДПС двинулись ближе к Минску и по дороге встретили еще двух мотоциклистов - мужчину и женщину. Один из водителей оказался нарушителем, который отделался замечанием.
"У мотоциклиста отвалился знак, чтобы его не потерять, мужчина положил знак в рюкзак", - сказал старший инспектор ДПС службы эскортирования специального подразделения ДПС "Стрела" Дмитрий Калоша.
Разумеется, водитель пообещал вернуться на место стоянки и привести свой мотоцикл к надлежащему внешнему виду.
Старшего инспектора совсем не удивила встреча с мотоциклисткой. По его словам, девушек-водителей с каждым годом становится все больше.
Несмотря на то, что основной задачей Дмитрия Калоши был контроль мотоциклистов, он обращал внимание и на автомобилистов. Так, старший инспектор успел сделать замечание женщине, которая вела автомобиль, не пристегнувшись ремнем безопасности.
"Если сам едешь на машине, то не всегда можешь рассмотреть все вокруг, но когда передвигаешься по дороге на мотоцикле, легче замечать подобные детали", - добавил он.
На новом месте стоянки сотрудники ГАИ не обнаружили нарушителей. Один из остановленных мотоциклистов согласился на проверку на алкогольное опьянение в тестовом режиме.
По словам Екатерины Сильченко, водители мотоциклов защищены от травмоопасных ситуаций еще меньше, чем автомобилисты. Несмотря на то, что в рейде инспекторы ГАИ выявили только одного правонарушителя, в целом анализ показывает, что многие водители садятся на мотоциклы, мопеды или электросамокаты в состоянии алкогольного опьянения. Часто у этих водителей нет прав на управление транспортным средством. Именно поэтому сотрудники ГАИ внимательно следят за движением на дорогах и постоянно напоминают водителям: нужно соблюдать все необходимые правила, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих.
Валерия ГАВРУКОВИЧ,
фото Сергея ШЕЛЕГА,
БЕЛТА. -0-