ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 6 октября 2024
Минск-Уручье +8°C
Все новости
Все новости
Регионы
06 октября 2024, 10:27

Мультиборды, компьютеры, лингафоны, 100 баллов на ЦЭ: как живет сельская школа в белорусском агрогородке

Задача создания в Беларуси равных условий для жителей города и села относится ко всем сферам жизни. И вместе с тем одной из ключевых в этом процессе является сфера образования. На состоявшемся перед началом учебного года Республиканском педсовете Президент Беларуси назвал отрасль образования государствообразующей. От качества работы сегодняшней школы в буквальном смысле зависит наше завтра, и в городе, и на селе. Как тезис о равном доступе к качественному образованию городских и сельских детей реализуется на практике, корреспонденты БЕЛТА увидели в небольшой сельской школе в агрогородке Квасовка Гродненского района, где сегодня обучаются 172 ученика.

Выбрали мы ее не потому, что она образцово-показательная или находится в каком-то особом положении в области. Да, Квасовка - красивый агрогородок, центр крепкого хозяйства - производственного кооператива имени В.И.Кремко. Но таких агрогородков, как и сильных хозяйств, на Гродненщине, как повсюду в Беларуси, немало. Так что Квасовская СШ - обычная хорошая белорусская школа. И ее директор Олег Хриптович даже удивился поначалу нашему звонку, но потом, как любой неравнодушный руководитель, по-настоящему увлекся. Ему было что рассказать и показать. И сегодня, в праздничный День учителя, мы представляем нашим читателям объективный портрет современной сельской школы.
"Нашей школе почти сто лет, в следующем, 2025 году, мы отметим вековой юбилей. С 1939 года, со времени воссоединения Беларуси, все предметы у нас преподаются на белорусском языке. Статус белорусскоязычного учреждения образования мы бережно сохраняем и поддерживаем. Из 172-х учеников более 70 живут в соседних деревнях, и мы ежедневно подвозим их на школьном автобусе. В старших классах у нас организованы профильные группы для тех, кто хочет связать будущее с сельским хозяйством, медициной и инженерными специальностями. В школе есть музейная комната, компьютерный и лингафонный кабинеты, большой спортивный зал. Во дворе - стадион и яблоневый сад", - такую короткую характеристику дал своему учреждению образования Олег Хриптович.

Мы же с порога отметили современный облик старинного здания, в котором ничто не выдает его солидный возраст. Как выяснилось, большую часть современной Квасовской школы, возведенной еще в 1938 году, практически полностью обновили в течение двух последних десятилетий. Сначала, в 2002 году, возвели новую пристройку, благодаря чему смогли перестать тесниться и организовали обучение в одну смену. Тогда же построили школьную столовую, и дети, которые до этого ходили на обед в столовую хозяйства, смогли питаться на месте. А вскоре учреждение образования в агрогородке было включено в государственную программу развития села. Благодаря этому в 2005-2006 годах сельская школа изменилась практически до неузнаваемости. От старого здания остались только стены. Все остальное - полностью обновилось. Кроме современно оформленных учебных кабинетов, появились компьютерный и лингафонный, кабинеты технического и обслуживающего труда, музейная комната. А еще - гордость школы, большой спортивный зал с душевыми, раздевалками, кабинетами учителей физкультуры, всего - 1,5 тыс. кв.м. И вдобавок к нему - один спортивный "островок" - зал настольного тенниса.

На всех этапах в материальное развитие сельской школы вкладывались солидные средства из республиканского, областного, районного бюджетов. Свою большую лепту вносил родной производственный кооператив имени В.И.Кремко. Хозяйство щедро вкладывалось в строительство пристройки, столовой, спортивного зала, в благоустройство пришкольной территории, подчеркивает директор. И в этом году, когда большой стройки у нас уже не было, выделило на развитие школы более Br100 тыс. За эти средства обновили фасад, входную группу, уложили новую плитку во дворе и приобрели пять компьютеров.
"Современное оснащение - обязательное условие качественной работы школы сегодня, - считает Олег Каликстович. - Уверенно пользоваться техническими новинками, которые все больше окружают нас в жизни, молодое поколение должно научиться именно в школьные годы. С другой стороны, новые технологии открывают широкий доступ к полезной информации в учебном процессе, помогают в изучении предметов. Потому еще в начале нулевых годов мы обеспечили школу высокоскоростным интернетом. Оснастили современной техникой компьютерный кабинет. В освоении иностранного языка детям помогают занятия в лингафонном кабинете. В школе три действующих мультиборда. А 70% кабинетов оборудованы интерактивными мультимедийными системами, которые, по сути, обладают теми же возможностями, что и мультимейдийные доски. Компьютеры, как минимум два, установлены в каждом учебном кабинете и активно используются на уроках. А когда есть такая необходимость, в учебных целях используются и мобильные телефоны".

Пока директор ведет рассказ, мы вместе проходим по школьным кабинетам и видим картину, в точности подтверждающую слова руководителя. А Олег Хриптович продолжает: "У современных детей и их родителей есть запрос на глубокие профильные знания, большинство наших учащихся планируют поступать в вузы. В этом году, например, стали студентами 83% выпускников, при этом все поступили на бюджетную форму обучения. Примерно такой процент поступает ежегодно. Проведя небольшой анализ, мы выяснили, что большинство выбирает профессии, связанные с медициной, сельским хозяйством, инженерные специальности. Исходя из этого, продумали профилизацию в старших классах".

Так в 2018 году году в Квасовской СШ появились аграрные классы и группы. Группы, как поясняет директор, это часть класса, которая заинтересована в изучении предметов, которые им интересны и будут полезны при поступлении. Дело в том, что в небольшой по численности школе нет параллелей, каждый класс от первого до одиннадцатого - в единственном числе. Потому и решили объединить учеников в группы в составе классов по одному или по нескольким профилям, в зависимости от пожеланий учащихся.
Знакомимся с 11-классниками и узнаем, что многие из них видят свое будущее в аграрной сфере. На вопрос, почему именно сельское хозяйство, отвечают охотно. Так, Андрей Шота выбрал агарный профиль по примеру отца, который работает в хозяйстве заместителем начальника производственного участка. На вопрос, кем бы хотел быть, после недолгих раздумий отвечает - председателем. И сразу же поясняет: "Понимаю, что начинать нужно с малого, наверное, с агронома, и дальше расти, набраться опыта, двигаться вперед". Пока же усиленно изучает профильные предметы и посещает факультатив "Введение в аграрную профессию". Говорит, очень нравится, особенно увлекают экскурсии в подразделения ПК им. В.И.Кремко. Были в саду хозяйства, на молочно-товарном комплексе. "И не только как экскурсанты мы приходим в хозяйство, - добавляет молодой человек. - Как только мне исполнилось 16, летом пошел работать на зерносклад и трудился всю уборочную кампанию". Признается, что хорошо заработал, но деньги не потратил, отложил в свой капитал, собирается использовать их в будущем, возможно, вложить в какой-то свой проект.
"В моей семье уже не первое поколение трудится в ПК им.В.И.Кремко, - присоединяется к беседе одноклассник Андрея и товарищ по учебе в аграрной группе Даниил Скопинов. - Много лет дедушка работал трактористом, отец сейчас заведует гаражом. Окончил агрономический факультет Гродненского государственного аграрного университета и старший брат, собираюсь пойти по его стопам." Даниил интенсивно готовится к поступлению. Признается, что ежедневно по нескольку часов уделяет изучению химии и биологии. А прошедшим летом, как и другие школьники, помогал аграриям на уборке в качестве подсобного рабочего на зерноскладе.
Пятеро крепких парней-десятиклассников, все как на подбор, составили группу будущих инженеров. Они в инженерном классе делают лишь первые шаги. Когда мы зашли в кабинет, увлеченно изучали с педагогом устройство очередного прибора - шли занятия факультатива "В мире техники и технологий: выбираем профессию инженера". Кто-то из них мечтает о специальности программиста, кто-то планирует стать инженером-технологом на гродненском предприятии, а кто-то еще не определился со специализацией. Но уже сегодня у всех горят глаза, и во время нашего короткого разговора ребята то и дело посматривали на разложенные на столе детали, явно желая поскорее продолжить увлекательный процесс их изучения. Выпускники этого профиля, как и будущие аграрии, будут иметь преференции при поступлении, отмечает директор.
"Не могу умолчать и о гордости нашей школы за результаты ЦЭ и ЦТ в этом году, - делится Олег Хриптович. - Две выпускницы в этом году получили 100 баллов на централизованном экзамене. Максимальный балл по обществоведению у Марты Стецкевич, сейчас она студентка юрфака ГрГУ им. Я.Купалы. А Илона Боярчик, сейчас уже первокурсница Гродненского медуниверситета, отличилась 100-бальным результатом по белорусскому языку". Среди недавних выпускников есть и неоднократный призер областных и республиканских олимпиад по английскому языку Ксения Хриптович".

К выпускникам здесь относятся так же внимательно, как и к сегодняшним школьникам. Они как золотой фонд школы и пример для младших товарищей. Именно их в первую очередь приглашают на встречи в рамках информационно-образовательной программы ШАГ. На ребят такие беседы производят большое впечатление, говорит директор. "Когда приходит, например, курсант академии МЧС Александр Буряк, подтянутый, спортивный, в форме, у ребят глаза горят, они задают море вопросов, каждому хочется в чем-то быть похожим на этого успешного молодого человека. А после встречи с учащимся колледжа железнодорожного транспорта Романом Троско некоторые всерьез заинтересовались перспективами работы в этой сфере. Приглашаем в школу активного гражданина лидеров общественных организаций, молодых специалистов, опытных профессионалов - тех, с кого молодежи и нужно, и захочется "делать" свою жизнь," - делится руководитель учреждения образования.

Педагоги тоже во многом служат своим воспитанникам примером. Вместе садятся на велосипеды и отправляются по маршруту от памятника к памятнику. И не только чтобы поклониться и положить у подножия цветы, но и навести порядок. На территории Квасовского сельского совета три таких места: могила Неизвестного солдата в агрогородке и монументы погибшим землякам в деревнях Горны и Дорошевичи. Веломаршрут - 17 км, с тремя обязательными остановками ребята преодолевают несколько раз в году. Всей школой выходят на митинги в памятные даты, связанные с событиями Великой Отечественной, и обязательно - 21 июня, в день освобождения Квасовки от фашистских оккупантов, который отмечают всем агрогородком.

Еще один важный фактор, считают в коллективе Квасовской СШ, - это труд. "Летом у нас заняты все 100% детей с 14 лет и старше", - говорит Олег Каликстович. И это не преувеличение. Посильную работу школьникам дают в ПК им. В.И.Кремко. В лагере труда и отдыха подростки работают на прополке зерновых, сборе ягод, юноши и девушки с 16-летнего возраста во время уборки урожая помогают старшим на зерносушильных комплексах. На каникулах работают школьные студотряды, формируются бригады районного центра занятости. При этом немало учеников участвуют не в одном, а в нескольких летних трудовых проектах".

"А еще у нас есть яблоневый "Сад надежды", его высадили в ходе республиканской акции, - дополняют руководителя ребята. - Ухаживаем за ним весь сезон, а потом собираем урожай". В этом году сад порадовал, замечает директор.

Погостив в благоустроенной, хорошо оснащенной сельской школе, пообщавшись с учениками и педагогами, оценив их успехи, понимаешь, что такие результаты достигаются только путем слаженной командной работы, и только в условиях многолетней целенаправленной государственной политики поддержки села. Олег Хриптович, руководитель с 18-летним стажем, этот тезис целиком подтверждает. "Да, коллектив у нас, действительно сильный и опытный, порядка 80% педагогов с первой и высшей категориями. При этом 30% - выпускники нашей же школы, и именно они включены в кадровый резерв на руководящие должности. Это не совпадение, а кадровая политика: они и знают школу на все сто, и любят ее как родную. Но команда - понятие более широкое, чем просто коллектив. Это поддержка хозяйства, готовность к сотрудничеству со школой местных организаций, понимание в районе. Это тесное взаимодействие с областным институтом развития образования, где наши учителя не только повышают квалификацию, но и участвуют в разработке инновационных проектов. Это перспективный подход главного управления образования облисполкома, которое строит работу с прицелом на годы вперед. В пример приведу только один проект, который курирует начальник главного управления Руслан Абрамчик, - "Внедрение модели готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования", нацеленный на подготовку кадрового резерва. Если раньше в школе самостоятельно разрабатывали программы подготовки резервистов, то сейчас эта работа систематизирована и вышла на совершенно новый уровень. По себе знаю, как это важно: на должность директора пришел с позиции учителя, и если бы не опыт отца, который также в свое время возглавлял школу, начинать было бы очень непросто".
Все это и есть команда, считает директор сельской школы. При этом ее эффективная работа возможна только в условиях мощной государственной поддержки системы образования, которая есть в нашей стране. Большой Республиканский педсовет с участием Президента Беларуси еще раз убедил, что школа в самом широком понимании слова была и будет у нас в приоритете. А подход, направленный на создание равного доступа ко всем современным возможностям для города и деревни, открывает все большие горизонты не только перед сегодняшними сельскими школьниками, но и перед их малой родиной.

Лилия НОВИЦКАЯ,
фото Леонида ЩЕГЛОВА,
БЕЛТА.-0-
Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси