"Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения!" - писали Ильф и Петров примерно за двадцать лет до того, как компании Yamaha, Honda и Kawasaki начали массовый выпуск мотоциклов. Сегодня таким девизом в большей степени руководствуются владельцы байков, признаваясь, что мотоцикл - удовольствие дорогое и небезопасное, зато до места назначения в час пик добраться можно без пробок и в кратчайшие сроки. Вот только превышение скоростных режимов, игнорирование требований дорожных знаков и разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора и выезд на полосу встречного движения влекут серьезную опасность как для самих водителей мототранспорта, так и для других участников дорожного движения. Чтобы предотвратить ДТП, госавтоинспекторы еще с выездом первых байков на проезжую часть начали активный патруль аварийно опасных участков дорог. А во Всемирный день мотоциклиста, который отмечается 19 июня, корреспонденты БЕЛТА отправились в рейд с инспекторами ДПС Заводского района и узнали, чем грешат водители мототранспорта и как работает столичная ГАИ в разгар мотосезона.
С мая сотрудники столичной Госавтоинспекции усилили контроль за соблюдением правил дорожного движения мотоциклистами. Вызвано это в первую очередь увеличением числа правонарушений водителями мототранспорта. ГАИ с апреля пресекла более 2 тыс. нарушений ПДД мотоциклистами, 149 из которых превысили скоростные режимы, а 34 управляли байком, не имея такого права. В этом году в Минске зарегистрировано 16 ДТП с участием мототранспорта, в которых два человека погибли и 15 получили травмы различной степени тяжести.Для предотвращения трагедий на дороге инспекторы ГАИ мониторят ситуацию на городских магистралях с использованием гласного, негласного и смешанного контроля, а также проводят беседы превентивного характера с владельцами двухколесного транспорта. Однако самый действенный способ оценки дорожной ситуации и "ловли" нарушителей - рейды. В один из них корреспонденты БЕЛТА выехали вместе с инспекторами ДПС отдела ГАИ Заводского РУВД Минска капитаном милиции Алексеем Рекешем и лейтенантом милиции Максимом Шестовцом.
В обеденные часы мы патрулируем аварийно опасный участок дороги вблизи нерегулируемого пешеходного перехода на пересечении улиц Варвашени и Алтайской. Место выбрано удачно, поскольку в непосредственной близости находятся два завода и большой жилой сектор, а также школа и пункты остановки общественного транспорта. Значит, поток людей здесь не останавливается ни в утреннее, ни в обеденное, ни в вечернее время. А близость крупнейшей транспортной артерии района, Партизанского проспекта, обеспечивает на дороге наличие любителей полихачить.
За несколько часов патрулирования мы отработали еще несколько потенциально опасных для мотоциклистов, пешеходов и автомобилистов участков дорог Заводского района: это Смиловичский тракт, улицы Ташкентская и Кабушкина и Партизанский проспект.
"В первую очередь мы обращаем внимание на превышение скорости. Для водителей мототранспорта, равно как и для автомобилистов, в городе действует скоростное ограничение в 60 км/ч. Беспрекословно соблюдают это правило немногие. Сомнение у нас вызывает неуверенное вождение, когда мотоциклист ведет себя несмело на дороге, будто чего-то опасаясь. Бросается в глаза несоблюдение дорожных знаков и разметки. Мы обращаем также внимание на наличие и установку в соответствии со стандартами номерных знаков, чтобы они были видимы и читаемы", - рассказывает о своей работе Алексей Рекеш.
Рейд длится в среднем два часа. За это время инспекторы ГАИ остановили четырех мотоциклистов, один из которых выехал на проезжую часть без допуска к участию в дорожном движении, т.е. без техосмотра. Алексей Рекеш признается, что рейды они с коллегами проводят не реже двух-трех раз в неделю. За два часа патрулирования госавтоинспекторы останавливают для проверки документов не менее 70 водителей всех видов транспортных средств. Если с документами все в порядке и физическое состояние водителя не вызывает сомнений, проверка занимает не больше нескольких минут. Оформление же протоколов на нарушителей значительно сокращает число проверяемых.
Жителя Минского района Олега, двигавшегося на скутере Yamaha Majesty по Партизанскому проспекту, мы даже некоторое время преследовали. Правда, едва Алексей Рекеш "подмигнул" водителю мототранспорта, тот сразу замедлил движение и остановился при первой возможности. По словам водителя, за рулем он более 20 лет и тормозят его нечасто. Пока лейтенант милиции Максим Шестовец проверял наличие и подлинность водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, страховку и допуск к участию в дорожном движении, мы поздравили добросовестного водителя со Всемирным днем мотоциклиста. Документы в порядке - Олег отправился дальше по своим делам.
А вот мотоциклист Денис, которого мы заприметили во время движения по Партизанскому проспекту, кажется, надеялся, что остановить хотят все же не его. Однако когда сомнений не осталось, прижался к обочине. Настроен он был довольно благожелательно и признался, что на мотоцикле катает всего третий сезон. За это время останавливают его во второй раз. Причем, как и в первый, для проверки документов. На вопрос, почему предпочитает мотоцикл гораздо более безопасному и комфортному автомобилю, молодой человек неожиданно признается: "Мотоцикл душу возит, моя Yamaha мне как друг". А на вопрос о том, сложно ли ухаживать за мотоциклом, Денис ответил лаконично: "Дорого". Немного попозировав для фото, мотоциклист уехал.
Водителя мотоцикла Kawasaki Ninja Владислава мы тормозим на оживленном участке Партизанского проспекта. Молодой человек, как оказалось, к общению с госавтоинспекторами привык. Он за рулем два года. За это время его останавливали столько раз, что Владислав давно сбился со счета. Сложно поверить, но однажды его притормозили пять раз за день. Правда, признается мотоциклист, было за что. В прошлом году ему даже выписали штраф за превышение скорости. Да и сегодня молодой человек оказался без допуска к участию в дорожном движении. Все эти неудачи не убедили Владислава пересесть за руль автомобиля и, как он утверждает, не убедят.
"Мотоцикл - очень маневренное транспортное средство. Он дает экономию времени при движении в час пик в разы. Кроме того, мой Ninja - мой друг. Раньше у меня был другой мотоцикл, не такой мощный. Купил этот, его мощности хватает с головой. Я получаю удовольствие от скорости движения по трассе, и пока не готов от этого отказаться", - делится Владислав.
Последнего в нашем рейде любителя двухколесного транспорта мы остановили прямо у станции метро Партизанская. Минчанин Олег за рулем мотоцикла Suzuki более 11 лет. Есть у него и автомобиль. Олег признается, что как автомобилиста его останавливают намного чаще, чем как мотоциклиста. Несмотря на это, штрафов за более чем десять лет управления все же избежать не удалось. "Да и у какого водителя с таким стажем нет штрафов?" - интересуется минчанин. Мотоциклист замечает, что своего двухколесного друга любит за то, что он помогает добраться до места назначения в кратчайшие сроки и сберечь нервы, избегая долгого и выматывающего стояния в пробках.
"Отдел ГАИ Заводского РУВД Минска и столичная Госавтоинспекция на регулярной основе проводят рейдовые мероприятия. Круглогодично мы ведем активную агитационную работу через СМИ, интернет-ресурсы, соцсети и мессенджеры. С мая до конца сентября, в период мотосезона, особое внимание уделяется водителям мототранспорта. Мы следим за наличием допуска к участию в дорожном движении, прохождением техосмотра в установленные сроки, также выявляем мотоциклы, собранные кустарным способом, дабы исключить их из участия в дорожном движении. На постоянном контроле - водители мототранспорта, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения и не имеют права управления данной категорией транспортных средств. Не забываем мы и о водителях сервисов такси и каршеринговых авто, которые в последнее время допускают достаточно много нарушений ПДД. Цифры по выявленным нарушениям обновляются ежедневно, так как работаем мы на постоянной основе", - отмечает заместитель начальника ОГАИ Заводского РУВД Минска, подполковник милиции Владислав Андрухович.
Из рассказов опытных госавтоинспекторов, много повидавших за годы работы, мы знаем, что грешат владельцы байков в основном при маневрировании. Видимо, хватив адреналина, лихачи забывают, что если автомобилистов в случае столкновения защищает кузов, то мотоциклисту при аварии остается надеяться лишь на экипировку. Но шлем не очень-то спасает при серьезном происшествии. Стоит ли рисковать своей жизнью и здоровьем других людей?
"Некоторые считают, что сотрудники ГАИ предвзято относятся к мотоциклистам. На самом деле, мы одинаково строго спрашиваем со всех участников движения, кто нарушает ПДД. Если автомобилист превысил скорость, он наравне с водителем мототранспорта будет привлечен к административной ответственности вплоть до лишения права управления на срок до одного года. С вступлением в силу новых ПДД у нас появилось больше рычагов воздействия на любителей проехать на заднем колесе, не держась за руль либо убрав ноги с педалей. За это предусмотрен штраф от пяти до десяти базовых величин. Возможно и лишение права управления на срок до шести месяцев", - рассказывает об ответственности для любителей полихачить командир взвода ОГАИ Заводского РУВД Минска, майор милиции Артем Шпаковский.
Тем временем, инспекторы ДПС Алексей Рекеш и Максим Шестовец продолжают патрулирование дорог столицы. В поле их внимания - не только водители мототранспорта, но и автомобилисты, минчане на средствах персональной мобильности и пешеходы. Сотрудники ГАИ вне зависимости от поры года и времени суток нацелены на то, чтобы сделать дорожное движение максимально безопасным для всех его участников.
Вера Василевская,
фото Татьяны Матусевич
БЕЛТА-0-