Погружение в раздумья у пассажира происходит за считаные минуты после отправления. Особенно если дорога предстоит долгая, а за окном один за другим сменяются живописные пейзажи. Зимой они по-своему чудесны: накрытые снежными шапками и выстроенные в ряд частные домики в деревне, строгие многоэтажки в больших городах, почти нетронутые человеком в эту пору манящие леса и озера - такие виды открываются перед пассажирами железной дороги. Под ритмичный стук колес в теплом вагоне мечтать более чем уютно. В один момент размышления прерывает заботливый голос проводника, предлагая угощения, будто знакомое "тележка со сладостями" в экспрессе сказочной вселенной Гарри Поттера, следующем практически прямиком в Хогвартс. Но если в мире чародейства комфорт создается по взмаху волшебной палочки, то в привычном составе все без магии, волшебство - дело рук поездной бригады. И пассажир знает: свежее постельное белье приготовлено, в "Титане" всегда найдется кипяток для бодрящего кофе и ароматного чая, а внимательный проводник при необходимости выдаст дополнительное одеяло. О километрах изъезженных железных дорог, поездной романтике и профессии, в которой не бывает мелочей, победительница конкурса "Мисс мастерство и очарование" среди проводников пассажирских вагонов полочанка Елена Якушенко рассказала в проекте "Белорусы в кадре" на YouTube-канале БЕЛТА.
Глубоко в душе мечтала о профессии. Из чего складывалась мотивация молодой проводницы
"Добрый вечер!" - с улыбкой приветствует Елена Якушенко пассажиров в фирменном поезде "Беларусь", направляющемся из Минска в российскую столицу. В стоимость поездки в рейсе ночного следования входят бесплатные завтраки. Проводница перечисляет варианты блюд (сырники, рыба, шашлык, драники), уточняя, что их могут приготовить в вагоне-ресторане и доставить прямо в купе, а сухой паек она готова предложить и сейчас - как угодно путешественникам.
Девушка признается, что сама в студенчестве украдкой следила за проводниками в вагонах, подмечала детали и глубоко в душе мечтала об этой профессии. Для наблюдений у нее было достаточно времени по пути из Полоцка в Гомель - там Елена по целевому направлению училась в лицее железнодорожного транспорта. Окончив его с отличием, юный специалист влилась в дружный коллектив Минского вагонного участка, где сначала проходила практику. Она и сегодня продолжает восхищаться красивой формой, имиджем проводника и возможностью знакомиться с новыми городами и людьми. Но признается, что на первый взгляд работа выглядела такой легкой и романтичной, а оказалось все в разы серьезнее. Но сложности только закалили и без того стальной характер собеседницы.
Пейзажи и веселые пассажиры. О первых эмоциях в международном рейсе
Новичкам работу в фирменном составе сразу не доверят - только после поэтапного и длительного знакомства с другими рейсами. Потому первым важным и нелегким маршрутом следования полочанки стал Минск - Адлер. "Двое суток в пути только в одну сторону, двое - обратно. Но пейзажи за окном, которые открывались после Туапсе, память держит до сих пор. Это один из моих любимых рейсов. До сих пор помню первый из них и пассажиров - одну веселую интересную семью, - вспоминает Елена Якушенко. - Потом у меня был рейс в Санкт-Петербург, и сейчас в фирменном поезде".
Вагон фирменного состава нынче становится ее домом на неделю, следующие семь дней она отдыхает с семьей в родном Полоцке. В это время о комфорте пассажиров поезда пекутся ее коллеги, другая смена, ну а в дороге всегда готовы подменить напарники. "Умнички, это моя опора, я ими безумно горжусь, хорошие ребята. В бригаде я относительно недавно, но приняли радушно, за это им большое спасибо", - делится проводница.
Что скрывается за легкой долей поездной романтики
Общение с коллегами, как и путешественниками, Елена приправляет простыми, но незаменимыми специями. Приветливость, уважение, внимание и ненавязчивость - контакт с любым человеком налажен. "Я всегда отношусь к пассажирам так, как хочу, чтобы они относились ко мне. За всю работу у меня не было плохих пассажиров, да их и не должно быть. Самое главное в работе проводника - уметь общаться с людьми, слышать их, помогать им. Если к людям относиться с душой, они всегда ответят тем же", - размышляет девушка. Вероятно, благодаря ее ответственному подходу и доброжелательности в дороге, где не исключены нештатные ситуации, все проходит гладко.
А ведь работа проводника начинается задолго до отправления поезда. В пункте формирования он принимает вагон, производит его экипировку, подготавливая постельное белье и проверяя сроки годности чайной продукции, работоспособность, исправность электрооборудования, внутреннее оборудование. И только в пути следования внимание переключается на пассажиров. Прежде всего проводники обеспечивают безопасную и комфортную поездку, поясняет Елена. Перечисляя обязательные для своей профессии качества, она останавливается на доброжелательности, исполнительности и стрессоустойчивости.
"Проводником может стать не каждый, это я сразу говорю. Прежде всего человек должен проявлять эмпатию к людям, искренне их любить, тогда эта работа будет для него. Проявлять заботу, но при этом всегда быть уверенным в знаниях, иметь опыт. Работа нелегкая, как кажется на первый взгляд. За легкой долей романтики скрывается ответственность, забота о безопасности пассажиров, профессиональные знания. Но поняла одно: любая задача мне всегда будет по плечу, когда рядом есть опора и поддержка коллег, родных и близких", - твердо заявляет собеседница, добавляя, что в труде проводника не бывает мелочей.
Бессменная ароматная традиция для поездов - чаепитие из граненого стеклянного стакана в увесистом металлическом подстаканнике. Как верят сами работники "Беларускай чыгункi", вкус чая в дороге более насыщенный и глубокий, это заслуга особой атмосферы в вагоне. Ну а за наличие кипятка отвечает, опять же, проводник, в числе задач которого - поддерживать нужную температуру воды в "Титане". Кипяток в вагоне должен быть всегда, уверяет профессионал.
"Оказалось, я пишу стихи", или Как проявился поэтический талант
Недавно Елена Якушенко стала обладательницей почетного звания "Мисс мастерство и очарование" среди проводников пассажирских вагонов Минского вагонного участка. Говорит, приятно получать благодарность не только от пассажиров, но и руководства. Желание отправить Елену на ежегодный конкурс в 2022 году исходило от коллег из бригады. "Спорить не стала: хорошо, раз все утвердили, пошла. Конкурс проходил в несколько этапов: визитная карточка, следующий этап был посвящен 160-летию Белорусской железной дороги, также был этап дефиле, конкурс талантов. Девочки показывали свое мастерство - пели, танцевали, а я, как оказалось, пишу стихи", - смеется девушка и декламирует несколько строк.
"Наша жизнь - километры, города,
Дороги, семафоры, шум вокзала.
А я всем сердцем полюбила поезда,
Ну а удача-спутница меня в пути не покидала.
Моя стальная магистраль -
Моя опора, мой надежный тыл,
С тобой я стала крепкая, как сталь.
Ты даришь столько бодрости и сил.
Где каждый час и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Души кусочек отдавать кому-то -
Такая вот проводника работа".
Стихотворение к творческому соревнованию Елена написала за полторы недели до конкурса. "Безумно им горжусь, потому что это моя первая работа", - поясняет она.
"Мама, документы взяла?" Что берет в рейс девушка-проводница
Дома Елену Якушенко всегда с нетерпением ждут супруг и дочурка. Они уже привыкли к долгим поездкам хранительницы очага и относятся к ее работе с уважением и пониманием. Подрастающая дочь уже вовсю помогает со сборами. "Мама, документы взяла?" - деловито повторяет ребенок перед каждым рейсом, зная, что также обязательно матери понадобятся ключи от вагона, форма и рубашки. А обратно она ждет Елену с сувениром на холодильник - магнитиком, таких уже собралась целая коллекция.
Девушка за годы на железной дороге пересмотрела свой багаж, и теперь необходимые вещи вместо большого чемодана помещаются в компактную дорожную сумку. "Все основное подготавливаю в течение недели - выходных дней, а уже перед самим отъездом готовлю сумку дорожную. Конечно, я не собираю ее, как раньше, за неделю - я возила в чемодане все, что нужно и не нужно было. Сейчас беру самое необходимое: средства личной гигиены, фен обязательно. Даже ссобойку не беру - у нас ребята в ресторане так замечательно готовят!" - восклицает она.
По словам собеседницы, поскольку работает она в Минске, семья не раз обсуждала варианты переезда в белорусскую столицу. Но безумно любящая свой труд проводница слишком ценит малую родину и не готова с ней расставаться. "Я настолько люблю свой Полоцк, - поясняет девушка. - Он маленький город, но со своей историей. Там родители, друзья, супруг также из Полоцка".
Девушка уверяет, что ее главная в жизни мечта уже сбылась: несколько лет назад она стала мамой замечательной девочки - ее гордость и счастье. Теперь на очереди - построить уютный дом и завести собаку. "Обязательно в своем доме собаку - немецкую овчарку. Можно даже две", - мечтательно улыбается она.
Евгения АРХИПОВА,
БЕЛТА.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-