Август - время, когда бывшие студенты осваиваются на первых рабочих местах. Привыкают к трудовым будням, новым обязанностям. Встречают молодежь и в территориальных центрах социального обслуживания населения. Например, в Минском районе в дружный коллектив ТЦСОН по распределению пришли пять молодых специалистов. Корреспонденты БЕЛТА узнали у них, чем привлекает профессия, какие знания пригодились на практике и что показалось самым сложным.
Для каждого сотрудника у директора ТЦСОН Елены Тиганиной найдутся теплые слова: "С молодежью очень комфортно работать. Они активные, креативные. Действительно, наше будущее", - замечает она.Первым делом направляемся в отделение дневного пребывания для людей с инвалидностью. Здесь проводят время девушки и парни с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Самому младшему из воспитанников 16 лет, самому старшему - 36. Верным помощником и настоящим другом для ребят стал Максим Туравцов. Он пришел в центр в 2021 году. "У меня мама работает в школе-интернате. Видел, чем она занимается. Решил тоже в эту деятельность погрузиться", - признается молодой человек.
В отделении людям с инвалидностью помогают социализироваться, оказывают психологическую поддержку. Максим искренне гордится успехами своих подопечных. То, что кажется нам привычным и обыденным, им дается непросто. Например, для парней научиться бриться - маленькая победа над собой и недугом. "Наша главная задача - обучить социально-бытовым навыкам, тому, что пригодится в самостоятельной жизни. Это и уборка помещений, и личная гигиена, физические нагрузки. Есть ребята на колясках. Делаем с ними различные упражнения, тренируемся на велотренажере, используем вертикализатор", - рассказал Максим.
В отделение ребят привозят со всего Минского района. Здесь они находятся с 8.00 до 17.00. Для родных "социальная передышка" - возможность отдохнуть от забот, заняться своими делами. Если у них не получается доставить воспитанников на личном авто, можно воспользоваться транспортом социальной службы. Автомобиль оборудован специальным подъемником.
Максим Туравцов из Минска, окончил Минский государственный колледж сферы обслуживания по специальности "социальная работа". "У нас молодой коллектив, плюс есть опытные коллеги, которые всегда подскажут. Заведующая очень хорошая. Еще проходя здесь практику, я понял, что хочу остаться. Видишь одного человека, а спустя год он полностью меняется. Думаешь: это классно! Сейчас у нас чуть больше 20 воспитанников. В среднем в группе 10-15 ребят. Кто-то приходит раз в несколько недель, кто-то - каждый день. Все зависит от загруженности родителей", - рассказал Максим.
Сначала ему в силу неопытности казалось, что ребятам с такими тяжелыми нарушениями мало чем можно помочь. А потом родители стали рассказывать, как их дочка сама подмела пол, помогла по дому, чего раньше никогда не делала. Для них это шок, а для Максима - высокая оценка труда.
"Понимаешь тогда, какая у тебя важная работа! - говорит он. - Два года распределения прошли, продлил контракт. Мне нравится. Отделение открывается в 8 утра. В первые два часа приезжают ребята. Мы их принимаем, встречаем. Они сами или с нашей помощью раскладывают ссобойки, если нужно, чистят зубы. Потом разговариваем о погоде, правилах поведении, планах. Самая любимая часть дня - чаепитие. Затем начинаем работать. После обеда ребята устают, потому на вторую часть дня оставляем легкие занятия. Можем, например, в комнате отдыха музыку послушать".
В ТЦСОН Минского района Максим в ответе за самых сложных ребят. Поначалу некоторые воспитанники могут убегать, проявлять агрессию, но спустя какое-то время происходит адаптация. Елена Тиганина подчеркивает: молодые парни в системе социальной защиты - редкость, и то, что такой специалист есть в территориальном центра социального обслуживания населения Минского района, - большая удача. Максим профессию выбрал осознанно, участвовал в проектах общественных организаций как волонтер. "Он просто замечательный специалист. Наши воспитанники воспринимают его как друга. Но вместе с тем он и строгий учитель", - говорит руководитель.
Наглядно увидеть, что делают подопечные Максима, можно на специальной доске альтернативной коммуникации. Напротив каждой фотографии - картинки с изображением действий, которые предстоит выполнить каждому ученику. Например, Александре нужно посмотреть мультик и пересказать содержание, обучиться письму; Андрею - выполнить аппликацию; Дарье - вырезать фигурку из бумаги. Задают им и домашние задания: накрыть на стол, пропылесосить и так далее. При этом важно, чтобы молодые люди все делали сами, без родительской помощи.
Отделение дневного пребывания для людей с тяжелой инвалидностью открылось в центре в 2019 году. Основной акцент сделан на обучение ребят основным бытовым навыкам. 1 сентября здесь проведут тожественную линейку, пригласят родителей и устроят красочный праздник с участием артистов.
Как отмечает Елена Тиганина, в территориальном центре социального обслуживания населения Минского района стали активно привлекать молодежь четыре года назад: сначала на практику, а потом - и на работу. Учащихся колледжей знакомят с разными направлениями деятельности, и они со временем определяются, что им больше подходит. С 1 августа по распределению пришли пять девушек. Чтобы легче было войти в курс дела, за ними закрепили работников со стажем. Молодые специалисты Елизавета Терещенко и Анастасия Сильванович работают в отделении первичного приема, анализа, информирования и прогнозирования. Их обязанности - выезды на дом для обследования условий проживания пожилых граждан, оформление необходимых документов. Иногда требуется написать письма в ведомства на розыск детей, на установку пожарных извещателей и др.
Елизавета из Шклова, Анастасия - из Климовичей. Учились в Могилевском социально-гуманитарном колледже МГУ им.Кулешова по специальности "социальная работа". На третьем курсе девушкам предоставилась возможность проходить практику в Минске, здесь и остались по распределению.
"Устроились хорошо. Нам могут предоставить место в общежитии, но пока отказались. Снимаем квартиру", - рассказали собеседницы.
За Елизаветой закреплен Новодворский, за Анастасией - Крупицкий и Самохваловичский сельские советы. Признаются, что практика и работа по распределению немного отличаются: больше ответственности. Девушки еще вникают во все нюансы работы. Из качеств, которыми должен обладать специалист по социальной работе, в первую очередь выделили стрессоустойчивость.
"С 6-7 класса меня привлекала работа с людьми. Хотела быть психологом. В год поступления в колледже открылась новая специальность "социальная работа". Также были направления "дошкольное образование", "туризм и гостеприимство", но я сразу поняла, куда хочу. Зашла на интернет-ресурсы, больше почитала о будущей профессии. И ни капли не жалею", - рассказала о своем выборе Елизавета.
У Насти похожая история. "Мама у меня работает в детском саду, у папы тоже по работе постоянные контакты с людьми. Подумала, почему бы не продолжить традицию. Я люблю общение, много нового узнаешь", - рассказала она.
Анастасия кроме ТЦСОН Минского района проходила практику в Могилеве в одном из центров социального обслуживания населения, в отделениях дневного пребывания для инвалидов и граждан пожилого возраста. Сейчас поступила в вуз на специальность "инклюзивное образование". "Решила продолжить совершенствоваться в профессии", - пояснила девушка.
В отделении социальной реабилитации и абилитации инвалидов приступила к работе молодой специалист Варвара Мацулевич - переводчик жестового языка. "Сначала хотела связать свою жизнь с иностранными языками. Но так получилось, что с самого детства нравится помогать людям. Потому и выбрала такое направление. Училась в Минском лингвогуманитарном колледже, специальность "лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности", - рассказала она.
Девушка сама из Мядельского района, снимает в Минске квартиру. С людьми с нарушениями слуха общается как лично, так и по видеосвязи. При необходимости сопровождает их в медицинские центры, поликлиники, нотариальные конторы и другие учреждения. В основном приходят люди пожилого возраста. "Такие услуги востребованы. Учить жестовый язык сложно, у него абсолютно другая лингвистическая система. Приходится перестраиваться", - рассказала специалист.
Стремление больше узнать о значении жестов, практиковать такое общение появилось в колледже. "Преподаватель (сама с нарушениями слуха), наверное, всех нас в группе смогла замотивировать. И с практикой пришло осознание, что профессия переводчика жестового языка по-настоящему интересует", - призналась Варвара.
Свой уровень она оценивает как средний, но девушка старается его повысить на практике. Была возможность поступить в Минский государственный лингвистический университет, но Варвара выбрала работу.
"Такие специалисты есть не во всех территориальных центрах, - отмечает Елена Тиганина. - Нам нужен был профессионал. Убеждена, Варвара не пожалеет, что к нам пришла".
Специалистами по соцработе в отделении комплексной поддержки в кризисной ситуации работают Анастасия Сиреникова и Виктория Чижик. Анастасия в центре ведет семьи, находящиеся в социально опасном положении. "Адаптировалась легко. Проблем никаких не возникло, жилье нашла быстро. Два года приходила сюда на практику, так что все знакомо. Профессия заинтересовала, подумала: дай попробую. И поступила, отучилась. Работаю, довольна", - рассказала девушка.
Зона ответственности Виктории - поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение. Она отмечает, что влиться в коллектив было легко. Более опытные коллеги во всем помогают. Предполагается как выездная работа, так и офисная. "Больше всего на первом этапе помогают знания психологии. Всегда хотела работать с людьми. В выборе профессии родители полностью доверились мне. Сначала не рассматривала колледж сферы обслуживания, но в итоге пошла туда учиться и не жалею", - рассказала девушка.
Пока ТЦСОН Минского района располагается в Минске по ул.Брикета, но в 2024 году рассчитывает справить новоселье - красивое, просторное здание для него строится в Боровлянах. Молодежь привлекает идея помощи людям, благо в центре им создают все условия для самореализации.
Надежда МАТВЕЕВА,
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
БЕЛТА.-0-