– Виталий Николаевич, благодаря каким конкурентным преимуществам ОАО "Березастройматериалы" удается быть на полшага впереди конкурентов?
– Наш успех основан на трех ключевых принципах: качество, адаптивность и клиентоориентированность.
Во-первых, помня о том, что без качественного сырья мы не можем гарантировать стабильных характеристик продукции, свое основное сырье – глину, кварцевый песок, полевой шпат, каолин – берем исключительно из проверенных месторождений Беларуси и России, другие материалы закупаем от ведущих мировых производителей. Плитку производим на современном европейском оборудовании. Используя при этом технологию цифровой печати, которая дает возможность наносить на керамику любой рисунок. Производство идет строго в соответствии с утвержденными эталонами дизайна и цвета. Продукция сертифицирована – соответствует требованиям не только отечественного, но и европейского стандартов, что означает жесткое соблюдение геометрических параметров, высокое качество глазурного покрытия, экологичность и надежность.
Во-вторых, мы не просто следим за трендами, а анализируем запросы каждого рынка и оперативно адаптируем к его требованиям ассортимент, насчитывающий на сегодня свыше 300 коллекций керамической плитки и керамогранита. Размерный ряд продукции представлен 14 форматами. При этом ассортимент постоянно обновляется. В прошлом году запущено в производство 46 новых коллекций.
В конце февраля текущего года мы провели международную конференцию оптовых покупателей, в рамках которой презентовали порядка 30 новых коллекций, большая часть которых уже запущена в производство.
Наконец, наши технологии – это синтез европейского оборудования и советской школы контроля. Автоматизированные линии итальянского бренда SACMI сводят до минимума процент брака, а многолетний опыт технологов позволяет избежать «детских болезней» новичков. Для многих сотрудников завода это не просто работа, а семейная традиция: сегодня у нас трудятся представители уже трех поколений.
– Какую долю белорусского рынка занимает предприятие? Растут ли продажи? Как изменились предпочтения отечественного покупателя? Влияет ли на его выбор мода?
– В Беларуси мы занимаем около 25% рынка керамической плитки. При этом в 2024 году рост продаж на внутреннем рынке в натуральном выражении составил 6,5%. Это результат не только импортозамещения, но и эволюции спроса. Если раньше покупатели искали "просто недорогой кафель", то сегодня ключевые критерии –долговечность и эстетика. Мода, безусловно, влияет. В тренде – керамогранит с матовой поверхностью и "природные" текстуры: мрамор, оникс, сланец, бетон, дерево. Однако белорусы остаются прагматиками: даже модный дизайн должен быть практичным. Поэтому мы делаем ставку на универсальные цвета – серый, бежевый, графитовый – и усиленную глазурь, которая выдерживает десятки лет и зим.
– Какую роль в борьбе за рынок сыграло введение линии реттификации керамики? В чем ее новизна?
– Запуск линии в 2024 году стал следующим шагом в повышении качества выпускаемой продукции. Реттификация – это обработка краев плитки алмазными дисками, которая позволяет добиться идеальной геометрии. Благодаря этому швы между плитками становятся практически незаметными, что важно для премиальных интерьеров. Наша линия универсальна: она может производить как настенную плитку, так и керамогранит. По данным аналитиков, мировой спрос на крупноформатный керамогранит растет, и мы стараемся соответствовать этому тренду.
– Фасадная плитка – новая для предприятия тема, с чем связан спрос на нее? На фасадах каких зданий можно увидеть плитку ОАО "Березастройматериалы"?
– Мировой тренд на фасадную плитку связан с ее долговечностью и эстетикой. В отличие от штукатурки она не выцветает и устойчива к вандализму, что важно для общественных зданий. В силу этого фасадная плитка – наше стратегическое направление. Спрос на нее особенно высок в России и Беларуси, где растет интерес к энергоэффективным материалам. Например, наша фасадная плитка форматов 245х65 мм и 250х75 мм широко применяется при производстве термопанелей, а наши коллекции керамогранита формата 600х600 мм можно увидеть на фасаде здания районной прокуратуры в городе Каменец Брестской области.
– Может ли ОАО "Березастройматериалы" составить конкуренцию ведущим мировым производителям плитки, например итальянцам?
– Мы не стремимся копировать итальянцев, а создаем им альтернативу – с учетом запросов покупателей и реалий СНГ. Наше преимущество – цена и логистика. Если итальянская плитка идет в Россию два-три месяца, то наша – две недели. При этом по техническим и качественным параметрам, дизайну, наша продукция не уступает итальянской!
– Каковы особенности экспортной стратегии ОАО "Березастройматериалы" с учетом глобальных вызовов мировых рынков? Как разнится спрос в зависимости от предпочтений населения?
– Мы смогли пересмотреть свою стратегию производства и продаж и адаптировали ее к меняющимся условиям мировых рынков. Благодаря гибкости и глубокому пониманию региональных запросов завод не только выстоял, но и укрепил позиции как на внутреннем рынке, так и за рубежом – в странах СНГ. На сегодняшний день наш главный партнер – Российская Федерация (свыше 90% экспорта). Но география наших продаж шире – это также Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан. Безусловно, покупатели каждой из этих стран имеют свои предпочтения, и "Березастройматериалы" умело адаптирует дизайн и функционал под локальные тренды, пользующиеся там популярностью. В целом же различия между рынками сбыта связаны с уровнем их развития, культурными особенностями и доступностью импортных коллекций. Например, покупатели из России и Кыргызстана делают акцент на натуральные имитации и современный минимализм, а из Узбекистана, Казахстана и Азербайджана – на яркие и декоративные решения, с геометрическими узорами и восточными орнаментами.
Березовскую плитку можно увидеть в интерьере номеров одного из крупнейших отелей Азербайджана Radisson Hotel Baku, а также в отеле Hampton by Hilton в центре Варшавы. О чем это говорит? О том, что если нашу плитку выбирают дизайнеры для обустройства лучших сетевых отелей мира, значит, мы движемся в правильном направлении и нам есть чем гордиться!
Тамара МАРКИНА, фото предоставлено предприятием и БЕЛТА
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.