Сплав традиций сразу нескольких народов и опыта поколений - эти мысли приходят на ум большинству посетителей Верхнедвинского районного дома ремесел при взгляде на манекены в старинных нарядах. Они украшают здесь один из небольших, но атмосферных залов и гармонично сочетаются со всевозможными изделиями ручной работы из соломы, глины, ткани и других материалов. Преобладают пока женские наряды, но местные мастера рукоделия заботятся о том, чтобы пополнить коллекцию. Вплотную исследованиями занимается и мастер по ткачеству Татьяна Циро. В 2016 году ее авторские работы по возрождению форм поясной одежды по достоинству оценили коллеги на областном празднике-конкурсе народного костюма "Сцяжкi майстэрства". С корреспондентами БЕЛТА рукодельница поделилась, какой эффект старинное ремесло оказывает на душу мастера и с чего все начиналось.
"Во всей Витебской области только в нашем районе есть шестинитовое ткачество, характерный для верхнедвинской земли узор, - знакомит с Домом ремесел заведующая Светлана Малаховская, провожая гостей в выставочный зал. - Это дает возможность усложнить орнамент, рисунок работы. И только в Верхнедвинском районе, который всегда славился своим ткачеством, ткут буквы перебором - это наш бренд". И правда, почти на всех тканых дорожках и рушниках местные мастера оставляют надпись "Верхнедвинск", заметную издалека и напоминающую о месте, где изделие появилось на свет. Некоторые экземпляры хранятся в Доме ремесел и выставляются лишь по особому случаю.Мастер Татьяна Циро приветливо встречает прямо у манекенов, одетых в традиционные летние праздничные белорусские костюмы. Такие на верхнедвинской земле носили в конце XIX - начале XX вв., и именно эти работы взяли первое место на областном конкурсе. Чтобы возродить верхнедвинский строй, умельцам пришлось провести десятки экспедиций и исследований. Данных было мало, поскольку район сильно пострадал в годы Великой Отечественной, архивы были утеряны. Информацию удалось собрать в горпоселке Освея, где с восстановлением общей картины помогали местные жители. Многие из них переехали сюда из России и до сих пор, как и белорусы, хранят память о прошлом.
Основу долгих исследований составили книги с иллюстрациями узоров. "Я занималась именно самодельной тканью, возрождением технологии ткачества на кроснах. Это наш традиционный верхнедвинский костюм, - подходя к клетчатому сарафану, поясняет Татьяна Циро. - Сам узор клетки достался нам от фабрики художественных изделий в Верхнедвинске, которая закрылась лет 30 назад. Мы восстановили этот узор. Сарафан называется прямым или круглым, он шился из пяти полок шириной 70-80 см. Допустим, в этой рубахе плечевые вставки красного цвета - такие в основном были традиционными на российской земле. Поскольку мы живем в приграничном районе, и у нас такие сорочки были актуальны".
Как и прямой, из этой же коллекции, синий косоклинный распашной сарафан выполнен из самодельной ткани. Ее основа и уток были исключительно льняными, материал покрасили синькой, чтобы добиться нужного цвета и оттенка. Краска местами побледнела со временем, что лишь украсило старинный образ.
Полотно для изделий изготовили на ткацком станке в соседнем кабинете. Здесь почти все место занимают два устройства, разные по габаритам и сложности работы. Первый станок более крупный и современный, Дому ремесел его подарила местная ткачиха. Второй достался по наследству от фабрики художественных изделий. Именно на нем мастера и создавали ткань для костюмов. "Он старинный, видно, что раритет", - улыбается Татьяна Циро. Мастер добавляет, что один человек заправить такие станки и натянуть пряжу не сможет, потому в учреждении это всегда командная работа.
Любовь к ткачеству в ней зарождалась с юных лет. Уроженка Верхнедвинска сначала окончила в Витебске профессионально-технический колледж (сейчас технологический), затем - художественно-графический факультет Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. Интерес молодого специалиста только возрастал с приходом в районный Дом ремесел, где опытом и советами помогали старшие коллеги и руководство. Начиналось все с рушников и дорожек, а переросло в крупные проекты.
Из-под того же станка вышел особый рушник. Оригинал, которому уже более сотни лет, хранится в Волынецком краеведческом музее имени И.Д.Черского. Узор просматривается только под определенным освещением и на расстоянии. Мастер восстанавливала его и сама плела кружево - очень тонкое, выполненное из швейных ниток. В эту работу, как признается Татьяна Циро, она вложила всю себя.
"Сам по себе этот процесс ткачества интересный, с особым темпераментом - душа отдыхает. Просто уходишь в него с головой, забывая о происходящем вокруг. Фантазия начинает работать иначе, придумываешь, создаешь новые элементы. Заправка на станке одна, а узоры сочиняешь на ходу - для себя, для людей, что-то очень красивое. Хочется, чтобы понравилось не только мне и коллегам, ценителям, а каждому, кто познакомится с изделием", - говорит мастер, бережно складывая рушник в стопку.
К Татьяне Циро приходят не только на мастер-классы и занятия по ткачеству на станке. Рукодельница занимается гобеленоплетением, соломоплетением, лепкой из глины, вышивкой, кружевоплетением, вязанием. Но своим основным направлением называет возрождение технологий ткачества на кроснах.
Сейчас мастера районного Дома ремесел в основном готовят сувениры. К "Дажынкам" плетут из соломы куклы и бутоньерки, ткут дорожки и рушники. Параллельно строят планы по расширению линейки старинных национальных костюмов: летние женские образцы уже есть, мужской комплект остается дополнить штанами. А вообще ремесленники задумываются над тем, чтобы создать зимнюю коллекцию для взрослых и детей.
Молодому поколению тканые истории в разных техниках рассказывают на мастер-классах и занятиях в творческих мастерских. Профессиональными нюансами делятся и с ремесленниками из Себежа и Идрицы, куда периодически коллектив приглашают на фестиваль декоративно-прикладного искусства. Одна из творческих мастерских, по ткачеству традиционного пояса, откроется в Верхнедвинском районном доме ремесел уже в следующем году. По словам мастеров, простое изделие новичок может освоить за пару месяцев, главное, чтобы в этот узор вплетались желание, интерес и любовь к сложному делу.
Евгения АРХИПОВА,
Фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-