Новости темы
"Репортаж"
Трамвайное депо для Виктора Нестеровича - второй дом уже больше четырех десятков лет, а если взять в расчет всю семью, то общий стаж превысит 160. Ныне мастер смены участка ежедневного обслуживания трамвайного депо ОАО "Витебскоблавтотранс" с детства знает здесь каждый уголок и может часы напролет рассказывать про всевозможные модели вагонов, которые в разные годы перевозили пассажиров по родному Витебску. Одним из водителей был и сам Виктор Ромуальдович. Немало фактов он назовет и из истории электротранспорта в городе - его прадед был среди тех, кто "строил, а затем и запускал тут трамвай". Витебчанин рассказал корреспонденту БЕЛТА, почему стал продолжателем династии, каким видит будущее электротранспорта и благодаря чему и спустя годы работа в радость.
Сохраняя дело предков
С Витебским трамваем, которому в этом году исполнится 126 лет, имели дело пять поколений Нестеровичей. "У нас знаете как? Либо отец приводит сына, либо сын приходит к отцу, начиная с моего прапрадеда", - поясняет мастер смены.Бережно он протягивает старую фотокарточку, на которой запечатлены основатель династии - его прапрадед Людвиг Карлович Нестерович и прабабушка Анна Станиславовна. Снимок 130-летней давности сделали в первом в Витебске фотоателье Сигизмунда Юрковского. Собеседник поясняет: его прапрадед строил в городе трамвайный парк, будучи путевым рабочим. Вдохновившись его примером и трудолюбием, сюда же позже пришел его сын Чеслав Людвигович, спустя некоторое время - Ромуальд Чеславович, затем - Виктор Ромуальдович и его сын Вадим. Последний сегодня работает в другой сфере, но, по словам отца, к общему делу любви не утратил.
Все дороги вели в трамвайный парк, или Выбор очевиден
В школьные годы в будильнике Виктор Нестерович почти не нуждался, шутит он. Дело в том, что дом находился, как и сейчас, напротив административного здания трамвайного парка, а под окнами были рельсы (позже выезд сделали со стороны пр.Фрунзе у здания УВД Витебского облисполкома). Именно по ним вагончики строго по расписанию утром выходили на линию и возвращались в поздние часы.
Начинал Виктор Нестерович со слесаря в 1982 году, позже был водителем трамвая, водителем-перегонщиком и теперь он - мастер смены участка ежедневного обслуживания. В его бригаде всего несколько человек, зона ответственности велика: ежедневно на линию выходят 39 вагонов. Каждый из них должен быть исправен и подготовлен к перевозке пассажиров.
"Работа наша в основном идет после обеда, когда начинают заходить в парк трамваи, отработавшие одну смену. Проводим осмотр технической части трамвая, выполняем заявки водителей. И так до часу ночи, пока последний трамвайчик не зайдет в 1.12. Ну а с обеда - если вчера или ночью что-то не успели, не смогли доделать (мы же посменно работаем по 12 часов), то мы все восстанавливаем. Например, накануне трамвайчик оставался с неисправностью, теперь поехал на обкатку. Мы как пожарники. Случилось - делаем. Конечно, лучше, чтобы не случалось", - улыбается мастер смены.Чаще бригада выполняет мелкие заявки водителей. Бывает, фара не горит или дверь перестанет открываться, компостер барахлит. Все это ремонтируют, и уже на следующий день вагон в строю. "Мы именно аварийная бригада", - добавляет собеседник. К счастью, делится он, речь в основном идет о стандартных случаях, но раз в год или реже может произойти сход с рельс или поломка пантографа. Это обычно происходит из-за внешних причин.
"Транспортная промышленность шагнула вперед". Курс на экологию и комфорт
За десятки лет в сфере Виктор Нестерович познакомился и изучил многие типы трамвайных вагонов. Начинал работать с РВЗ-6, которые выпускал Рижский вагоностроительный завод, имел дело и с модификацией М2. Один такой в Витебске еще на ходу и используется как экскурсионный."Вот этот вагон серии "Х" тоже был на ходу, - показывает мастер на бело-голубой экземпляр на постаменте. - На 100-летие трамвая на марш-парад выезжал в город. Он "живой", еще довоенный, примерно 1936-1938 годов. А сколько фанатов! Люди приезжают из дальних городов России, чтобы именно посмотреть на витебские трамваи. Наш РВЗ на всем постсоветском пространстве единственный остался на ходу. Все стоят на постаментах уже, а на нашем можно прокатиться. Особенно когда работал музей трамвая, во время "Славянского базара" сюда толпы приходили".
Парк трамваев продолжает обновляться, что, безусловно, радует, делится мастер смены. Благодаря современным технологиям работать стало проще, а сам процесс происходит экологичнее. "И чище, и меньше расходных материалов надо использовать. В основном все электроника решает. Если взять старые вагончики РВЗ, там только одной смазки сколько уходило килограммов на каждый вагон! Отец пришел в парк в 15 или 16 лет, у него была лейка трехлитровая, ходил буксы смазывал - грязная работа, естественно. Помните, когда РВЗ еще по городу ходили, рядом с рельсами на остановках вагоны оставляли такую черную дорожку? Прямо мазут такой: станешь, как в гудрон, - чуть ли не прилипаешь. Сейчас, конечно, этого нет, транспортная промышленность шагнула вперед", - говорит Виктор Нестерович.Приятные изменения происходят и с точки зрения комфорта для водителей, замечает он. Стало проще управлять трамваем, зимой есть возможность согреться, ведь в первых вагонах и печей не было. Водителям выдавали валенки, шинели - так и работали. Сегодня в кабине есть кондиционер. "Даже если сравнить, на каких трамвайчиках я работал и какие есть сейчас, - небо и земля", - рассуждает он.
"Все зависит от родителей". Как заражаются вирусом трудолюбия
Труд для мастера смены - образ жизни, причем с рождения. Достойный пример всегда подавали старшие. Отец, в частности, периодически брал с собой на работу, постепенно знакомя сына-подростка с нюансами трамвайного дела. "В школе, класса с 5-6-го, у нас были уроки труда. Научились держать в руках молоток, стамеску, напильник и так далее. Делал как-то терочку маленькую на таком уроке, так на ней стерлась насечка, когда уже моему сыну было лет 10-15. А девочки шили, варили, пекли. Взяться за метлу и пойти убрать школьный двор или еще что-то - никто этим никогда не брезговал и не отнекивался. Был период, когда ковры в доме были модными. Через день-три выносил его на улицу и выбивал - никто не заставлял", - делится Виктор Нестерович.
Воспитывать трудолюбие, по его мнению, должна семья. "Все от родителей зависит, их отношения к своему труду, - добавляет он. - А ребенок же с них считывает и поступает так же"."В 5 утра выезжаешь - солнышко встает, город еще пустой". Пару слов о трамвайной романтике
Виктор Нестерович фанат своего дела и витебского трамвая - это заметно по тому, с каким энтузиазмом и любовью человек с более чем 40-летним стажем отзывается о работе. "Есть те, кому можно будет передать ее со спокойной душой", - утверждает мастер смены. В тонкости трамвайного дела он посвящает младших коллег, правда, говорит, в основном приходят грамотные люди, которым нужно лишь подсказать и направить. А при поддержке руководства предприятия и профсоюза коллектив обязательно будет работать на результат."Если бы время вернуть назад, я бы ничего не поменял. Все равно пришел бы сюда. Сначала было интересно, втянулся, а затем привык, - кратко описывает десятилетия мастер смены. - На линии (водителем) тоже было интересно работать: в 5 утра выезжаешь - солнышко еще встает, город пустой. Потом начинают люди появляться: кто на работу, кто просто по делам. На глазах город растет, видишь: здесь это построили, там - другое, стало красивее. Пассажиры всегда почти одни и те же садились, уже здоровались. Тогда было много фабрик и заводов, куда на работу постоянно ездили одни и те же люди. Семерочка у нас ходила (трамвай) по Фрунзе - ДСК, интервал был 4 минуты, и системы ходили (спаренные вагоны)… Жизнь вторая у меня в этом парке. И с женой познакомился в трамвае - она ездила пассажиркой. Вот уже 39 лет живем душа в душу".
Евгения АРХИПОВА,
фото автора,
БЕЛТА.-0-
Сохраняя дело предков
С Витебским трамваем, которому в этом году исполнится 126 лет, имели дело пять поколений Нестеровичей. "У нас знаете как? Либо отец приводит сына, либо сын приходит к отцу, начиная с моего прапрадеда", - поясняет мастер смены.Бережно он протягивает старую фотокарточку, на которой запечатлены основатель династии - его прапрадед Людвиг Карлович Нестерович и прабабушка Анна Станиславовна. Снимок 130-летней давности сделали в первом в Витебске фотоателье Сигизмунда Юрковского. Собеседник поясняет: его прапрадед строил в городе трамвайный парк, будучи путевым рабочим. Вдохновившись его примером и трудолюбием, сюда же позже пришел его сын Чеслав Людвигович, спустя некоторое время - Ромуальд Чеславович, затем - Виктор Ромуальдович и его сын Вадим. Последний сегодня работает в другой сфере, но, по словам отца, к общему делу любви не утратил.
Все дороги вели в трамвайный парк, или Выбор очевиден
В школьные годы в будильнике Виктор Нестерович почти не нуждался, шутит он. Дело в том, что дом находился, как и сейчас, напротив административного здания трамвайного парка, а под окнами были рельсы (позже выезд сделали со стороны пр.Фрунзе у здания УВД Витебского облисполкома). Именно по ним вагончики строго по расписанию утром выходили на линию и возвращались в поздние часы.
"Выходишь гулять в скверик - все под боком. Трамваи здесь ведь выходили и заходили. Утром зазвенели - это значит 5.00. Ночью перестали звенеть - 2.00, - вспоминает он. - С детства все это знаешь, видишь. Все разговоры дома об этом. Да и зачем что-то другое искать, если тут уже все предопределено с рождения? Хочешь не хочешь, сюда ноги ведут".
"Как пожарники: случилось - делаем". Чем занимается бригадаНачинал Виктор Нестерович со слесаря в 1982 году, позже был водителем трамвая, водителем-перегонщиком и теперь он - мастер смены участка ежедневного обслуживания. В его бригаде всего несколько человек, зона ответственности велика: ежедневно на линию выходят 39 вагонов. Каждый из них должен быть исправен и подготовлен к перевозке пассажиров.
"Работа наша в основном идет после обеда, когда начинают заходить в парк трамваи, отработавшие одну смену. Проводим осмотр технической части трамвая, выполняем заявки водителей. И так до часу ночи, пока последний трамвайчик не зайдет в 1.12. Ну а с обеда - если вчера или ночью что-то не успели, не смогли доделать (мы же посменно работаем по 12 часов), то мы все восстанавливаем. Например, накануне трамвайчик оставался с неисправностью, теперь поехал на обкатку. Мы как пожарники. Случилось - делаем. Конечно, лучше, чтобы не случалось", - улыбается мастер смены.Чаще бригада выполняет мелкие заявки водителей. Бывает, фара не горит или дверь перестанет открываться, компостер барахлит. Все это ремонтируют, и уже на следующий день вагон в строю. "Мы именно аварийная бригада", - добавляет собеседник. К счастью, делится он, речь в основном идет о стандартных случаях, но раз в год или реже может произойти сход с рельс или поломка пантографа. Это обычно происходит из-за внешних причин.
"Транспортная промышленность шагнула вперед". Курс на экологию и комфорт
За десятки лет в сфере Виктор Нестерович познакомился и изучил многие типы трамвайных вагонов. Начинал работать с РВЗ-6, которые выпускал Рижский вагоностроительный завод, имел дело и с модификацией М2. Один такой в Витебске еще на ходу и используется как экскурсионный."Вот этот вагон серии "Х" тоже был на ходу, - показывает мастер на бело-голубой экземпляр на постаменте. - На 100-летие трамвая на марш-парад выезжал в город. Он "живой", еще довоенный, примерно 1936-1938 годов. А сколько фанатов! Люди приезжают из дальних городов России, чтобы именно посмотреть на витебские трамваи. Наш РВЗ на всем постсоветском пространстве единственный остался на ходу. Все стоят на постаментах уже, а на нашем можно прокатиться. Особенно когда работал музей трамвая, во время "Славянского базара" сюда толпы приходили".
Парк трамваев продолжает обновляться, что, безусловно, радует, делится мастер смены. Благодаря современным технологиям работать стало проще, а сам процесс происходит экологичнее. "И чище, и меньше расходных материалов надо использовать. В основном все электроника решает. Если взять старые вагончики РВЗ, там только одной смазки сколько уходило килограммов на каждый вагон! Отец пришел в парк в 15 или 16 лет, у него была лейка трехлитровая, ходил буксы смазывал - грязная работа, естественно. Помните, когда РВЗ еще по городу ходили, рядом с рельсами на остановках вагоны оставляли такую черную дорожку? Прямо мазут такой: станешь, как в гудрон, - чуть ли не прилипаешь. Сейчас, конечно, этого нет, транспортная промышленность шагнула вперед", - говорит Виктор Нестерович.Приятные изменения происходят и с точки зрения комфорта для водителей, замечает он. Стало проще управлять трамваем, зимой есть возможность согреться, ведь в первых вагонах и печей не было. Водителям выдавали валенки, шинели - так и работали. Сегодня в кабине есть кондиционер. "Даже если сравнить, на каких трамвайчиках я работал и какие есть сейчас, - небо и земля", - рассуждает он.
"Все зависит от родителей". Как заражаются вирусом трудолюбия
Труд для мастера смены - образ жизни, причем с рождения. Достойный пример всегда подавали старшие. Отец, в частности, периодически брал с собой на работу, постепенно знакомя сына-подростка с нюансами трамвайного дела. "В школе, класса с 5-6-го, у нас были уроки труда. Научились держать в руках молоток, стамеску, напильник и так далее. Делал как-то терочку маленькую на таком уроке, так на ней стерлась насечка, когда уже моему сыну было лет 10-15. А девочки шили, варили, пекли. Взяться за метлу и пойти убрать школьный двор или еще что-то - никто этим никогда не брезговал и не отнекивался. Был период, когда ковры в доме были модными. Через день-три выносил его на улицу и выбивал - никто не заставлял", - делится Виктор Нестерович.
Воспитывать трудолюбие, по его мнению, должна семья. "Все от родителей зависит, их отношения к своему труду, - добавляет он. - А ребенок же с них считывает и поступает так же"."В 5 утра выезжаешь - солнышко встает, город еще пустой". Пару слов о трамвайной романтике
Виктор Нестерович фанат своего дела и витебского трамвая - это заметно по тому, с каким энтузиазмом и любовью человек с более чем 40-летним стажем отзывается о работе. "Есть те, кому можно будет передать ее со спокойной душой", - утверждает мастер смены. В тонкости трамвайного дела он посвящает младших коллег, правда, говорит, в основном приходят грамотные люди, которым нужно лишь подсказать и направить. А при поддержке руководства предприятия и профсоюза коллектив обязательно будет работать на результат."Если бы время вернуть назад, я бы ничего не поменял. Все равно пришел бы сюда. Сначала было интересно, втянулся, а затем привык, - кратко описывает десятилетия мастер смены. - На линии (водителем) тоже было интересно работать: в 5 утра выезжаешь - солнышко еще встает, город пустой. Потом начинают люди появляться: кто на работу, кто просто по делам. На глазах город растет, видишь: здесь это построили, там - другое, стало красивее. Пассажиры всегда почти одни и те же садились, уже здоровались. Тогда было много фабрик и заводов, куда на работу постоянно ездили одни и те же люди. Семерочка у нас ходила (трамвай) по Фрунзе - ДСК, интервал был 4 минуты, и системы ходили (спаренные вагоны)… Жизнь вторая у меня в этом парке. И с женой познакомился в трамвае - она ездила пассажиркой. Вот уже 39 лет живем душа в душу".
Евгения АРХИПОВА,
фото автора,
БЕЛТА.-0-