Советское время было периодом подвигов. В послевоенные годы люди, не щадя своих сил, стремились возродить и отстроить города и республики. Для БССР это время ознаменовалось ускоренным развитием самых разнообразных отраслей промышленности. В стране стали появляться заводы, продукция которых впоследствии станет визитной карточкой Беларуси: самосвалы БЕЛАЗ, грузовики и автобусы МАЗ, тракторы "Беларус", холодильники "Минск", велосипеды "Аист", часы "Луч"… В конце 60-х на окраине Могилева появится еще одно предприятие, которое через несколько лет тоже станет одним из брендов страны. Речь о Могилевском лифтостроительном заводе. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы рассказываем, почему каждому второму работнику "Могилевлифтмаша" было присвоено звание ударника коммунистического труда, что заставило промышленного гиганта переключиться на производство прицепов и лебедок в 90-е и как Президент Беларуси спасал предприятие на рубеже 2000-х.
- Как в Беларуси стали производить лифты
- Что происходило на "Могилевлифтмаше" в 1990-е
- Как Лукашенко впервые посещал "Могилевлифтмаш"
- Почему "Могилевлифтмаш" остается в собственности государства
- Что происходит на "Могилевлифтмаше" сегодня
Вообще первопроходцем в лифтостроении БССР "Могилевлифтмаш" не был. Изначально производство лифтов было освоено в 1964 году на другом могилевском заводе - "Строммашина". Но повсеместный рост строительства требовал все большего выпуска лифтов и неспециализированное производство просто не справлялось с этой задачей. В 1966 году Совет Министров СССР своим постановлением утвердил строительство Могилевского лифтостроительного завода. Предприятие должно было обеспечить вертикальными инженерными коммуникациями основные стройплощадки в Советском Союзе.
В возведении нового завода принимали участие тресты и бригады со всего СССР. Оборудование устанавливалось на временных производственных территориях еще до полного окончания строительства цехов. Станки завозили из Украины, Грузии, Казахстана, Литвы. Возведение лифтостроительного гиганта было на особом контроле на всех уровнях власти - от районного до Верховного Совета СССР. Уже к концу 1968 года вышла первая продукция - ограничитель скорости. Чуть позже были освоены и другие детали для лифтов.
В 70-м были выпущены первые пассажирские лифты грузоподъемностью 350 кг и скоростью движения более полуметра в секунду. Первый механизм установили в здании Дома Советов в Могилеве. Так зародилась традиция завода - устанавливать юбилейные стотысячные лифты лишь на объектах города.
Через пару лет на белорусские лифты стали поступать заявки из Москвы, Волгограда, Ленинграда, Ростова и других городов. А в 80-х они поставлялись уже в сотни городов СССР, а также в Венгрию, Польшу, Вьетнам, Монголию, Пакистан. Выполнял завод и военные заказы. Здесь изготавливались лифты для космодрома Байконур и подъемники для ракетных шахт. И труд заводчан не оставался незамеченным - звание ударника коммунистического труда было присвоено почти каждому второму работнику.
Что происходило на "Могилевлифтмаше" в 1990-е
Но распад СССР и как следствие разрыв внешнеэкономических связей и межотраслевой кооперации тут же сказались на работе предприятия. "Могилевлифтмаш" стал терять заказы, снизились технико-экономические показатели. Если в 1991 году предприятие произвело рекордное количество лифтов - более 14 тыс. (и эта цифра до сих пор остается рекордной), то в 1993-м - уже 4 тыс. лифтов. А в 96-м - всего 1,7 тыс. Чтобы выжить, завод решил сосредоточиться на производстве товаров народного пользования. Здесь выпускали электрокультиваторы для обработки земли, прицепы к легковым машинам.
"На завод я пришла в апреле 89 года, после того как закончила Могилевский политехникум. Уже в те годы было тяжеловато. Работы было мало, кругом шли сокращения. Продукция нигде не покупалась. Попала под сокращение и я. Мне предложили перейти в цех товаров народного потребления. Лифты тогда шли тяжеловато, и в основном вся нагрузка ложилась на ширпотреб: на сборку машин, сельхозлебедок. Отопления не было. Но директор старался, нас все время поддерживал. Говорил: "Девочки, потерпите". Детали холодные, руки обмораживались. Но, тем не менее, мы работали, старались, как-то нас обогревали. Мы так и продавали свою продукцию", - вспоминает слесарь механосборочных работ цеха сборки и окраски Светлана Холомеева.
Как Лукашенко впервые посещал "Могилевлифтмаш"
Как рассказывают заводчане, ситуация начала меняться только к концу 1990-х - в начале 2000-х благодаря приезду Президента. Впервые Александр Лукашенко посетил "Могилевлифтмаш" в сентябре 2000 года. Прибыв в Могилев, глава государства прежде всего пообщался с его жителями, а затем направился на завод. В центре внимания были проблемы обеспечения завода сырьем и материалами. Белорусский лидер осмотрел цеха, ознакомился с экономическими показателями. По итогам визита Александр Лукашенко дал ряд поручений по модернизации производства, а также подчеркнул, что проблемы, о которых говорили заводчане, должны быть решены в самое ближайшее время.
"Период был тяжелый. Зарплаты были в районе $100. Где-то в начале 2000-х Президент приехал. Это была, по-моему, осень. И уже через год начало поступать оборудование. Просто в цех приходишь, а тут одни коробки стоят. Просто все кардинально поменялось. Не просто цех, вообще завод преобразился. Как земля и небо", - говорит оператор лазерных установок цеха металлоконструкций Александр Пацанков.
Перед руководством "Могилевлифтмаша" Александр Лукашенко поставил не терпящую отлагательств задачу - наращивать промышленный потенциал. Визит Президента стал отправной точкой начала широкомасштабной модернизации предприятия.
"Все изменилось в основном с приходом Президента нашего. И предприятие стало развиваться потихоньку, и лифты уже пошли. Больше ассортимент стал, оборудование уже стало меняться на заводе. В принципе, жизнь стала восстанавливаться", - отмечает Светлана Холомеева.
Благодаря трудолюбивому коллективу, принципиальным и твердым решениям руководства страны завод сумел справиться с трудностями и к началу 2000-х снова вышел в лидеры на постсоветском пространстве. Не зря сегодня завод считается перспективным местом для молодых специалистов.
"В 2013 году я закончил Могилевский государственный политехнический колледж и пришел сюда на отработку. Я знал, что это одно из лучших предприятий в Могилеве. Были экскурсии на другие предприятия города, и нам было с чем сравнить. Мы хотели попасть на отработку именно сюда, потому что уровень предприятия был намного выше, чем у других. Отработку закончил и остался работать дальше. Продолжал в цеху. Потом получил высшее образование и перешел в отдел главного технолога. В цеху я был оператор станков с программным управлением, а сейчас я уже пишу программы на эти станки", - поясняет инженер-технолог Кирилл Степанов.
Почему "Могилевлифтмаш" остается в собственности государства
Правда, впереди "Могилевлифтмаш" ждали новые трудности: мировые экономические кризисы не могли не ударить по ориентированной на экспорт экономике Беларуси. Объемы промышленного производства, а следовательно, и выручка предприятий падали. Но государство всегда подставляло плечо готовым идти дальше.
"Тогда и сейчас - это абсолютно два разных предприятия. Единственное, что осталось на предприятии, - это забота о людях. Честно скажу, люди всегда стояли на первом месте. Мы делаем лифты не только для Беларуси, но и для России, Казахстана, Украины. И Прибалтика была. Я не думаю, что частник так бы нас "двигал". Все-таки то, что предприятие осталось в рамках государства, мне кажется, это лучше. Все-таки хорошо, что мы все выстояли тогда, выдержали", - убеждена Светлана Холомеева.
И заводчане правы. Для эффективного производства необходим прежде всего ответственный собственник. Кто это будет, государство или частная компания, не так важно. Но согласитесь, частные структуры в период кризиса вряд ли будут бороться за каждого работника. Самое главное для них - итоговая прибыль. У государства же в подобном случае будут совсем другие приоритеты - люди.
"Движение есть. Думаю, что после сегодняшнего разговора увеличим темпы движения вперед. Мы должны преодолеть тот спад. Ситуация была непростая, но я вижу, что она даже в Могилевской области начинает выправляться. Главная моя забота, чтобы люди были заняты, но с одним только условием: если они хотят работать. Для желающих работать я готов делать все, чтобы они нашли свое рабочее место. И таких рабочих мест и условий для их создания сегодня предостаточно", - подчеркивал Александр Лукашенко в 2016 году по время посещения предприятия.
Есть и еще причины, почему власти не позволяют приватизацию флагманов промышленности. Эти предприятия, подчеркивает Президент, народное достояние. Как, спрашивает он, можно разбазаривать то, что возводилось всей страной, руками тысяч обычных людей? Тем более у иностранных инвесторов своеобразные виды на белорусскую промышленность.
"Мы уже приближались к приватизации. Что говорят инвесторы? Половину людей выкидываем, вот это вы не будете производить, то не будете. Грубо говоря, гайки будете крутить и все, а основные компетенции - конструкторские бюро, мозги там будут, а вы тут какой-то сборкой будете заниматься, и половину людей выкидываем. Сокращение производства, рабочей силы, отдать основные мозги - кто на это пойдет? Я на это не пойду", - заявил в одном из интервью глава государства.
Что происходит на "Могилевлифтмаше" сегодня
Если кратко, отбоя от заказов нет, предприятие воплощает в жизнь новые разработки. Белорусский завод продает больше лифтов, чем любые другие производители постсоветского лагеря. Речь в первую очередь о конкурентах из России.
"Это говорит о многом. Это значит, что мы производим не просто годный продукт, не просто конкурентоспособный. Он желаем, его хотят видеть, его покупают. Он нужен, он пользуется спросом. В текущем году был представлен наш новый продукт, это лифт со скоростью движения 2,5 метра в секунду. Но это не предел, и уже поставлена задача перед научно-техническим центром в следующем году разработать и провести испытания лифта со скоростью движения до 4 метров в секунду. 4 метра в секунду - это больше престиж. Есть лифты со скоростью движения 8 и даже 9 метров в секунду. Но мы считаем, что это для нас данный сегмент не актуален", - отметил заместитель главного инженера Юрий Черногребель.
В настоящее время производственная программа "Могилевлифтмаша" насчитывает около 180 базовых моделей лифтов: пассажирские, грузовые, больничные, коттеджные лифты различной грузоподъемности. Кроме лифтов на предприятии выпускаются подъемники для физически ослабленных лиц, эскалаторы и траволаторы, строительные подъемники и измельчители мелколесья (мульчировщики), а также потребительские товары.
"Я почему приехал на "Лифтмаш" (точно так, как и БЕЛАЗ надо посмотреть, на МАЗе автобусы) - потому что спрос большой сейчас. Надо удовлетворить рынок. Поэтому у меня вопрос: а почему мы большее количество при таком спросе не выпускаем? Если у тебя (на "Могилевлифтмаше". - Прим. БЕЛТА) мало мощностей, надо задействовать другие, - поставил задачу Александр Лукашенко, посещая предприятие летом этого года. - У меня вопрос, чтобы мы не прозевали момент, забрали рынок. Если сегодня мы 16 тыс. (единиц продукции. - Прим. БЕЛТА) продать можем, а он (на заводе. - Прим. БЕЛТА) может произвести 14 тыс., ну 2 тыс. надо умереть, но произвести. Пусть он основные бы делал детали, а где-то что-то гнуть, паять или варить - "Строммашина" или еще что-то. Таким образом мы рынок займем и здесь предприятия сможем загрузить".
Общаясь с работниками предприятия, глава государства будет еще откровеннее: "Спрос на вашу продукцию большой. Нам было непросто. Вы и меня критиковали, иногда "избивали" до потери сознания: зарплата, зарплата… А нам ничего не оставалось делать, как собирать где-то деньги и посиневшими руками держать эти предприятия. Очень часто из уст, как я в шутку говорю, старшего брата, я слышу в последнее время: "Вот вы молодцы, вы это сохранили, то сохранили, вам это удалось…"
Завод активно работает над импортозамещением. Сегодня здесь реализуется несколько инвестиционных проектов. Средства выделяются на создание высокотехнологичного производства тяговых электродвигателей для электротранспорта, готовится выпуск новой серии энергоэффективных электродвигателей. В планах - производство скоростных лифтов на базе безредукторного привода и модернизация действующего производства по выпуску импортозамещающих лифтов.
Еще один необычный проект "Могилевлифтмаша" - производство вертикальных парковок. Ротерная парковка, которую также называют карусельной, способна вместить 12 автомобилей, хотя по площади конструкция занимает всего два парковочных места. Высота парковки составляет более 14 метров, длина - 7. Проект необычный и амбициозный, но насколько он востребован, покажет время.
Одним словом, создание Могилевского лифтостроительного завода - это история о подвигах. О тех, кто, отдавал последнее (сегодня это сложно представить), возрождая жизнь в родном городе и в родной стране. О тех, кто не забывал о прошлом и никогда не сдавался перед трудностями настоящего. О тех, кто сегодня смотрит в будущее. И, конечно же, это история о решениях, которые объединяют эти поколения.-0-