В документе закреплено, что при поступлении обращения с вопросами, не относящимися к компетенции данного госоргана, оно может быть либо перенаправлено в компетентный орган, либо оставлено без рассмотрения, но заявитель должен быть уведомлен, куда и в каком порядке ему можно обратиться. Если в обращении отсутствуют конкретные требования, ходатайства либо содержится благодарность - на него местные власти отвечать не обязаны. Если в присутствии обратившегося выполнены работы или оказаны услуги, которые он просил выполнить, составлена соответствующая запись, то отдельно сообщать об этом гражданину не требуется.
"Это должно упростить работу отделов по работе с обращениями граждан и юридических лиц, избежать ненужной переписки. Так, например, в облисполком поступает много благодарственных писем, писем и требований, не содержащих конкретики. Или приходится информировать человека о том, что ему отремонтировали крышу", - отметила Оксана Таранда.
Среди важных нововведений - закрепление порядка работы с электронными обращениями. В Минской области электронная приемная действует уже 1,5 года, за это время через Интернет поступило более 600 обращений, но до сих пор не было регламентировано, как на них реагировать. "Теперь же в законе четко прописан механизм рассмотрения таких обращений, информация, которая обязательно должна в них содержаться (фамилия, имя, отчество заявителя, его место жительства, учебы или работы, адрес электронной почты)", - добавила Оксана Таранда.
Отвечать на электронные обращения будут в электронном виде, иное возможно, если со стороны обратившегося есть просьба о письменном ответе или такое решение принял руководитель организации. Наиболее часто встречающиеся вопросы и ответы будут размещаться в открытом доступе.
Изменены требования и к личным приемам. Их должны проводить ежемесячно руководители организаций всех форм собственности. Заявителю может быть отказано в личной встрече, если переписка с ним прекращена или когда он уже получил исчерпывающий ответ по своему вопросу. Прописана норма о праве должностных лиц вести аудио-, видеозапись, фотосъемку во время личного приема.
В целом Оксана Таранда отметила, что на местах готовы работать в новых условиях, приняты необходимые локальные нормативно-правовые акты, определяющие делопроизводство по обращениям граждан, порядок проведения приемов, функционирования электронной приемной.
В 2011 году в Миноблисполком поступило 5 тыс. 286 обращений (82,4% к уровню 2010 года, или на 1 тыс. 131 обращение меньше). Руководители областного исполнительного комитета провели 135 приемов в облисполкоме и 244 выездных, во время которых принято более 1,3 тыс. человек.