В белорусском обществе нужно формировать чувство государственной корпоративности. Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА эксперт, доктор экономический наук, профессор Антонина Морова, комментируя встречу Президента Беларуси Александра Лукашенко с журналистами.
По ее словам, призывы некоторых горячих голов сменить существующую модель на более, по их мнению, прогрессивную основываются на вполне объяснимом желании ускорить движение страны вперед, максимально быстро приблизиться к западным стандартам благополучия, какими они их себе представляют. "Им кажется, что смена модели автоматически приведет к вожделенному результату. Но это не так: важны новые механизмы, без них любая модель - абстракция, - считает эксперт. - Отработка механизма, его обкатка, притирка всех винтиков, умение направлять движение в нужное русло - процесс длительный и болезненный для экономики и общества, особенно в условиях преодоления кризиса. Более того, нельзя калькировать чужие модели, поскольку механизмы их действия учитывают менталитет работников, социокультурные особенности народа и уровень социально-экономического развития страны".
Антонина Морова считает, что в нашей стране надо не сложившуюся модель менять, а тщательно отладить механизмы ее реализации. "К сожалению, зачастую эти механизмы, образно говоря, пробуксовывают из-за человеческого фактора: где-то виноват непрофессионализм, где-то - элементарная лень и безалаберность, где-то - недальновидные решения. Если бы каждый человек на своем месте выполнял свои обязанности четко, дисциплинированно и при этом творчески, то многих проблем удалось бы избежать, - сказала собеседница. - Я приветствую принятые в стране меры по укреплению дисциплины на всех уровнях - от рядового работника до руководителя - в организациях всех форм собственности. Уверена: прежде чем отвергать то, что создано предыдущими поколениями, замахиваться ломом на сложившуюся социально-экономическую модель, нужно честно ответить на вопрос: а с полной ли отдачей я делаю свою работу, выполняю свои обязанности?.. Меня всегда возмущало желание людей жить как в европах, а работать как в банановой республике".
Она поддерживает слова Президента о том, что каждый человек должен трудиться во благо своей страны, своей семьи. "Государственная помощь должна распространяться только на тех, кто не может работать и зарабатывать по объективным причинам. Например, в Японии законодательство об оказании госпоподдержки сориентировано на семью, при этом любое иждивенчество пресекается на корню: не выплачивается никаких пособий трудоспособным людям, которые могут, но не хотят трудиться. Идеология общества построена на культе труда - в итоге успехи Японии впечатляющие, уровень благосостояния народа высок. Но при этом, подчеркиваю, и напряженность, эффективность труда очень высокая, - отметила эксперт. - Я считаю, что культ труда, чувство государственной корпоративности нужно формировать и в нашем обществе. Имею в виду социальную ответственность людей перед своим государством, трудовым коллективом, перед своей семьей".
Собеседница добавила, что многие люди, сами того не осознавая, воспринимают труд и демократию как антонимы. "Сколько выплескивалось негатива по поводу "прижима" тунеядцев: мол, чуть ли не ущемление свободы личности, удар по демократическим ценностям и т.д. Пусть бы пояснили, почему демократия и труд оказались вдруг на разных берегах? - задала вопрос Антонина Морова. - А разве девиантное поведение не наносит удар по демократическим ценностям? А рост преступности среди неработающих сограждан не отражается на благополучии всего общества и отдельных его представителей (детей, жен, соседей и т.д.)? У человека, который занят делом, мысли заняты другим, он нацелен в большей степени на позитив, чем на негатив. Именно такие люди - опора страны, именно их голос должен быть услышан, а предложения - важны для определения пути развития страны".
По ее словам, призывы некоторых горячих голов сменить существующую модель на более, по их мнению, прогрессивную основываются на вполне объяснимом желании ускорить движение страны вперед, максимально быстро приблизиться к западным стандартам благополучия, какими они их себе представляют. "Им кажется, что смена модели автоматически приведет к вожделенному результату. Но это не так: важны новые механизмы, без них любая модель - абстракция, - считает эксперт. - Отработка механизма, его обкатка, притирка всех винтиков, умение направлять движение в нужное русло - процесс длительный и болезненный для экономики и общества, особенно в условиях преодоления кризиса. Более того, нельзя калькировать чужие модели, поскольку механизмы их действия учитывают менталитет работников, социокультурные особенности народа и уровень социально-экономического развития страны".
Антонина Морова считает, что в нашей стране надо не сложившуюся модель менять, а тщательно отладить механизмы ее реализации. "К сожалению, зачастую эти механизмы, образно говоря, пробуксовывают из-за человеческого фактора: где-то виноват непрофессионализм, где-то - элементарная лень и безалаберность, где-то - недальновидные решения. Если бы каждый человек на своем месте выполнял свои обязанности четко, дисциплинированно и при этом творчески, то многих проблем удалось бы избежать, - сказала собеседница. - Я приветствую принятые в стране меры по укреплению дисциплины на всех уровнях - от рядового работника до руководителя - в организациях всех форм собственности. Уверена: прежде чем отвергать то, что создано предыдущими поколениями, замахиваться ломом на сложившуюся социально-экономическую модель, нужно честно ответить на вопрос: а с полной ли отдачей я делаю свою работу, выполняю свои обязанности?.. Меня всегда возмущало желание людей жить как в европах, а работать как в банановой республике".
Она поддерживает слова Президента о том, что каждый человек должен трудиться во благо своей страны, своей семьи. "Государственная помощь должна распространяться только на тех, кто не может работать и зарабатывать по объективным причинам. Например, в Японии законодательство об оказании госпоподдержки сориентировано на семью, при этом любое иждивенчество пресекается на корню: не выплачивается никаких пособий трудоспособным людям, которые могут, но не хотят трудиться. Идеология общества построена на культе труда - в итоге успехи Японии впечатляющие, уровень благосостояния народа высок. Но при этом, подчеркиваю, и напряженность, эффективность труда очень высокая, - отметила эксперт. - Я считаю, что культ труда, чувство государственной корпоративности нужно формировать и в нашем обществе. Имею в виду социальную ответственность людей перед своим государством, трудовым коллективом, перед своей семьей".
Собеседница добавила, что многие люди, сами того не осознавая, воспринимают труд и демократию как антонимы. "Сколько выплескивалось негатива по поводу "прижима" тунеядцев: мол, чуть ли не ущемление свободы личности, удар по демократическим ценностям и т.д. Пусть бы пояснили, почему демократия и труд оказались вдруг на разных берегах? - задала вопрос Антонина Морова. - А разве девиантное поведение не наносит удар по демократическим ценностям? А рост преступности среди неработающих сограждан не отражается на благополучии всего общества и отдельных его представителей (детей, жен, соседей и т.д.)? У человека, который занят делом, мысли заняты другим, он нацелен в большей степени на позитив, чем на негатив. Именно такие люди - опора страны, именно их голос должен быть услышан, а предложения - важны для определения пути развития страны".