Тамара Красовская
Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
В Беларуси назрела необходимость в корректировке некоторых норм закона "Об обращениях граждан и юридических лиц". Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой
информации Тамара Красовская.
Как отметила депутат, закон об обращениях граждан и юрлиц, вступивший в силу почти три года назад, позволил вывести работу с обращениями граждан на новый уровень. "Новации позволили обеспечить без лишнего формализма и волокиты рассмотрение обращений, усилили гарантии реализации конституционного права каждого на обращение. Однако жизнь не стоит на месте, и для нас, парламентариев, весьма важным является этап мониторинга практического применения документа после его вступления в силу. А практика показала, что назрела необходимость в корректировке некоторых норм этого закона", - подчеркнула Тамара Красовская.
Заместитель председателя комиссии отметила, что в настоящее время электронные обращения зачастую носят характер обыкновенной переписки, существующей в социальных сетях. Заявители чаще просят разъяснить норму закона или высказывают свое мнение о действиях того или иного органа, что, по мнению депутата, не является обращением. "Необходимо изменить порядок рассмотрения таких обращений. Так, следует закрепить обязательность рассмотрения только тех электронных обращений, которые поданы через специальную рубрику, размещенную на сайте госоргана или госорганизации. А к электронным обращениям, которые направляют представители заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия", - пояснила она.
Депутат также затронула аспект, касающийся правовой грамотности граждан. На данный момент в государственные органы, в том числе в парламент, поступает большое количество обращений, которые напрямую или косвенно касаются исключительной компетенции судебных и правоохранительных органов. Согласно законодательству, письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее чем через пять дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. "Но на практике нередки случаи, когда письма с такими разъяснениями направляются заявителям многократно, а человек упорно продолжает обращаться не по компетенции. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, орган не может прекратить переписку, а с другой - человек продолжает надеяться и считает, что раз ему отвечают, значит могут положительно повлиять, но не хотят, надо настаивать или обращаться выше. Так образуется поток систематически направляемых необоснованных обращений, формируется негативное отношение к должностным лицам - ведь вопросы заявителя не решены", - отметила Тамара Красовская.
В связи с этим парламентарий считает целесообразным установить следующее правило: обращения оставляются без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо если в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
По мнению депутата, изменений требуют и другие нормы законодательства. "В ближайшее время мы ждем внесение законопроекта, предполагающего корректировку закона об обращениях граждан и юрлиц. Как депутат Палаты представителей я приложу все усилия, чтобы этот нормативный правовой акт был качественным, максимально соответствовал жизни и работал на перспективу. Ведь своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета власти, повышает качество управления и оказания государственных услуг", - считает эксперт.
Для госорганов, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений, считает Тамара Красовская. "Именно открытый диалог граждан и органов власти, как того постоянно требует глава государства, является важным элементом правового государства и гражданского общества. К тому же я не понаслышке знаю, что самое главное - за неиссякаемым потоком служебных бумаг и неотложных дел увидеть живого человека с его проблемами, чаяниями и надеждами. Только такой подход может максимально гарантировать защиту прав и законных интересов граждан", - подчеркнула парламентарий.
информации Тамара Красовская.
Как отметила депутат, закон об обращениях граждан и юрлиц, вступивший в силу почти три года назад, позволил вывести работу с обращениями граждан на новый уровень. "Новации позволили обеспечить без лишнего формализма и волокиты рассмотрение обращений, усилили гарантии реализации конституционного права каждого на обращение. Однако жизнь не стоит на месте, и для нас, парламентариев, весьма важным является этап мониторинга практического применения документа после его вступления в силу. А практика показала, что назрела необходимость в корректировке некоторых норм этого закона", - подчеркнула Тамара Красовская.
Заместитель председателя комиссии отметила, что в настоящее время электронные обращения зачастую носят характер обыкновенной переписки, существующей в социальных сетях. Заявители чаще просят разъяснить норму закона или высказывают свое мнение о действиях того или иного органа, что, по мнению депутата, не является обращением. "Необходимо изменить порядок рассмотрения таких обращений. Так, следует закрепить обязательность рассмотрения только тех электронных обращений, которые поданы через специальную рубрику, размещенную на сайте госоргана или госорганизации. А к электронным обращениям, которые направляют представители заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия", - пояснила она.
Депутат также затронула аспект, касающийся правовой грамотности граждан. На данный момент в государственные органы, в том числе в парламент, поступает большое количество обращений, которые напрямую или косвенно касаются исключительной компетенции судебных и правоохранительных органов. Согласно законодательству, письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее чем через пять дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. "Но на практике нередки случаи, когда письма с такими разъяснениями направляются заявителям многократно, а человек упорно продолжает обращаться не по компетенции. Складывается ситуация, когда, с одной стороны, орган не может прекратить переписку, а с другой - человек продолжает надеяться и считает, что раз ему отвечают, значит могут положительно повлиять, но не хотят, надо настаивать или обращаться выше. Так образуется поток систематически направляемых необоснованных обращений, формируется негативное отношение к должностным лицам - ведь вопросы заявителя не решены", - отметила Тамара Красовская.
В связи с этим парламентарий считает целесообразным установить следующее правило: обращения оставляются без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо если в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
По мнению депутата, изменений требуют и другие нормы законодательства. "В ближайшее время мы ждем внесение законопроекта, предполагающего корректировку закона об обращениях граждан и юрлиц. Как депутат Палаты представителей я приложу все усилия, чтобы этот нормативный правовой акт был качественным, максимально соответствовал жизни и работал на перспективу. Ведь своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета власти, повышает качество управления и оказания государственных услуг", - считает эксперт.
Для госорганов, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений, считает Тамара Красовская. "Именно открытый диалог граждан и органов власти, как того постоянно требует глава государства, является важным элементом правового государства и гражданского общества. К тому же я не понаслышке знаю, что самое главное - за неиссякаемым потоком служебных бумаг и неотложных дел увидеть живого человека с его проблемами, чаяниями и надеждами. Только такой подход может максимально гарантировать защиту прав и законных интересов граждан", - подчеркнула парламентарий.