Странам постсоветского пространства, образующим интеграционные образования, необходимо выработать согласованную политику в сфере трудовой миграции. Такое мнение высказал сегодня на VIII Международной научно-практической конференции ЕАБР на тему "Углубление и расширение Евразийской интеграции" член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев, передает корреспондент БЕЛТА.
"Трудовая миграция, с моей точки зрения, является формой реального социально-экономического взаимодействия стран постсоветского пространства. Если сопоставить сегодня тенденции трудовой миграции, можно констатировать, что между Россией и Казахстаном с одной стороны, а также странами Центральной Азии с другой стороны сформировалась миграционная подсистема, которая характеризуется масштабными потоками трудовой миграции с устойчивой географической направленностью", - отметил Сергей Рязанцев. Две страны на постсоветском пространстве - Россия и Казахстан - являются типичными странами-реципиентами, в которых преобладает трудовая иммиграция над трудовой эмиграцией. Все остальные государства представляют собой в большей степени страны трудовой эмиграции, которая преобладает над въездом.
В России и Казахстане отмечается сокращение численности и старение населения. Либо сейчас, либо в перспективе это будет иметь ряд демографических, социально-экономических и геополитических последствий. Демографическая ситуация в странах Центральной Азии выглядит кардинально противоположно - прогнозируется значительный прирост населения. "Даже при ускоренном развитии экономик этих государств все трудоспособное население не сможет быть трудоустроено внутри стран, поэтому в ближайшей перспективе страны Центральной Азии будут оставаться наиболее вероятными миграционными донорами России и Казахстана", - сказал Сергей Рязанцев. При этом, как показывают исследования, миграционные потоки значительно расширяются с социальной точки зрения. В них включается все больше жителей, ранее не мобильных, такие как жители сельских районов, небольших населенных пунктов, женщины, молодежь. "Речь идет о феномене формирования стратегии на успех исключительно через трудовую миграцию, что формируется в массовом сознании даже подрастающего поколения в Таджикистане, Кыргызстане и ряде других стран", - отметил эксперт.
Трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные экономические последствия для принимающих стран. С одной стороны, мигранты заполняют многие непрестижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, куда не всегда соглашаются идти местные жители. В России 40% мигрантов концентрируются в строительстве, 29% в обслуживающих отраслях, 13% заняты в промышленности. В то же время трудовая миграция стимулирует рост теневой экономики в некоторых ее сегментах, происходит демпинг уровня заработной платы, трансформируется этнический состав населения. Кроме того, вызывают беспокойство некоторые социальные и гуманитарные аспекты. "Рабочие-мигранты живут в жутких порой условиях, получают гораздо меньшую заработную плату, подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, повсеместно практически нарушаются их человеческие и трудовые права", - обратил внимание эксперт.
В настоящее время регулирование трудовой миграции в странах группировки осуществляется довольно изолированно и даже порой асинхронно. "Каждая страна пытается регулировать миграцию исключительно в своих интересах, а если мы говорим о попытках интеграции, подход, как мне кажется, должен быть иным. Посылающие страны - Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан - стараются отправить за границу как можно большее число трудовых эмигрантов, чтобы получить от них больше денежных переводов и решить за этот счет проблемы краткосрочного характера. А принимающие страны, как Россия и Казахстан, пытаются привлекать дешевую рабочую силу, периодически пытаясь ограничивать ее количество и влиять на ее качество. Однако в условиях широкого распространения эксплуатации трудовых мигрантов, коррупционных схем выдачи квот и разрешений на работу, отсутствия четкой потребности в трудовых ресурсах шаги принимающих государств часто политизированы, направлены на необоснованное ограничение, не всегда логичны, последовательны и понятны", - отметил Сергей Рязанцев.
Если следовать логике интеграции между странами группировки в любом ее формате, то одной из задач должно стать создание рынка труда, регулирование которого будет происходить на основе именно общих интересов двух групп стран - как посылающих, так и принимающих - и согласованных договоренностей. В частности, по мнению ученых, в случае, если Россия и Казахстан будут не депортировать мигрантов, а увеличат инвестиции в аналогичные сектора экономики стран-доноров трудовых мигрантов (которые являются, кстати, традиционными отраслями их экономики, которые пришли в упадок после распада СССР), это поможет побороть недокументированную миграцию и занятость.
"Механизм регулирования трудовой миграции может выглядеть следующим образом. Во-первых, необходимо рассчитать потребности принимающих стран - России и Казахстана - в рабочей силе на основе баланса трудовых ресурсов. Во-вторых, нужно определить собственные возможности, то есть потенциал, например, трудоустройства безработных, молодежи, пенсионеров даже, возможности внутренней миграции трудовых ресурсов и четкие потребности в иностранных трудовых мигрантах. В-третьих, необходимо обозначить приоритеты миграционной политики в области трудовой миграции в отношении стран-партнеров по политической, экономической интеграции. Именно это должно находиться в приоритете, если мы говорим об интеграционных процессах", - отметил Сергей Рязанцев. Также необходимо подписать межгосударственное соглашение об организованных поставках рабочей силы.