В Беларуси следует проработать вопрос о совершенствовании дифференцированных тарифов на ЖКУ. Такое мнение высказал председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон сегодня на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам Александра Якобсона, порядок формирования тарифов на ЖКУ - одна из самых сложных тем, ясного понимания здесь нет не только у населения, но и у местных органов власти. "Нам предстоит не просто детально вникнуть в эти вопросы, но и буквально выстрадать правильное решение, которое ляжет впоследствии в проект единого документа по совершенствованию работы в системе жилищно-коммунального хозяйства", - подчеркнул глава КГК.
Директор департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин отметил, что государственная политика ценообразования в сфере ЖКУ направлена на обеспечение доступности этих услуг для населения и достижение баланса интересов потребителей и производителей ЖКУ. Игорь Фомин акцентировал внимание на том, что в последние годы ощутимо снижается удельный вес затрат на оплату ЖКУ в доходах среднестатистической семьи из трех человек (сегодня такая семья платит за ЖКУ около 3% от своего дохода). При этом, исходя из расчетов, в январе-мае текущего года население возмещает лишь 27,3% затрат на техобслуживание, 14,6% - теплоснабжение, 16,1% - горячее водоснабжение, 13,7% - канализацию, 75% - вывоз и переработку мусора (с учетом 100% в Минске), 17,8% - пользование лифтом, а в целом по ЖКХ - лишь 14,3%.
Принимаемые решения о повышении тарифов на ЖКУ не отражаются в значительной мере на уровне возмещения населением затрат на оказание ЖКУ, подчеркнул Игорь Фомин. Как результат, при фиксированном бюджетном финансировании на оказание ЖКУ постоянно возрастает нагрузка на предприятия из-за перекрестного субсидирования, что приводит к снижению конкурентоспособности продукции.
В нынешних условиях государство не может дотировать всех потребителей ЖКУ, это слишком затратно и нерационально, поскольку ложится большим грузом на бюджет и предприятия реального сектора экономики и, что очень важно, не стимулирует население к экономии. Фактически получается, что дотациями на оплату ЖКУ - за счет бюджетного и перекрестного финансирования - пользуются буквально все потребители услуг, вне зависимости от их доходов. Огромные финансовые средства "размазываются" тонким слоем по всем потребителям услуг - и богатым, и бедным.
Напомним, в Беларуси уже много лет действует механизм поддержки малообеспеченных граждан и семей, которые по объективным причинам находятся в сложном материальном положении, - это государственная адресная социальная помощь (ГАСП). Однако при существующих критериях назначения ГАСП ее получают на частичную оплату ЖКУ совсем немного потребителей (не более 0,01%).
Наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о дифференцировании тарифов на ЖКУ и целесообразности возвращения к механизму предоставления безналичных жилищно-коммунальных субсидий для наиболее уязвимых социальных слоев населения. Как показала практика, дифференцированные тарифы стимулируют потребителей услуг к тому, чтобы контролировать уровень потребления тех или иных услуг, избегая необоснованного перерасхода сверх установленного норматива. Это в свою очередь приводит к экономии ресурсов на производство услуг.
Участники заседания пришли к выводу о необходимости совершенствования механизма дифференцированной оплаты всех видов жилищно-коммунальных услуг. Целесообразно также установление обоснованных тарифов на теплоснабжение (за 1 кв.м общей площади жилых помещений) и подогрев воды (за 1 куб.м) для жилых домов, не оборудованных индивидуальными и групповыми приборами учета - такого жилья в республике в настоящее время около 8%.
Поступило предложение об обеспечении полного возмещения населением затрат на такие услуги жилищно-коммунального хозяйства, как вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтом. Возможно, уже в 2014 году это будет реализовано. Причем существенно реализация данной меры не отразится на жировках, поскольку для отдельного плательщика это повлечет утяжеление общей суммы платежа лишь на несколько тысяч рублей, но в общереспубликанском масштабе высвободятся солидные финансовые средства. Кстати, в Минске с нынешнего года уже действует 100-процентное возмещение населением услуг по сбору и вывозу бытовых отходов. И, следует отметить, это повышение тарифа не ударило по кошельку минчан.
Немаловажно, рост тарифов будет идти в одной связке с оптимизацией затрат на оказание услуг - на этом сделан особый акцент. Если уж потребители платят за услугу по ее себестоимости, то формирование тарифа должно быть максимально прозрачным, освобожденным от непрофильных и прочих нерациональных расходов.
Кстати, дифференциация тарифов применяется во многих странах мира. Да и нормативы потребления очень отличаются. Например, в Беларуси норматив потребления воды составляет 140 л в сутки, а в Литве и Латвии - 90 л. В отношении корректировки нормативов потребления также предстоит серьезная работа, в том числе по введению дополнительной градации в оплате за услуги в зависимости от объема потребления.
Что касается совершенствования системы ГАСП в условиях дифференциации тарифов, то главным принципом в отношении потребителей ЖКУ должен быть справедливый и социально ориентированный подход: кто много потребляет - тот и платит больше, кто потребляет мало и объективно имеет скромные доходы - тот получит безналичную субсидию на услуги ЖКХ.