Школа должна давать ученику не только знания, но и умения. Такое мнение высказал сегодня на августовском форуме педагогических работников Минска "Профессионализм и гражданственность - основа стабильности и устойчивого развития столицы" председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам Владимира Щербо, необходим переход от "знаниевой" к компетентностной системе образования. Он подчеркнул, что тема повышения качества обучения не теряет своей актуальности. По всем основным компонентам качества образования в Минске отмечаются позитивные изменения: и по содержанию, и по условиям организации образовательного процесса, и по управлению, и по результатам. Вместе с тем к образовательной сфере предъявляются все более жесткие требования. Практика показывает, что учащиеся, имея хорошие предметные знания, оказываются неспособными осмысленно и эффективно их применять в нестандартных учебных или проблемных ситуациях, а затем и в решении личных жизненных задач, в первую очередь социальных и профессиональных.
"Это результат несформированности универсальных умений и навыков, называемых компетенциями. А ведь именно они во многом определяют государственный и общественный заказ к подготовке выпускников и в значительной степени - качество образования. Вот почему одной из главных стратегий в работе по его повышению становится усиление компетентностной составляющей образовательного процесса и эффективного управления им", - считает Владимир Щербо.
В целом система образования Минска динамично развивается. На централизованном тестировании средний балл у минских школьников по большинству предметов выше среднего по республике. Созданная инфраструктура обеспечивает условия для качественной организации обучения. Но требуется оптимизация сети учреждений образования. По-прежнему есть школы с малой наполняемостью. Их функционирование - неоправданная нагрузка на бюджет. Необходимость нового витка реструктуризации актуальна и для системы профессионально-технического образования, что связано с хронической недоукомплектованностью ряда учреждений, дублированием профессий, неэффективным использованием учебно-материальной базы. В этом году преобразования коснулись учреждений легкой промышленности и бытового обслуживания. Оптимизация осуществлялась и по пути сокращения сроков обучения.
В дошкольном образовании расширяется спектр образовательных услуг, используются современные эффективные развивающие и здоровьеформирующие технологии. В детских садах есть адаптационные группы, материнские школы, группы выходного дня, вечерние и др. В ближайшей перспективе будут открываться семейные детские сады, в том числе платные, дошкольные учреждения частной формы собственности. Кроме традиционных кружков, которые посещают 70% детей, увеличится количество групп кратковременного пребывания на платной основе по наиболее востребованным направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, обучению иностранным языкам.
"Педагогический корпус столицы способен мобильно реагировать на вызовы времени. Мы определяем новые задачи и новые векторы в работе с педагогическими кадрами. Они в первую очередь связаны с формированием мотивации и готовности учителей работать в условиях новой образовательной парадигмы. Это и понятно: компетентного ученика может подготовить только компетентный учитель", - сказал Владимир Щербо.
Система образования Минска - это 789 учреждений разных типов и видов, 254 тыс. учащихся и воспитанников, почти 48 тыс. работников, из которых более 30 тыс. - педагоги.
По словам Владимира Щербо, необходим переход от "знаниевой" к компетентностной системе образования. Он подчеркнул, что тема повышения качества обучения не теряет своей актуальности. По всем основным компонентам качества образования в Минске отмечаются позитивные изменения: и по содержанию, и по условиям организации образовательного процесса, и по управлению, и по результатам. Вместе с тем к образовательной сфере предъявляются все более жесткие требования. Практика показывает, что учащиеся, имея хорошие предметные знания, оказываются неспособными осмысленно и эффективно их применять в нестандартных учебных или проблемных ситуациях, а затем и в решении личных жизненных задач, в первую очередь социальных и профессиональных.
"Это результат несформированности универсальных умений и навыков, называемых компетенциями. А ведь именно они во многом определяют государственный и общественный заказ к подготовке выпускников и в значительной степени - качество образования. Вот почему одной из главных стратегий в работе по его повышению становится усиление компетентностной составляющей образовательного процесса и эффективного управления им", - считает Владимир Щербо.
В целом система образования Минска динамично развивается. На централизованном тестировании средний балл у минских школьников по большинству предметов выше среднего по республике. Созданная инфраструктура обеспечивает условия для качественной организации обучения. Но требуется оптимизация сети учреждений образования. По-прежнему есть школы с малой наполняемостью. Их функционирование - неоправданная нагрузка на бюджет. Необходимость нового витка реструктуризации актуальна и для системы профессионально-технического образования, что связано с хронической недоукомплектованностью ряда учреждений, дублированием профессий, неэффективным использованием учебно-материальной базы. В этом году преобразования коснулись учреждений легкой промышленности и бытового обслуживания. Оптимизация осуществлялась и по пути сокращения сроков обучения.
В дошкольном образовании расширяется спектр образовательных услуг, используются современные эффективные развивающие и здоровьеформирующие технологии. В детских садах есть адаптационные группы, материнские школы, группы выходного дня, вечерние и др. В ближайшей перспективе будут открываться семейные детские сады, в том числе платные, дошкольные учреждения частной формы собственности. Кроме традиционных кружков, которые посещают 70% детей, увеличится количество групп кратковременного пребывания на платной основе по наиболее востребованным направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, обучению иностранным языкам.
"Педагогический корпус столицы способен мобильно реагировать на вызовы времени. Мы определяем новые задачи и новые векторы в работе с педагогическими кадрами. Они в первую очередь связаны с формированием мотивации и готовности учителей работать в условиях новой образовательной парадигмы. Это и понятно: компетентного ученика может подготовить только компетентный учитель", - сказал Владимир Щербо.
Система образования Минска - это 789 учреждений разных типов и видов, 254 тыс. учащихся и воспитанников, почти 48 тыс. работников, из которых более 30 тыс. - педагоги.