ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Ясно -1°C
Все новости
Все новости
Мнения
11 января 2012, 12:26

Программы повышения финансовой грамотности в Беларуси должны охватывать все слои населения

Программы повышения финансовой грамотности в Беларуси должны охватывать все слои населения. Такое мнение высказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА помощник председателя Ассоциации белорусских банков (АББ) по экономическим вопросам Ольга Купчинова. Внести вклад в формирование национальной системы повышения финансовой грамотности населения призван соответствующий комитет, созданный при ассоциации в конце прошлого года.

Специалисты считают, что программы повышения финансовой грамотности должны сопровождать граждан в течение всей жизни. И банки, прежде всего, заинтересованы в повышении образованности потребителей своих продуктов.

"Граждане должны понимать сущность деятельности банков, от чего зависит стоимость их ресурсов и уровень процентных ставок по кредитам, поскольку неосведомленность в финансовых вопросах, поверхностное чтение документов и бездумное принятие решений может обернуться для них тяжелым, порой непосильным бременем", - считает Ольга Купчинова.

В то же время банковская реклама должна быть прозрачной и однозначно трактуемой. Например, оформляя кредит, клиент должен располагать полной информацией о процентных ставках с учетом дополнительных затрат по обслуживанию кредита (комиссий, допвзносов и пр.), чтобы взвесить все "за" и "против" и объективно оценить свои финансовые возможности в выполнении обязательств перед банком. "Очень важно, чтобы клиент мог адекватно оценивать свою платежеспособность, умел правильно формулировать свои потребности при обращении в банк, понимал меру ответственности перед банком", - сказала Ольга Купчинова. По ее словам, работать с подготовленными клиентами в интересах самих банкиров, это позволит минимизировать вероятность возникновения собственных рисков.

Помощник председателя АББ также рассказала, что работа комитета по повышению финансовой грамотности населения пока только намечена. В декабре состоялось его первое организационное заседание, на котором определены направления деятельности. Одно из них - изучение зарубежного опыта финансовых организаций, в том числе банков, по вопросам повышения финансовой грамотности населения. Такой опыт, например, есть у России и Казахстана, где соответствующие государственные программы приняты несколько лет назад.

Вторым направлением деятельности комитета станет формирование юридической базы. В настоящее время в Беларуси нет нормативно-правовых актов, четко регламентирующих вопросы финансовой грамотности граждан. Комитет при АББ на основе отечественного и зарубежного опыта выработает наиболее приемлемые для Беларуси изменения в действующем законодательстве, будет инициировать внесение дополнений и изменений в существующие документы и заниматься разработкой новых.

Еще одним направлением деятельности комитета станет работа с обращениями граждан, разрешение споров. Однако, как отметила Ольга Купчинова, пока формат этой работы не определен до конца. Планируется создание при ассоциации службы финансового омбудсмена для рассмотрения спорных вопросов. Специальное подразделение выступит в роли третейского судьи при разрешении споров, а также будет отвечать на актуальные вопросы граждан. Ну а для того, чтобы донести полезную информацию до населения, комитет планирует наладить тесное взаимодействие со СМИ, что и станет четвертым направлением его работы.

В состав комитета вошли представители более 20 банков Беларуси, а также зампредседателя правления Национального банка Сергей Дубков. В структуре выделены четыре группы, которые будут работать по определенным направлениям. В настоящее время АББ проводит обобщение предложений банков по построению национальной системы повышения финансовой грамотности населения, которые направят в адрес Нацбанка. После того, как они будут проанализированы, состоится рабочее заседание комитета, на котором участники изберут руководителя и разработают план мероприятий. Предположительно первое рабочее заседание комитета состоится не ранее февраля.

Ольга Купчинова отметила, что АББ и ранее выступала инициатором в разработке методических материалов по вопросам финансовой грамотности, соорганизатором различных конкурсов для молодежи по экономическим вопросам. Сотрудники ассоциации периодически публикуют статьи для массового чтения в изданиях "Народнай асветы", участвуют в создании социальной рекламы, например, роликов в поддержку использования пластиковых карточек. В каждом банке специалисты осуществляют информирование и консультирование клиентов. "Поэтому сказать, что до сих пор граждане не получали необходимые разъяснения по тому или иному вопросу, нельзя. Просто теперь эта работа будет систематизирована и приобретет новый уровень", - сказала Ольга Купчинова.

Финансовая грамотность населения включает целый перечень знаний и умений. Это эффективное управление личными финансами, учет расходов и доходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг. Кроме того, граждане должны иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения. Однако возросшее количество обращений граждан в Нацбанк по вопросам кредитования, ситуации на депозитном и валютном рынках свидетельствует о том, что далеко не все белорусы в этом плане достаточно образованны. Поэтому по итогам расширенного заседания правления Национального банка Беларуси в октябре 2011 года, на котором рассматривался вопрос о повышении финансовой грамотности населения, в Нацбанке приняли решение создать соответствующую рабочую группу, а в Ассоциации белорусских банков - комитет.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси