Последствия для экономики Беларуси от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) могут оказаться хуже, чем в России, которая уже присоединилась к этой международной структуре. Такое мнение сегодня высказал на совместном заседании Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) и Белорусского союза нанимателей (БелСН) кандидат экономических наук заместитель председателя БНПА Георгий Гриц, передает корреспондент БЕЛТА.
"Старожилы ВТО, к которым относятся страны-учредители и группа из более чем ста стран, изощренно ничего не нарушают, но добиваются своего результата. Поэтому угрозы для нас очень велики", - считает Георгий Гриц. В частности, это может выразиться в возможной безработице в моногородах. Он привел пример России, где, по данным Минэкономразвития, прямые потери бюджета при вступлении в ВТО составили $6 млрд., к 2014 году сумма эта может увеличиться до $8 млрд., но косвенные потери за счет закрытия рабочих мест окажутся в 3-4 раза выше, чем прямые, отметил Георгий Гриц.
По словам эксперта, в Беларуси, чтобы не допустить ничего подобного, на уровне премьер-министра было поручение выработать определенный механизм защиты от возможных потерь при вступлении в ВТО. "Но пока он не появился. Не хочется никого пугать, но, если мы начнем играть по правилам ВТО, как и Россия, последствия для белорусской экономики будут на порядок тяжелее", - подчеркнул Георгий Гриц.
Он также считает, что угроз может быть несколько. Одна из них: обязательство страны - участницы ВТО перед этой организацией имеет приоритет по отношению к обязательствам этой страны к региональным организациям на более низком уровне. "То есть обязательства, под которыми Россия подписалась в ВТО, являются приоритетными перед обязательствами Союзного государства, ЕЭП, Таможенного союза. Не нравится, выходите, белорусы, из ЕЭП, но это нам неприемлемо", - сказал Георгий Гриц.
Под другой угрозой подразумевается сложность в реализации белорусской промышленной политики. "Во многом благодаря ей удалось создать экономику, которая сегодня работает, а это все-таки достижение, - считает белорусский экономист. - Она основана на высоком уровне прямой государственной поддержки реального сектора экономики с приоритетом государственной формы собственности. По принципам ВТО такая модель поддержки является запретительной. Применение ее в той же России трактуется как создание неравных условий конкуренции". Но в Беларуси нет оснований изменять промышленную политику, считает эксперт.