Для Беларуси, имеющей экспортоориентированную экономику, важнейшее значение приобретает способность всей системы образования обеспечить высокий уровень профессионализма трудоспособного населения. Об этом заявил сегодня первый заместитель министра образования Александр Жук на международной конференции "Профессиональное образование в условиях глобальных вызовов", которая открылась в Национальной библиотеке Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.
Одним из основополагающих принципов государственной образовательной политики Беларуси всегда было стремление к интеграции в мировую образовательную систему при сохранении собственных национальных достижений и традиций. "Для нас это принципиально важно по целому ряду причин. Во-первых, в настоящее время свыше 70% произведенной в стране продукции отправляется на экспорт. Экспортоориентированная экономика требует профессиональной подготовки кадров мирового класса. Во-вторых, сегодня ни в одной стране система профессионального образования не может успешно развиваться, быть конкурентоспособной без обеспечения международной сопоставимости профессиональных и образовательных стандартов, а также без оценки качества образования с использованием международных критериев. И в-третьих, сфера образования становится одним из крупнейших секторов мировой экономики. Развитие рынка образовательных услуг стало в начале XXI века характерной особенностью функционирования мировой образовательной системы", - сказал Александр Жук.
"Современному человеку образование высокого качества необходимо не только для достойного заработка или карьерного роста, но и для качества жизни, которое не в последнюю очередь определяется ее духовной насыщенностью", - отметил он. Все больше внимания человек обращает на характер своего труда, его значимость, востребованность, престижность. Повышение международной конкурентоспособности отечественной профессиональной школы, ее успешное интегрирование в мировую образовательную систему стало для Беларуси национальной задачей. "При этом система профессионального образования призвана обеспечивать квалифицированными кадрами в первую очередь прорывные высокотехнологичные направления развития экономики, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов", - резюмировал первый заместитель министра образования.
В Беларуси модернизирована законодательная база, структура профессионального образования приводится в соответствие с запросами социально ориентированной рыночной экономики. В результате отраслевые министерства и частные организации привлечены к прогнозированию потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку кадров. При этом Министерство труда и социальной защиты предоставляет информацию о безработных выпускниках всех учреждений профессионального образования регионов, обратившихся за содействием в трудоустройстве в центры занятости, и вакансиях на рынках труда по профессиям. Это дает основания для расширения подготовки за государственные средства по востребованным на рынках труда профессиям и сокращения - по избыточным специальностям. Также функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, что дает возможность привлечь представителей отраслей экономики, частного бизнеса к определению профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, а также необходимых требований к качеству подготовки. Министерство образования содействует укреплению сотрудничества между заинтересованными лицами - участниками системы профессионального образования и работодателями для привлечения последних к развитию профессионального образования.