Новая жилищная политика Беларуси направлена на предоставление гражданам выбора способов решения квартирного вопроса, включая строительство жилья, его приобретение на вторичном рынке, наем жилых помещений государственного и частного жилфондов. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА начальник научно-исследовательского отдела разработки и совершенствования жилищной политики государственного предприятия "Институт жилища - НИПТИС им.Атаева С.С." Марина Еременко, комментируя Концепцию государственной жилищной политики до 2016 года, которая утверждена постановлением Совета Министров от 5 апреля 2013 года.
Специалист отметила, что концепцией определены основные задачи государственной жилищной политики, среди которых не только предоставление выбора способов для решения вопроса с жильем, но и оказание господдержки тем гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также расширение количества механизмов финансирования жилищного строительства, создание комфортных условий проживания в малых и средних городах и усиление контроля за качеством строительной продукции, возводимого жилья и нормативными сроками строительства.
Марина Еременко напомнила, что документом уточнены критерии постановки на учет и предоставления государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий. "Так, для объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся и сокращения срока нахождения на этом учете постановку с 2013 года предполагается ограничить для уже воспользовавшихся господдержкой при строительстве, реконструкции или приобретении жилья (кроме тех случаев, когда состав семьи увеличивается в связи с рождением детей), а также для зарегистрированных в жилых помещениях на основании договоров найма (поднайма), в которых они фактически не проживают", - пояснила начальник отдела.
Также для улучшения гражданами жилищных условий вне зависимости от уровня их обеспеченности жильем государство будет создавать необходимые возможности для решения квартирного вопроса через развитие и совершенствование соответствующих экономических механизмов. По словам Марины Еременко, будет определен порядок передачи застройщику или заказчику жилого помещения, находящегося в частной собственности, стоимость которого будет засчитываться в зачет стоимости строительства нового жилого помещения. Это позволит расширить возможности участия граждан в жилищном строительстве, считает эксперт.
"Получит развитие ипотека, система использования населением жилищных облигаций. Гражданам представится возможность целевого накопления средств на жилье в системе жилищных строительных сбережений после принятия соответствующего закона. Кроме того, планируется создать условия и для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов. Эти условия предполагают включение в социальный пакет мер прямой поддержки работников при улучшении ими совей жилищной ситуации", - отметила специалист.
По словам начальника отдела, концепцией также определено, что в 2013-2015 годах основой ценообразования в жилищном строительстве Беларуси станет разработка сметной документации на строительство объектов на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади объекта, стоимости объектов-аналогов в ценах на дату завершения строительства и формирование неизменных договорных цен при строительстве объектов. "Такой подход обяжет подрядчика своевременно выполнять строительство, а заказчика - осуществлять финансирование, что повысит эффективность инвестиций в строительство. При этом у подрядчика появится заинтересованность в сокращении сроков строительства и внедрении ресурсосберегающих мероприятий", - пояснила она.
Одним из основных направлений градостроительной политики в соответствии с утвержденной правительством концепцией является совершенствование территориальной организации страны. Так, для оптимизации численности населения Минска и областных центров, а также для обеспечения переноса некоторых производственных объектов в другие населенные пункты будут развиваться города-спутники белорусской столицы и областных центров. "Жилищное строительство в городах-спутниках будет осуществляться в виде многофункциональных районов площадью до 50 га с жилыми домами малой (не более 3 этажей) и средней (не более 5) этажности", - сообщила специалист.
Говоря об эксплуатации жилфонда Беларуси, Марина Еременко отметила, что основными задачами будет снижение затрат на оказание эксплуатационных услуг через внедрение прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также увеличение объемов капремонта и тепловой модернизации жилищного фонда. "Концепцией предусмотрено ежегодное увеличение объемов капитального ремонта. Для этого предполагается пересмотр перечня работ, внедрение новых технологий, материалов и оборудования, а также дополнительное привлечение средств населения. Так, работы, выполняемые при капитальном ремонте непосредственно в квартирах, планируется проводить за счет собственников и нанимателей жилых помещений", - отметила начальник отдела.
Что касается технического облуживания жилфонда, то введение подомового учета затрат, по мнению эксперта, позволит повысить эффективность использования средств на эти цели и улучшить качество обслуживания граждан.
Специалист отметила, что концепцией определены основные задачи государственной жилищной политики, среди которых не только предоставление выбора способов для решения вопроса с жильем, но и оказание господдержки тем гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также расширение количества механизмов финансирования жилищного строительства, создание комфортных условий проживания в малых и средних городах и усиление контроля за качеством строительной продукции, возводимого жилья и нормативными сроками строительства.
Марина Еременко напомнила, что документом уточнены критерии постановки на учет и предоставления государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий. "Так, для объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся и сокращения срока нахождения на этом учете постановку с 2013 года предполагается ограничить для уже воспользовавшихся господдержкой при строительстве, реконструкции или приобретении жилья (кроме тех случаев, когда состав семьи увеличивается в связи с рождением детей), а также для зарегистрированных в жилых помещениях на основании договоров найма (поднайма), в которых они фактически не проживают", - пояснила начальник отдела.
Также для улучшения гражданами жилищных условий вне зависимости от уровня их обеспеченности жильем государство будет создавать необходимые возможности для решения квартирного вопроса через развитие и совершенствование соответствующих экономических механизмов. По словам Марины Еременко, будет определен порядок передачи застройщику или заказчику жилого помещения, находящегося в частной собственности, стоимость которого будет засчитываться в зачет стоимости строительства нового жилого помещения. Это позволит расширить возможности участия граждан в жилищном строительстве, считает эксперт.
"Получит развитие ипотека, система использования населением жилищных облигаций. Гражданам представится возможность целевого накопления средств на жилье в системе жилищных строительных сбережений после принятия соответствующего закона. Кроме того, планируется создать условия и для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов. Эти условия предполагают включение в социальный пакет мер прямой поддержки работников при улучшении ими совей жилищной ситуации", - отметила специалист.
По словам начальника отдела, концепцией также определено, что в 2013-2015 годах основой ценообразования в жилищном строительстве Беларуси станет разработка сметной документации на строительство объектов на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади объекта, стоимости объектов-аналогов в ценах на дату завершения строительства и формирование неизменных договорных цен при строительстве объектов. "Такой подход обяжет подрядчика своевременно выполнять строительство, а заказчика - осуществлять финансирование, что повысит эффективность инвестиций в строительство. При этом у подрядчика появится заинтересованность в сокращении сроков строительства и внедрении ресурсосберегающих мероприятий", - пояснила она.
Одним из основных направлений градостроительной политики в соответствии с утвержденной правительством концепцией является совершенствование территориальной организации страны. Так, для оптимизации численности населения Минска и областных центров, а также для обеспечения переноса некоторых производственных объектов в другие населенные пункты будут развиваться города-спутники белорусской столицы и областных центров. "Жилищное строительство в городах-спутниках будет осуществляться в виде многофункциональных районов площадью до 50 га с жилыми домами малой (не более 3 этажей) и средней (не более 5) этажности", - сообщила специалист.
Говоря об эксплуатации жилфонда Беларуси, Марина Еременко отметила, что основными задачами будет снижение затрат на оказание эксплуатационных услуг через внедрение прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также увеличение объемов капремонта и тепловой модернизации жилищного фонда. "Концепцией предусмотрено ежегодное увеличение объемов капитального ремонта. Для этого предполагается пересмотр перечня работ, внедрение новых технологий, материалов и оборудования, а также дополнительное привлечение средств населения. Так, работы, выполняемые при капитальном ремонте непосредственно в квартирах, планируется проводить за счет собственников и нанимателей жилых помещений", - отметила начальник отдела.
Что касается технического облуживания жилфонда, то введение подомового учета затрат, по мнению эксперта, позволит повысить эффективность использования средств на эти цели и улучшить качество обслуживания граждан.