Марианна Щеткина
Руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске
В большинстве случаев наниматели при установлении условий оплаты труда не используют все возможности, предоставленные им законодательством, продолжают работать по старинке. Такое мнение высказала министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина сегодня на заседании коллегии ведомства, на котором рассмотрены итоги работы системы в 2011 году и определены задачи на 2012 год, передает корреспондент БЕЛТА.
В целях усиления мотивации труда для обеспечения экономики республики квалифицированными кадрами в Беларуси проводится серьезная работа по кардинальному совершенствованию законодательства в области оплаты труда. Так, во исполнение Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" с целью снижения административного контроля за заработной платой работников коммерческих организаций, либерализации условий осуществления экономической деятельности и предоставления нанимателям больших прав и возможностей в установлении размеров, форм и систем оплаты труда в реальном секторе экономики в 2011 году пересмотрены практически все основные нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда. Принят указ №181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", который вступил в силу с 1 июня 2011 года, а также ряд нормативных правовых актов в области оплаты труда. Это создало предпосылки для повышения заработной платы работникам в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, поставив в равные условия организации всех форм собственности.
Из-под прямого государственного регулирования выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности. Однако, как показывает мониторинг, только 18% организаций перешли на гибкие системы оплаты труда. "Это свидетельствует о том, что руководителям удобнее работать по старинке", - сказала министр. И задала риторический вопрос: "Как в таком случае удерживать квалифицированные кадры, если им не платить?!"
По ее словам, в связи с интеграционными процессами граждане Беларуси имеют возможность выезжать на работу за границу, в первую очередь в Российскую Федерацию. "С одной стороны, это расширение возможностей для человека, а с другой - нашей стране нужны эти кадры!" - подчеркнула она.
Марианна Щеткина поставила задачу усилить методологическое и информационное обеспечение разработки и внедрения гибких систем оплаты труда.
Она также обратила внимание на инертность организаций в проведении кадровой диагностики по избыточной численности персонала (проведена только в 262 организациях). В условиях появления новых вызовов времени, связанных с оптимизацией численности работников целых отраслей, особый акцент в текущем году следует сделать на мониторинге по широкому спектру индикаторов.
Одним из ключевых направлений формирования рациональной структуры занятости Марианна Щеткина назвала подготовку кадров, которая должна быть увязана с потребностями экономики. Необходимо также совершенствовать работу по вовлечению в экономику незанятого населения (по оценке, 476 тыс. человек). По словам министра, это возможно только при наличии у таких людей желания и мотивации, одной из составляющих которой является достойная заработная плата.
Повышение уровня жизни населения является приоритетным направлением деятельности государства. Решение этой задачи обеспечивается, в первую очередь, за счет повышения заработной платы - основного источника доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в 2011 году по сравнению с 2010-м увеличилась на 55,2% (прогноз на 2011 год - на 16-21,4%) и составила Br1925,3 тыс. (прогноз - Br1438-1505 тыс.), в том числе в декабре - Br2877,7 тыс. Реальная заработная плата в 2011 году к уровню 2010-го возросла на 1,3% (прогноз - на 6,9-10,4%). Вместе с тем произошло снижение покупательной способности заработной платы по отношению к минимальному потребительскому бюджету с 332% в декабре 2010 года до 261,3% в декабре 2011-го (прогноз на конец 2011 года - 319,8-332%).
В республике дифференциация в оплате труда на протяжении последних лет остается на низком уровне. В прошлом году она составила по видам экономической деятельности 3,2 раза (производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов - Br4076,2 тыс., сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - Br1289,2 тыс.). Межрегиональная дифференциация равнялась 1,5 раза (Минск - Br2507,6 тыс., Брестская область - Br1675,7 тыс.), а без учета г.Минска - 1,14 раза (Минская область - Br1911,9 тыс., Брестская область - Br1675,7 тыс.).
В целях усиления мотивации труда для обеспечения экономики республики квалифицированными кадрами в Беларуси проводится серьезная работа по кардинальному совершенствованию законодательства в области оплаты труда. Так, во исполнение Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" с целью снижения административного контроля за заработной платой работников коммерческих организаций, либерализации условий осуществления экономической деятельности и предоставления нанимателям больших прав и возможностей в установлении размеров, форм и систем оплаты труда в реальном секторе экономики в 2011 году пересмотрены практически все основные нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда. Принят указ №181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", который вступил в силу с 1 июня 2011 года, а также ряд нормативных правовых актов в области оплаты труда. Это создало предпосылки для повышения заработной платы работникам в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, поставив в равные условия организации всех форм собственности.
Из-под прямого государственного регулирования выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности. Однако, как показывает мониторинг, только 18% организаций перешли на гибкие системы оплаты труда. "Это свидетельствует о том, что руководителям удобнее работать по старинке", - сказала министр. И задала риторический вопрос: "Как в таком случае удерживать квалифицированные кадры, если им не платить?!"
По ее словам, в связи с интеграционными процессами граждане Беларуси имеют возможность выезжать на работу за границу, в первую очередь в Российскую Федерацию. "С одной стороны, это расширение возможностей для человека, а с другой - нашей стране нужны эти кадры!" - подчеркнула она.
Марианна Щеткина поставила задачу усилить методологическое и информационное обеспечение разработки и внедрения гибких систем оплаты труда.
Она также обратила внимание на инертность организаций в проведении кадровой диагностики по избыточной численности персонала (проведена только в 262 организациях). В условиях появления новых вызовов времени, связанных с оптимизацией численности работников целых отраслей, особый акцент в текущем году следует сделать на мониторинге по широкому спектру индикаторов.
Одним из ключевых направлений формирования рациональной структуры занятости Марианна Щеткина назвала подготовку кадров, которая должна быть увязана с потребностями экономики. Необходимо также совершенствовать работу по вовлечению в экономику незанятого населения (по оценке, 476 тыс. человек). По словам министра, это возможно только при наличии у таких людей желания и мотивации, одной из составляющих которой является достойная заработная плата.
Повышение уровня жизни населения является приоритетным направлением деятельности государства. Решение этой задачи обеспечивается, в первую очередь, за счет повышения заработной платы - основного источника доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в 2011 году по сравнению с 2010-м увеличилась на 55,2% (прогноз на 2011 год - на 16-21,4%) и составила Br1925,3 тыс. (прогноз - Br1438-1505 тыс.), в том числе в декабре - Br2877,7 тыс. Реальная заработная плата в 2011 году к уровню 2010-го возросла на 1,3% (прогноз - на 6,9-10,4%). Вместе с тем произошло снижение покупательной способности заработной платы по отношению к минимальному потребительскому бюджету с 332% в декабре 2010 года до 261,3% в декабре 2011-го (прогноз на конец 2011 года - 319,8-332%).
В республике дифференциация в оплате труда на протяжении последних лет остается на низком уровне. В прошлом году она составила по видам экономической деятельности 3,2 раза (производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов - Br4076,2 тыс., сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - Br1289,2 тыс.). Межрегиональная дифференциация равнялась 1,5 раза (Минск - Br2507,6 тыс., Брестская область - Br1675,7 тыс.), а без учета г.Минска - 1,14 раза (Минская область - Br1911,9 тыс., Брестская область - Br1675,7 тыс.).