Сокращение льготного кредитования жилья - мировая тенденция, и Беларусь также должна последовательно идти по этому пути. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц, комментируя Концепцию государственной жилищной политики на 2012-2015 годы.
"Сегодня есть смысл пересмотреть социальную направленность государства, консолидированно распределить ответственность с обществом, - отметил Георгий Гриц. Государство широко и масштабно поддерживает своих граждан. С одной стороны, это большое достижение. За 2006-2011 годы в Беларуси построено 31,7 млн.кв.м жилья для 241,6 тыс. семей (более 1 млн. человек). В СНГ республика стала лидером в этом направлении. А с другой стороны, это порождает иждивенчество. В 2010-2011 годах более 60% жилья построено через льготное кредитование. "Наверное, это неправильно. Тем более что за рубежом уровень льготного кредитования составляет примерно 10-15%", - констатировал эксперт.
Принятие Концепции государственной жилищной политики позволит поменять этот подход, поставить строительство жилья на рыночные рельсы. "Хорошо, что этот подход принимается в концептуальной форме, а не каким-то нормативным актом, это корректный комплексный документ, и он широко охватывает все моменты этой сферы", - сказал ученый.
Важно, что, развивая новую жилищную политику, государство вместе с тем не отдает все жилищное строительство на откуп рынку. Социальные услуги, в том числе по жилью, безусловно, должны и будут оказываться, и это тоже соответствует мировой тенденции. Государство не может от этого устраниться, оно будет регулировать данный сегмент и обеспечивать социальные услуги, подчеркнул Георгий Гриц.
В этой связи в концепции на фоне сужения категорий льготников, инструментов льготирования предусмотрено облегчить людям налоговую или административную нагрузку и дать им возможность строить жилье за свой счет. Должны заработать стандартные механизмы развития рынка жилья, в том числе ипотека с учетом залоговой стоимости жилья. "Залоговая стоимость, как правило, превышает в 1,5-2 раза рыночную стоимость, потому что банк должен быть уверен, что он строит жилье и сможет его продать", - пояснил собеседник.
По его мнению, стоимость 1 кв.м жилья должна быть приравнена к среднемесячной зарплате. "Это комплексный показатель, критерий доходов населения, сколько человек должен зарабатывать, чтобы купить себе жилье", - отметил эксперт.
Реализация концепции позволит ликвидировать и возникшие сегодня перекосы на рынке нового жилья. Это происходит, когда частный застройщик в погоне за большой прибылью стремится строить элитное, дорогое жилье. При этом государственные дотации в виде дешевых отечественных стройматериалов направлялись и на строительство элитных домов. "Был такой элемент господдержки, - заметил Георгий Гриц. - Но мы же не обязаны повышать уровень комфорта богатых, а бедных надо поднимать. Хорошо, что дорогое жилье есть, оно востребовано, значит, люди богатеют, но одна из ориентаций этой программы - устранить перекос, больше поддерживать малую и среднюю обеспеченность населения". Поэтому, если частная компания будет иметь госзаказ на социальное жилье, она будет стремиться его выполнить.
Наряду с покупкой жилья важным моментом является оплата его содержания. "И тут проблема не менее серьезная, потому что хотя мы и декларируем уменьшение доли государства по замещению затрат населения на содержание жилищно-коммунального хозяйства, но пока эта цифра далеко не ушла. В прошлом году говорилось о возмещении затрат населением 34%, но реально мы оплачивали только 16%, - заметил Георгий Гриц. - Но обязательства повышать эту долю мы сами себе не придумали. Эти обязательства мы давали, когда заимствовали у МВФ, у Антикризисного фонда ЕврАзЭС".
Концепция жилищной политики вносит еще один новый элемент - появляется такое понятие, как государственный арендный фонд жилья. Государство будет строить жилье для тех категорий населения, кто не может это сделать сам, и предлагать в аренду. Концепцией предусмотрено создание цивилизованного рынка арендного жилья. В сформированном государственном арендном фонде арендная плата за жилье будет значительно ниже, чем при съеме жилья у частника, а возможность проживания будет бессрочной. Установлен ориентир - не менее 600 тыс.кв.м арендного жилья до конца пятилетки.
"Сегодня есть смысл пересмотреть социальную направленность государства, консолидированно распределить ответственность с обществом, - отметил Георгий Гриц. Государство широко и масштабно поддерживает своих граждан. С одной стороны, это большое достижение. За 2006-2011 годы в Беларуси построено 31,7 млн.кв.м жилья для 241,6 тыс. семей (более 1 млн. человек). В СНГ республика стала лидером в этом направлении. А с другой стороны, это порождает иждивенчество. В 2010-2011 годах более 60% жилья построено через льготное кредитование. "Наверное, это неправильно. Тем более что за рубежом уровень льготного кредитования составляет примерно 10-15%", - констатировал эксперт.
Принятие Концепции государственной жилищной политики позволит поменять этот подход, поставить строительство жилья на рыночные рельсы. "Хорошо, что этот подход принимается в концептуальной форме, а не каким-то нормативным актом, это корректный комплексный документ, и он широко охватывает все моменты этой сферы", - сказал ученый.
Важно, что, развивая новую жилищную политику, государство вместе с тем не отдает все жилищное строительство на откуп рынку. Социальные услуги, в том числе по жилью, безусловно, должны и будут оказываться, и это тоже соответствует мировой тенденции. Государство не может от этого устраниться, оно будет регулировать данный сегмент и обеспечивать социальные услуги, подчеркнул Георгий Гриц.
В этой связи в концепции на фоне сужения категорий льготников, инструментов льготирования предусмотрено облегчить людям налоговую или административную нагрузку и дать им возможность строить жилье за свой счет. Должны заработать стандартные механизмы развития рынка жилья, в том числе ипотека с учетом залоговой стоимости жилья. "Залоговая стоимость, как правило, превышает в 1,5-2 раза рыночную стоимость, потому что банк должен быть уверен, что он строит жилье и сможет его продать", - пояснил собеседник.
По его мнению, стоимость 1 кв.м жилья должна быть приравнена к среднемесячной зарплате. "Это комплексный показатель, критерий доходов населения, сколько человек должен зарабатывать, чтобы купить себе жилье", - отметил эксперт.
Реализация концепции позволит ликвидировать и возникшие сегодня перекосы на рынке нового жилья. Это происходит, когда частный застройщик в погоне за большой прибылью стремится строить элитное, дорогое жилье. При этом государственные дотации в виде дешевых отечественных стройматериалов направлялись и на строительство элитных домов. "Был такой элемент господдержки, - заметил Георгий Гриц. - Но мы же не обязаны повышать уровень комфорта богатых, а бедных надо поднимать. Хорошо, что дорогое жилье есть, оно востребовано, значит, люди богатеют, но одна из ориентаций этой программы - устранить перекос, больше поддерживать малую и среднюю обеспеченность населения". Поэтому, если частная компания будет иметь госзаказ на социальное жилье, она будет стремиться его выполнить.
Наряду с покупкой жилья важным моментом является оплата его содержания. "И тут проблема не менее серьезная, потому что хотя мы и декларируем уменьшение доли государства по замещению затрат населения на содержание жилищно-коммунального хозяйства, но пока эта цифра далеко не ушла. В прошлом году говорилось о возмещении затрат населением 34%, но реально мы оплачивали только 16%, - заметил Георгий Гриц. - Но обязательства повышать эту долю мы сами себе не придумали. Эти обязательства мы давали, когда заимствовали у МВФ, у Антикризисного фонда ЕврАзЭС".
Концепция жилищной политики вносит еще один новый элемент - появляется такое понятие, как государственный арендный фонд жилья. Государство будет строить жилье для тех категорий населения, кто не может это сделать сам, и предлагать в аренду. Концепцией предусмотрено создание цивилизованного рынка арендного жилья. В сформированном государственном арендном фонде арендная плата за жилье будет значительно ниже, чем при съеме жилья у частника, а возможность проживания будет бессрочной. Установлен ориентир - не менее 600 тыс.кв.м арендного жилья до конца пятилетки.