В Беларуси 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон "О средствах массовой информации". Одна из главных новаций состоит в том, что действие закона о СМИ, за исключением требований о государственной регистрации, распространяется на так называемые интернет-СМИ. Это означает, что интернет-ресурсы теперь несут ответственность за опубликованное в сети слово наравне с официальными СМИ. При этом в законе определены условия, при которых возможно ограничение доступа к интернет-СМИ. Кроме того, создаются госреестры распространителей продукции печатных, радиовещательных и телевизионных СМИ, до 20% ограничивается доля иностранного участия в уставном капитале СМИ. Во время онлайн-конференции министр информации прокомментирует эти и другие нововведения, ответит на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время конференции. Ответы будут публиковаться 19 января после 15.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Соответственно владельцам информационных ресурсов нет необходимости обращаться за какой-либо разрешительной процедурой в Министерство информации. Информационные ресурсы как работали, так и будут продолжать работать. Однако владельцам следует обратить внимание на то, что они обязаны не допускать использования их информационных ресурсов для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям закона о СМИ.
Министерством информации с момента вступления в силу изменений в закон "О средствах массовой информации" проводится мониторинг интернет-сайтов на предмет распространения противоправной информации.
Закон предоставляет трехмесячный срок для вынесения письменного предупреждения.
Необходимо отметить, что граждане очень активно включились в эту работу и в адрес Мининформа каждый день поступают соответствующие обращения.
Как и большинство белорусов, я не имела возможности отслеживать творческую деятельность французского еженедельника. Но думаю, что стремление ходить по лезвию ножа там присутствовало. Как показала практика, это закончилось конкретной людской трагедией. Мы скорбим по погибшим, мы против терактов. Но мы все должны думать о том, как отзовется наше слово.
Сейчас мы будем анализировать реакцию отдельных наших средств массовой информации. В знак солидарности определенные СМИ тоже опубликовали карикатуры. А надо ли было? Какие карикатуры? Думаю, должна быть общественная оценка, общественное порицание. Нужно всю власть употребить, чтобы не допускать терроризма в какой бы то ни было стране.
Семь миллионов экземпляров ежедневника в память о погибших - с точки зрения тиража хорошо. Но эти семь миллионов тиража в ком-то тоже разбудят зверя. И это уже плохо. Мое отношение к таким явлениям, как терроризм, как убийство журналистов, резко отрицательное - как у любого нормального гражданина, человека. Но журналисты должны учитывать в своей профессиональной деятельности общественные и государственные интересы. Это тоже моя позиция как гражданина, как человека, как министра.
Буквально в прошлом году в адрес республиканской комиссии поступила увесистая доля информационной продукции, которая пришла в Беларусь из-за рубежа. В подавляющем большинстве таких материалов мы обнаружили свыше 13 наименований продукции с признаками экстремизма - ее распространение было запрещено. Издания содержали признаки разжигания расовой, национальной, религиозной вражды или розни, пропаганду исключительного превосходства наций, нацистскую символику и атрибутику. На рассмотрении в республиканской и областных комиссиях находится целый ряд таких материалов.
В составе комиссий работают авторитетные и признанные эксперты в различных областях: лингвистики, религиоведения, философии. Необходимость этой работы очевидна. Думаю, что такой общественный, профессиональный инструмент - залог того, что эта работа в нашей стране будет проводиться на надлежащем и эффективном уровне.
Эти обращения в Министерство информации - общественное мнение в пользу нашей страны и необходимости принимать решительные меры по противодействию и недопущению того, чтобы информационное пространство было полем для информационных войн. Обращения связаны не с тем, что где-то кто-то что-то нарушил. В целом граждане анализируют, как тот или иной ресурс подает информацию. Белорусы в своей нравственной основе не приемлют многое из того, что стало своеобразной нормой и укладывается вовсе не в свободу, а в распущенность. Это свободный доступ к наркотическим средствам, всевозможным проявлениям так называемой свободы. Именно поэтому буквально в первые дни наступившего года граждане сообщали в Министерство информации о том, что на определенных интернет-ресурсах, несмотря на вступление в силу закона о СМИ, декрета №6 продолжает распространяться информация, способствующая не только пропаганде наркотических средств, но и их продаже. Сегодня решением Министерства информации уже к пяти таким ресурсам ограничен доступ. Такая слаженная работа говорит о том, что там, где есть необходимость, нужно власть употреблять по полной.
Средства массовой информации - и печатные, и электронные - давно живут по закону о СМИ. Основы этого закона не изменились с 2008 года, принципы журналистской работы остались прежние (достоверность, объективность, нераспространение информации, содержащей противоправный контент). Тогда же было прописано, что порядок регистрации интернет-СМИ определяется Советом Министров. Кстати, отдельные из ныне действующих ресурсов только создавались в то время, были сайтами компаний. И государство в определенной степени предпринимало попытки разработать порядок регистрации таких СМИ. К этому вопросу отнеслись вдумчиво, не торопясь. Регулирование произошло посредством нового закона.
Да, нельзя зарегистрировать весь интернет, как нельзя объять необъятное. Только в нашей стране 5 млн пользователей Сети, потенциально каждый из них может создавать продукт СМИ. Интернет превратился в мощнейшее средство коммуникации, стал площадкой для непростых информационных процессов. И поэтому мы должны быть ответственны за информацию в интернете. Государство должно иметь рычаг для противодействия деструктивной информации, которая потенциально может наносить вред национальным интересам.
Что касается аккредитации, то хочу сказать, что право подать заявку на аккредитацию у гражданина есть, но есть и право Национального собрания или любого другого органа госуправления рассмотреть эту заявку и принять свое решение.
Раньше у каждого средства массовой информации были свои внештатные корреспонденты. От этого издания только выигрывали, потому что и глаз замылится редакционный, и темы не все улавливаются, и не всюду можно доехать.
Я не думаю, что закон о тунеядстве - это угроза для фрилансеров. Если внештатник платит налоги, никаких проблем не будет.
Кроме того, редакции СМИ должны сами позаботиться, чтобы право фрилансера быть журналистом защищалось.
В целом к тунеядству я отношусь отрицательно, как и любой нормальный человек. Каждый человек должен чувствовать свою причастность к стране и к тому, что в этой стране происходит. Любая страна нуждается в крепкой государственной защите правопорядка, в сильном образовании и здравоохранении, в крепкой национальной культуре. Проще сказать "а я буду по своим законам". Но каждый живет в социуме, и надо считаться с этим.
Национальное информационное пространство в полной мере должно служить своей стране и своему народу. Если хотите, это называется служением Отечеству. Отсюда и задача создания более действенных механизмов обеспечения конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации, защиты общественных и государственных интересов в сфере массовых коммуникаций.
Именно поэтому на первый план в минувшем году были вынесены вопросы совершенствования законодательства в сфере СМИ, создания действенных барьеров по предупреждению деструктивных проявлений в информационной сфере.
Вы знаете, что в минувшем году при министерстве заработала комиссия по определению в печатной продукции признаков наличия/отсутствия экстремизма. В конце года главой государства подписаны изменения и дополнения в закон о СМИ.
Сфера интернета стала подконтрольной государству. За распространяемую информацию надо нести ответственность. И, по понятным причинам, не всем это нравится.
Если говорить о преобразованиях, безусловно, контрольная функция - одна из главных, но не единственная в деятельности Министерства информации.
Вопросы формирования национального информационного, книжного, интернет-пространства, эффективного функционирования издательско-полиграфического комплекса, предприятий "Союзпечать" и книготорговли - также важные направления. В этом плане в 2015 году и на перспективу есть четкая программа действий по эффективной работе отрасли, где успешная экономика предприятий в полной мере будет направлена как на решение задач трудовых коллективов, так и на решение общегосударственных задач.
Современные медиа способны сами моделировать политическую реальность, оказывать огромное влияние на формирование нравственных ценностей, идеологических, этических, эстетических установок общества. Их роль в формировании массового сознания огромна. Неограниченность информационных потоков открывает дорогу для манипуляций общественным мнением, деструктивного воздействия на личность, общественные и национальные интересы. И особо подобным действиям способствует глобальная компьютерная сеть интернет, ее стремительно растущая популярность у массового пользователя, ведь зачастую люди склонны доверять так называемым источникам информации, которые на поверку оказываются слухами. Поэтому сегодня для любого государства, претендующего на проведение самостоятельного политического и социально-экономического курса, жизненно необходимо обеспечить национальные приоритеты в формировании и развитии информационного пространства, действенный контроль за исполнением законодательства, регулирующего деятельность субъектов массовой информации.
Белорусское законодательство содержит запреты на распространение информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды и нетерпимости. В случае распространения материалов, запрещенных законодательством, к распространителю могут применяться административные меры, вплоть до аннулирования свидетельства о регистрации СМИ, лицензии на издательскую деятельность, исключения из государственных реестров, что делает их дальнейшую деятельность незаконной.
Для недопущения распространения на территории Беларуси таких материалов, защиты общественных интересов от деструктивных проявлений в информационном пространстве создана система экспертных комиссий в каждой из областей Беларуси. Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) признаков проявления экстремизма, созданная при Министерстве информации, также выполняет функции экспертной комиссии по Минску.