В нынешнем году белорусский парламент планирует принять проект закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь". В соответствии с планом подготовки законопроектов на 2012 год срок внесения документа в Совет Министров - май 2012 года, в парламент - сентябрь 2012 года. В марте Государственный таможенный комитет завершил разработку законопроекта и направил на обсуждение заинтересованным сторонам. В соответствии с Директивой №4 он вынесен на обсуждение широкой общественности. Таможенный комитет предлагает субъектам внешнеэкономической деятельности, заинтересованным гражданам вносить свои замечания и предложения по проекту.
Какие изменения должны произойти в таможенной сфере с принятием этого законодательного акта, что это даст отечественному бизнесу, упростятся ли таможенные процедуры, какие спорные моменты при осуществлении экспортно-импортных операций сейчас существуют, и будут ли они решены в новом законе? На эти и другие вопросы в сфере таможенного регулирования ответят во время online конференции заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Юрий Александрович Брытков, начальник правового управления Александр Николаевич Адерейко и начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей Александр Анатольевич Валиев.
Вопросы конференции
Основной целью подготовки проекта закона является приведение законодательства Беларуси о таможенном регулировании в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза.
Вместе с тем ТК ТС относит целый ряд положений к компетенции национального законодательства. Например, положения, регулирующие систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, правоохранительную деятельность таможенных органов (дознание по уголовным преступлениям и административный процесс), ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.
Таким образом, при разработке проекта закона учитывались следующие основные моменты. Закон будет регулировать только те вопросы в сфере таможенного дела, которые ТК ТС отнесены к компетенции национального законодательства государств Таможенного союза либо не урегулированы таможенным законодательством ТС. Закон определяет компетенцию Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета в сфере таможенного дела. В закон максимально включены положения, содержащиеся в иных актах законодательства по таможенному регулированию. Это позволит минимизировать бланкетные нормы и подготовить нормативный правовой акт, содержащий нормы прямого действия. Также проведена имплементация положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).
Таким образом, законом не будут регулироваться вопросы перемещения физическими лицами товаров для личного пользования. В настоящее время данные вопросы регулируются Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
При этом хотелось бы отметить, что в рамках проводимой в настоящее время работы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза данное Соглашение предполагается инкорпорировать в Таможенный кодекс Таможенного союза, который и будет комплексно регулировать все вопросы, относительно перемещения товаров как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами.
- при необходимости временного хранения живых животных, в том числе птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
- если получателем товаров являются государственные органы и (или) государственные организации, подчиненные правительству Беларуси, либо уполномоченные экономические операторы;
- при необходимости временного хранения технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов в рамках реализации инвестиционных проектов;
- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров, либо отсутствует возможность размещения товаров на таком складе;
- в иных случаях, установленных Президентом Беларуси или правительством.
Регламентирован выпуск в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого разными партиями, одним или несколькими транспортными средствами. Законопроектом урегулированы вопросы применения таможенного сопровождения и установления маршрута перевозки товаров. Установлено, что организации, уполномоченные на осуществление таможенного сопровождения, несут с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением маршрута перевозки товаров дано право таможенным органам использовать информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств международной перевозки, соблюдением установленного маршрута.
Важным моментом является закрепление в проекте особенности определения мест доставки товаров. Во-первых, местом доставки может быть зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при ввозе в Беларусь через таможенную границу Таможенного союза живых животных, а также товаров, поставляемых в адрес государственных органов и (или) государственных организаций, подчиненных правительству.
Во-вторых, местом доставки также может являться зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при одновременном выполнении следующих условий. Если в Беларусь ввозятся посадочный или посевной материал, средства защиты растений, сельскохозяйственная техника и запасные части к ней, товары для кормления животных, сырье, а также материалы, комплектующие изделия, технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Еще ряд условий: таможенному органу в месте прибытия представлена предварительная информация о ввозимых товарах; получателем товаров является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов; перевозчиком является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов либо в реестр таможенных перевозчиков.
Новым является также и введение уведомительного принципа принятия решения о возможности совершения получателем грузовых операций с товарами. В частности, допускается совершение с товарами грузовых операций, если по истечении четырех часов с момента регистрации уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля таможенный орган назначения не проинформировал получателя об отказе либо о возможности совершения с товарами грузовых операций. При этом данная процедура осуществляется с использованием электронного документа.
Важным также в данном вопросе является то, что проектом закона предполагается опубликовывать в средствах массовой информации списки перевозчиков-нарушителей таможенной процедуры таможенного транзита.
Пунктом 1 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) определено, что таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов. В этой связи в раздел "Таможенный контроль" проекта закона включены нормы, по которым ТК ТС определена компетенция национального законодательства, а также нормы, не урегулированные ТК ТС. Таким образом, нормы проекта закона не повлекут за собой увеличения достигнутой минимальной контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов.
По вопросу упрощения таможенных процедур необходимо отметить следующее. Принимая во внимание то, что ТК ТС и международные договоры стран Таможенного союза практически в полном объеме регламентируют содержание таможенных процедур, условия помещения товаров под соответствующие процедуры, а также связанные с этим вопросы налогообложения, в проекте Закона нашли свое отражение только вопросы, отнесенные ТК ТС к компетенции национального законодательства. Это вопросы, конкретизирующие положения его отдельных статей, а также нормы, определяющие компетенцию государственных органов Беларуси.
Таким образом, проектом закона урегулирован ряд вопросов, в том числе возможность помещения условно выпущенных товаров под иные процедуры, если такие товары сохраняют статус иностранных товаров. Урегулирован вопрос признания отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада, как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, и снятия их с таможенного контроля. Определены дополнительные случаи, когда передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу, допускается без разрешения таможенного органа.
В целом хочу подчеркнуть, что проект закона не направлен на ужесточение каких-либо норм таможенного законодательства Таможенного союза, его целью является установление единообразных подходов и регламентация отдельных положений таможенного законодательства.
При этом проектом закона установлено, что для целей регистрации таможенной декларации документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не представляются, если таможенное декларирование осуществляется в электронном виде. Если таможенное декларирование товаров производится в письменной форме, то для регистрации таможенной декларации, поданной на бумажном носителе, достаточно представления двух документов: счет-фактуры (инвойса) либо иного коммерческого документа, используемого при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, и транспортного (перевозочного) документа.
Нормативное урегулирование залога имущества в целях предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов позволит полностью исключить возникающие между таможенными органами и субъектами хозяйствования спорные моменты. В проекте Закона определено, каким образом оформляется залог имущества, какое имущество не может быть предметом залога, разрешены вопросы, касающиеся оценки предмета залога, установлены требования к договору о залоге имущества, сроки заключения такого договора.
Проектом закона предусмотрено, что лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован по причине неповышения квалификации в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о получении нового квалификационного аттестата без учета годичного срока со дня принятия решения об аннулирования аттестата, как это предусмотрено указом № 319.
В случае если предварительная информация не будет представлена, анализ о необходимости проведения форм таможенного контроля будет осуществляться по факту предъявления документов, уведомления о прибытии транспортного средства с товарами на таможенную территорию Таможенного союза - со всеми вытекающими последствиями. Есть вероятность того, что время прохождения границы будет дольше. Но непредставление информации не является нарушением - это влияет только на время проведения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.