За последнее время в Беларуси принят ряд важных решений по повышению безопасности дорожного движения. В конце июля вступили в силу поправки, конкретизирующие ответственность за зафиксированные камерами нарушения правил парковки и скоростных режимов, усиливающие ответственность за непройденный техосмотр и др.
Указом №483 от 13 октября 2014 года усовершенствованы нормы Правил дорожного движения. В частности, увеличивается время обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механических транспортных средств категории В с 40 до 50 часов; установлена обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности; предусматривается обязательное использование в период с 1 декабря по 1 марта зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т. Вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов, для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией и другие новшества.
Как повлияли действующие с июля нововведения на дорожную ситуацию и количество ДТП? Сократилось ли количество выявляемых транспортных средств без техосмотра? Отработан ли механизм фото- и видеофиксации нарушений ПДД? Какие изменения ожидаются в работе автошкол? Будут ли наказывать за отсутствие зимних шин с 1 декабря 2014 года?
Ответы будут публиковаться 23 октября после 14.00 по мере готовности.
Геннадий Сумаров, Дрогичин
Когда вступает в силу указ от 13 октября 2014 года №483 по изменению ПДД?
Указ вступает в силу через три месяца после официального опубликования. То есть с 16 января 2015 года внесенные изменения уже вступят в силу.
Раиса Дорошенко, Гомель
Будут ли наказывать водителей за отсутствие зимних шин с 1 декабря этого года?
Рекомендация по использованию зимних шин сохраняется. Сейчас все средства массовой информации напоминают водителям о своевременной смене шин. Уже, наверное, многие водители столкнулись с ситуацией, когда надо занимать большую очередь, чтобы сменить резину. С такой проблемой автолюбители сталкиваются уже несколько лет. Наши водители привыкли к тому, что зимой они "переобуваются". Эта норма воспринимается обществом положительно, потому что большинство понимает: в определенных ситуациях это поможет избежать ДТП.
Положения указа о зимней резине будут действовать с 16 января. Но вряд ли с этого дня главной задачей всех сотрудников ГАИ будет выявление транспортных средств с летней резиной. Штраф за неиспользование зимней резины достаточно небольшой, даже по сравнению со стоимостью комплекта резины. По законодательству, если водитель согласен с допущенным нарушением, то штраф будет 0,5 базовой величины.
Я хотел бы подчеркнуть: не надо думать о том, что будет, если я нарушу ПДД. Надо думать о том, что сделать, чтобы не нарушить Правила дорожного движения.
Татьяна Ивановна, Добруш
Поможет ли простое увеличение продолжительности курса в автошколах решить проблему "незрелых" водителей? Может, надо менять саму систему обучения?
Такая проблема существует, но она не столь масштабная, как ее преподносят. Согласно опросам, которые мы проводили по учебным организациям, 20% мужчин высказались за увеличение часов, 20% - за уменьшение, потому что некоторые приходят в автошколы уже подготовленными. С женщинами вопрос стоит более остро: около 40% хотят увеличить продолжительность курса и 20% - уменьшить. В этой связи возникла необходимость увеличения практического обучения управлению. Причем в основном часы будут добавлены по предмету "Совершенствование навыков управления". В основном это касается управления в условиях города. Думаю, в какой-то степени это поможет решить проблему "незрелых" водителей. Самое главное, чтобы программы подготовки выполнялись в полном объеме. Их достаточно для того, чтобы обучить первоначальным навыкам управления автомобилем. А все остальное - более "зрелый" или "незрелый" водитель - зависит от самого водителя. Он должен сам совершенствовать навыки и повышать уровень подготовки. Кроме того, желающие могут брать в автошколе дополнительные занятия. У нас прописано, что минимальный уровень - 50 часов. Для тех, кто желает их увеличить, хочу разъяснить: по вашему желанию можно заключить дополнительное соглашение с учебной организацией и взять то количество часов, которое вам необходимо.
Светлана, Минск
В Минске сконцентрировано довольно много автошкол. В связи с увеличением продолжительности курса, соответственно, чаще будут выезжать учебные машины. Просчитывался ли вопрос увеличения нагрузки на дороги?
Это никак не повлияет на дорожную обстановку. У каждой школы есть определенные маршруты, все маршруты мы знаем. Их увеличение не приведет к каким-то особенным последствиям, потому что количество часов увеличилось все лишь на 25. Вообще последние три года наблюдается устойчивая тенденция сокращения уровня количества подготовленных водителей. Так, за 9 месяцев текущего года оно сократилось на 6%. В прошлом году тоже было снижение. Будет эта тенденция продолжаться и в следующем году, на что повлияла демографическая ситуация. Поэтому проблем, я думаю, не возникнет.
Денис, Минск
В Беларуси вводят обязательное использование детских автокресел. Каким требованиям они должны соответствовать? Должны ли они быть сертифицированы в Беларуси?
Есть международные требования к детским удерживающим устройствам. Они касаются и Беларуси. Насколько я знаю, автокресла должны сертифицироваться. Если гражданин самостоятельно ввозит в Беларусь из другой страны автокресло для личного пользования, его сертифицировать не надо. Инспектор ГАИ не скажет водителю, что у него неправильное автокресло.
Богдан Андрей, Минск
В указе по изменениям ПДД сказано, что детей нужно перевозить в специальных удерживающих устройствах именно в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности. Но еще сохранились старые машины, где на заднем сиденье ремней нет. Обязательны ли в таком случае удерживающие устройства?
Ситуация точно такая же, как и с пристегиванием ремнем безопасности: на сегодня у нас обязательное использование ремня безопасности в тех случаях, когда он предусмотрен конструкцией транспортного средства. То же самое касается и детских удерживающих устройств.
Михаил Свистун: Сегодня таких автомобилей, в которых не предусмотрены ремни безопасности на заднем сиденье, очень мало. Поэтому вопрос не актуален.
Валерий Матвеев, Минск
Добрый день. Вопрос от многодетной семьи по поводу обязательности установки удерживающих средств. Габариты автомобиля не позволяют установить на задних сиденьях одновременно детское кресло для младшего ребенка 2,7 лет и бустер для среднего ребенка 7 лет, чтобы еще хватило места для 14-летнего подростка. Исходя из того факта, что поменять машину на более вместительную пока нет возможности, а безопасность, как известно, превыше всего, можно ли, например, пожертвовать бустером ради кресла, а для 7-летнего ребенка использовать, например, узкую высокую плотную подушечку или нечто другое, чтобы можно было пристегнуть ребенка ремнем безопасности? Что вы посоветуете в такой ситуации? Спасибо.
Если кресла конструктивно не помещаются в машину, можно использовать другие удерживающие устройства. Если устройство позволяет штатным ремнем безопасно пристегнуть ребенка, его можно использовать. Но на него должна быть соответствующая сертификация: хотя бы какие-то документы, подтверждающие, что устройство можно использовать.
Дещиц Михаил, Барановичи
Можно ли перевозить детей без кресла в экстренных случаях? Например, если у меня нет машины и я попросил друга (у которого нет детей, а соответственно и автокресла) отвезти меня с ребенком в больницу. Оштрафуют ли его за перевозку ребенка без автокресла?
Есть правила, по которым ребенок должен перевозиться в автокресле. Но законодательством предусмотрено, что если перевозка осуществляется в условиях крайней необходимости, то это не будет считаться административным правонарушением. В такси также разрешается не использовать удерживающие устройства.
Максим Белых, Минск
Планируется ли в Беларуси вводить обязательную регулировку подголовников, как, например, в Дании?
Пока такой вопрос не рассматривается.
Дмитрий Вороненко, Минск
На МКАД увеличили разрешенную скорость до 100 км/ч в третьей полосе. Расскажите, как в соответствии с изменениями настроены камеры фиксации нарушений скоростного режима.
Камеры настроены таким образом, чтобы безосновательно не привлекать водителей к ответственности. Если разрешенная скорость - 100 км/ч, то камера не будет фиксировать движение автомобиля со скоростью 93 км/ч.
Манко Оксана, Брест
На некоторых трассах увеличили допустимую скорость до 120 км/ч. А покрытие дорог соответствует этому? В некоторых местах, например, стоит сначала знак "Неровная дорога", а затем "Максимальная скорость 120". Возле нерегулируемых пешеходных переходов на трассе рекомендуемая скорость 90 км/ч. Как это понять?
Что касается увеличения или снижения скоростных режимов, то здесь зачастую мнения противоречат друг другу. Могу сказать только, что владелец дороги, повышая скоростной режим, гарантирует на этом участке дороги безопасность движения транспортных средств.
Сидоренко Дарья, Гродно
Нельзя не признать, что благодаря принятым в Беларуси мерам водители действительно стали более дисциплинированными, большинство даже научились пропускать пешеходов. Но, с другой стороны, сами пешеходы стали вести себя на дороге беспечно, рассчитывая на то, что их обязаны пропустить. Цитирую БЕЛТА: "С января по октябрь текущего года по вине пешеходов на дорогах страны произошло 453 ДТП, в которых 107 человек погибли и 358 получили ранения". Какие меры по повышению дисциплинированности пешеходов, по вашему мнению, назрели? Возможно, стоит запретить пешеходам при переходе проезжей части пользоваться мобильными телефонами, наушниками и другими гаджетами и предусмотреть ответственность за неосторожное поведение на дороге? Ведь в итоге страдает не только этот пешеход, но и водитель, под колеса которого он угодил по собственной невнимательности и неосторожности. Спасибо.
Запрещать пользоваться мобильными телефонами, наушниками и т.д. на пешеходных переходах не планируется.
Михаил Свистун: Главное - культура поведения водителя и пешехода. Здесь очень велика роль средств массовой информации - нужно больше говорить о последствиях нарушений ПДД.