С 1 июля 2019 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Новой редакцией закона предусмотрены существенные изменения в правовом регулировании сферы государственных закупок товаров, работ и услуг в Беларуси: значительно усилены антикоррупционные меры; повышены гласность и прозрачность процесса организации и проведения процедур государственных закупок получателями бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; введены новые инструменты оперативного реагирования на выявленные нарушения. Нововведения создают условия для противодействия коррупции и упрощения проведения процедур госзакупок как для заказчика, так и для участника госзакупки.
Коснулось ли изменение законодательства вопросов защиты прав и законных интересов лиц при осуществлении госзакупок, а также контроля за соблюдением законодательства о госзакупках? Какие нарушения выявляет МАРТ в ходе рассмотрения жалоб при осуществлении госзакупок? На эти и другие вопросы ответила во время онлайн-конференции начальник отдела координации контроля государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Третьякова.
Участники:
Вопросы конференции
Изменения коснулись регулирования в общем процесса государственных закупок, в том числе процесса обжалования данных процедур. В первую очередь хочу отметить, что принципиально изменилась форма подачи жалобы по категории государственной закупки: теперь ее можно подать только посредством размещения на электронной торговой площадке, где проводилась конкретная процедура. Соответственно, подача жалобы в письменном виде невозможна. Любое лицо либо участник процедуры, чьи права и законные интересы нарушены, может обжаловать процедуру госзакупки на разных ее стадиях. Остальные изменения носят фрагментарный характер, в частности незначительно изменились сроки для обжалования.
Самая большая новация касается камеральных проверок. Эта тема очень волнует заказчиков. Основанием для проведения камеральной проверки уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (МАРТ) является принятие жалобы к рассмотрению, которое происходит после ее оценки специалистами министерства на соответствие требованиям законодательства по содержанию и срокам обжалования. Отзыв жалобы не является основанием для прекращения такой проверки. Камеральная проверка - это проверка документальная, без истребования каких-либо дополнительных документов. Учитывая, что процедура госзакупки проводится в электронном формате, все документы размещены на электронной торговой площадке в интернете. У уполномоченного органа есть возможность ознакомиться с ними и дать им правовую оценку.
Если выявлено нарушение, составляется акт камеральной проверки, если нет - справка. Для уполномоченного установлен пятидневный срок, в течение которого акт либо справка должны быть размещены на электронной торговой площадке. При этом заказчику предоставляется возможность направить в МАРТ возражение по акту камеральной проверки. Обоснованность доводов будет изучена в МАРТ, и по ним составят заключение. При выявлении в результате проведения камеральной проверки нарушения законодательства о государственных закупках МАРТ выносит обязательное для исполнения заказчиком предписание. Это также новация закона.
Скорее всего, в вопросе речь идет о том, что в случае выделения дополнительного финансирования выбор вида процедуры заказчик определяет, исходя из объема тех средств, которые выделяются в качестве дополнительного финансирования. Нельзя считать такое финансирование, о котором вы говорите, дополнительным. Ваша потребность была известна изначально, потребность, скорее всего, в годовом плане была заявлена, просто финансирование происходит долями. Это не дополнительное финансирование.
Да, такое предложение должно быть отклонено. Учитывая нормы закона о госзакупках, которые обязывают заказчика допустить к торгам только того участника, который соответствует требованиям аукционных документов. В ситуации, когда участник не предоставил информацию, которую требовалось предоставить в соответствии с аукционными документами в первом разделе предложений, данное предложение должно быть отклонено.
Достаточно часто возникают ситуации, когда участники, не являясь производителями либо являясь производителями, боятся себя идентифицировать. Нужно четко понимать участникам, что есть различия между производителем и участником. В процедуре государственной закупки оценка дается участникам, а не производителям. Соответственно, указание на производителя никак не может идентифицировать участника. Поэтому хочу отметить, что необходимо указывать требуемую заказчиком информацию, если эти требования законны. А заказчикам необходимо отклонять предложения, не соответствующие требованиям аукционных документов.
Закон не позволяет заказчику прописывать требования о наличии квалифицированного персонала, производственных помещений, оборудования. Статья 16 однозначно устанавливает закрытый перечень требований, которые заказчик может установить к участнику. Поэтому на ваш вопрос ответ - нет, в техническом описании нельзя установить указанные требования.
В соответствии с редакцией закона, действовавшей до 1 июля 2019 года, в ст. 44 указано, что аукционное обеспечение возвращается в течение трех дней предоставившему его участнику, если им не нарушено условие, указанное в ч.1 п.1 настоящей статьи. Соответственно, исходя из содержания запроса, если участник отказался от торгов, то, руководствуясь п.1, аукционное обеспечение не возвращается.
Действительно, законодательство достаточно строгое по отношению к заказчикам. Даже в том случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вынесено предписание и впоследствии оно заказчиком исполнено, установленное нарушение предполагает ответственность. Будет применяться мера административной ответственности, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях. Мера также будет зависеть от того, первое это нарушение в течение года или повторное.
Все четко урегулировано в законе "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Статья 12 новой редакции закона абсолютно однозначно обязывает заказчика для выполнения функций определить или создать структурное подразделение либо назначить работников, обладающих соответствующей квалификацией в сфере госзакупок. Соответственно, если заказчик проигнорировал данную норму закона и не распределил должностные обязанности между своими работниками, он будет виновным лицом. И, конечно же, недопустимой является ситуация, когда один работник выполняет функции, которые за ним не закреплены, а другой ставит подпись. Об этом следует проинформировать лицо, ведущее административный процесс, для правильного определения виновных.
Также законом определены функции заказчика по формированию комиссии по госзакупкам. Так, заказчик формирует комиссию, определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач. Комиссия является коллегиальным органом, подотчетным создавшему ее заказчику (организатору), и выполняет его задания и поручения, оформленные в письменной форме. Таким образом, функции заказчика и комиссии по государственным закупкам четко регламентированы законом и должны строго выполняться.
Нарушений, к сожалению, выявляется достаточно много. Если до вступления в силу новой редакции закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" основные нарушения касались неправомерно установленных квалификационных требований, то сейчас в соответствии с новой редакцией закона они вообще не могут устанавливаться. Иными словами, заказчик не вправе устанавливать требования к опыту участника, а также о предоставлении каких-либо документов, помимо предусмотренных законодательством. Например, если закупаются услуги, а вид деятельности лицензированный, заказчик обязан истребовать от участника лицензию, а если законодательство это не требует, то и заказчик тоже не должен. Вместе с тем заказчики продолжают незаконно устанавливать квалификационные требования. Это наиболее частое нарушение, которое выявляется сейчас при проведении камеральных проверок.
Нарушения также отмечаются при описании предмета закупки. К сожалению, заказчики иногда не очень многословны и не считают необходимым тщательно подойти к этому вопросу. Например, при закупке спортивной обуви забывают указать размерный ряд. Это, конечно, недостаток. Заказчик должен так описать предмет закупки, чтобы участник смог сформировать свое предложение.
Сейчас заказчику запрещено устанавливать требования о предоставлении документов, которые в соответствии с законодательством передаются только при поставке товара (выполнении работы, оказании услуг), например, сертификатов, документов, подтверждающих качество. Когда он истребует такие документы, это является нарушением. Это новация, в предыдущей редакции закона данного пункта не было.
В законодательстве произошли изменения, касающиеся порядка применения преференциальной поправки и документов, ее подтверждающих. Они предусмотрены постановлением Совета Министров от 15 июня 2019 года №395. Определен четкий перечень документов, который заказчик может истребовать. Ранее перечень отсутствовал, и у заказчика была возможность на свое усмотрение истребовать те или иные документы. Сейчас все четко установлено, но заказчики не знают либо забывают об этом, потому нарушения достаточно распространены.
Часто встречается такая ошибка, как невыделение специального лота для субъектов малого и среднего предпринимательства. Статьей 29 закона предусмотрено, что заказчик обязан при возможности выделить такой лот для их участия в объеме не более 10% от предмета закупки.
Основную массу нарушений допускают комиссии по госзакупкам при выборе победителя, допуске и отклонении участников.
За первое полугодие 2019 года поступило 684 жалобы, рассмотрено 425 (остальные вернули в связи с наличием недостатков либо отозвали). 149 жалоб признаны обоснованными, 89 - частично обоснованными. В 30% случаев обжалуются действия (бездействие) заказчика. Около 70% жалоб - на решения комиссии по госзакупкам. Наибольшее количество рассмотренных жалоб относится к социальной сфере - здравоохранению и образованию. Ответственность за нарушение законодательства в сфере государственных закупок предусмотрена частями 4 и 5 статьи 11.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Прежде всего необходимо отметить, что законодательство о государственных закупках не обязывает изучать конъюнктуру рынка для целей формирования годового плана госзакупок и, соответственно, не определяет порядок такого изучения. В постановлении МАРТ от 12 апреля 2019 года №35 речь идет об изучении конъюнктуры рынка как одном из способов определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки, а не ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), которая отражается в годовом плане. Надо видеть разницу.
Согласно закону, предмет госзакупки - это товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках данной процедуры. Таким образом, изучение конъюнктуры рынка по правилам постановления №35 проводится непосредственно перед конкретной процедурой госзакупки, а не на этапе формирования годового плана. При его формировании заказчик вправе как применить постановление, так и воспользоваться тем способом определения ориентировочной стоимости, к которому он привык или который ему удобен.
В дело по процедурам госзакупок должны быть включены документы, предоставляемые для подготовки предложения, протоколы заседаний комиссии, протоколы оператора электронной торговой площадки, предложения участников, договор, справка о проведении процедуры закупки из одного источника. В дело также нужно включать и результаты изучения конъюнктуры рынка в случае его проведения, в том числе и для дальнейшего предоставления правоохранительным (контролирующим) органам.
Действительно, в документах нельзя прописывать такое требование. Правильно делать соответствующее указание в договоре. В соответствии с законодательством о госзакупках, договор должен содержать условия об ответственности сторон за его неисполнение и ненадлежащее исполнение, в том числе и за несоответствие товаров (работ, услуг) предмету госзакупки либо иным условиям, предусмотренным процедурой. В случае, если контрагент при поставке товара не предоставляет сертификат соответствия, нужно либо предложить исполнить договор в добровольном порядке, либо понудить к исполнению, но при этом учитывать нормы ответственности сторон. Конечно, недопустимо, если условиями было предусмотрено предоставление документа, подтверждающего сертификацию либо качество товара, а при поставке это не было сделано. Сторона заказчика как минимум не должна принимать такой товар.
Да, конечно, вы можете обращаться к известным поставщикам из Российской Федерации либо других стран, если вами в соответствии с требованием подпункта 1.1 пункта 1 постановления МАРТ №30 "О проведении процедуры закупки из одного источника" было направлено не менее пяти запросов отечественным производителям, а информация о ценах на предлагаемые товары на официальных сайтах отсутствует.
Но хочу обратить внимание, что если ориентировочная стоимость годовой потребности в товаре (работе, услуге) составляет более 50 базовых величин, нельзя пропустить еще одну обязательную стадию изучения конъюнктуры рынка, предусмотренную постановлением МАРТ №30. В подпункте 1.1 пункта 1 говорится, что заказчик обязан разместить запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с пунктом 9 приложения к закону "О государственных закупках товаров, работ, услуг", ориентировочная стоимость годовой потребности в которых составляет от 50 до 300 БВ включительно.