Во время конференции представитель МНС ответит на вопросы о практике применения норм Налогового кодекса Беларуси и международных соглашений, регулирующих порядок налогообложения доходов иностранных организаций в республике, а также об изменениях в законодательстве, касающихся этой сферы.
Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Яцкевич Светлана, специалист ООО "ЮрСпектр"
В связи с изменениями, внесенными в статью 66 НК, изменилась ли классификация статусов иностранной организации на территории Республики Беларусь? Какие налоговые обязательства возникают при каждом из видов статусов при получении доходов на территории РБ?
Налоговые обязательства иностранных организаций зависят от фактических обстоятельств: степени и формы присутствия иностранной организации, характера ее деятельности на территории Беларуси.
Пункт 2 статьи 66 Налогового кодекса дополнен подпунктом 2.6 в связи с принятием постановления №1189, согласно которому после 1 января 2014 года иностранной организации при постановке на налоговый учет не требуется разрешение МИД на открытие представительства. Достаточно наличия у нее договора с белорусским органом госуправления, юридическим или физическим лицом, предусматривающего выполнение на территории Беларуси работ, оказание услуг или строительство (монтаж или сборку объекта), продолжительность которых превышает сроки, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 139 НК (подпункт 2.6 пункта 2 статьи 66 НК).
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Согласно п. 4 ст. 22 НК иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь. При этом с 2014 г. согласно подп. 2.6 ст. 66 НК иностранная организация должна стать на налоговый учет до начала деятельности на территории Республики Беларусь, если имеется заключенный договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК (90 и 180 дней - сроки признания постоянного представительства). В совокупности двух норм, все-таки, когда иностранная организация заключила договор на выполнение услуг с резидентом РБ сроком на 2 месяца, обязана ли она стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь? Если нет, то имеет ли право иностранная организация стать на налоговый учет, если сроки по договору меньше указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК?
При наличии у иностранной организации договора с белорусским органом госуправления, юридическим или физическим лицом, согласно которому продолжительность работ, оказания услуг или продолжительность строительства, монтажа или сборки объекта в Беларуси превышает сроки, указанные в пп.3 и 4 ст.139 НК, иностранная организация должна стать на налоговый учет до начала осуществления деятельности по такому договору.
Если сроки по договору меньше указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то у иностранно организации нет оснований для постановки на налоговый учет.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
При постановке на налоговый учет на основании подп.2.6 ст. 66 НК сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, применяются с учетом сроков признания постоянного представительства, установленных в международных договорах, или без учета таковых?
Без учета положений международных договоров.
Яцкевич Светлана, специалист ООО "ЮрСпектр"
При постановке на налоговый учет иностранной организации по подп. 2.6 ст. 66 НК какой тип налогового статуса присваивается иностранной организации? Если в дальнейшем ее деятельность признается деятельностью через постоянное представительство, изменяется ли налоговый статус, какой тип плательщика присваивается?
При заполнении заявления о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации в подпункте 1.1. пункта 1 раздела "Б" "Сведения о представительстве, объекте недвижимости, аттракционе, зверинце, культурно-зрелищном мероприятии, постоянном представительстве иностранной организации в Республике Беларусь, договоре (договорах), на основании которого (которых) иностранная организация на территории Республики Беларусь выполняет работы и (или) оказывает услуги" иностранная организация указывает вид выполняемых работ (оказываемых услуг). Тип плательщика (то есть подпункты 3 и 4 заявления) заполняются налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, заявленных плательщиком.
Жамойтин Алексей, Сморгонь
Иностранная организация - подрядчик (резидент Литвы) заключила договор строительного подряда с резидентом РБ (заказчик). Срок выполнения работ по договору 3 месяца. Обязана ли иностранная организация стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь? Если да, то в какой срок? С какого момента деятельность иностранного подрядчика будет рассматриваться как осуществляемая через постоянное представительство в целях налогообложения? Когда иностранный подрядчик начинает самостоятельно исполнять свои налоговые обязательства, в том числе по НДС?
В изложенной ситуации у литовской организации нет оснований для постановки на учет в белорусском налоговом органе. Поскольку литовская организация не состоит на налоговом учете в Беларуси, обязательства по исчислению и уплате НДС по обороту литовской компании по реализации строительных работ (услуг) возлагаются на покупателя (заказчика), то есть на белорусского плательщика (п.1.ст.92 НК).
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Иностранные организации, в том числе генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, должны уплачивать НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь. Поясните, пожалуйста, подробнее с какого момента возникает необходимость уплачивать НДС по п. 2 ст. 92 НК? Что понимается под "началом осуществления деятельности на территории Беларуси"? Влияет ли на обязанность уплаты НДС тот факт, с каким типом налогового статуса иностранная организация состоит на учете в налоговых органах?
Согласно п.2 ст. 92 НК иностранные организации, в том числе генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие в Беларуси строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах республики, уплачивают налог на добавленную стоимость с начала осуществления такой деятельности. Соответственно, если иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах РБ (это случаи, когда продолжительность выполнения работ, оказания услуг на основании договора через постоянное место деятельности не превышает сроки, установленные в пп. 3 и 4 ст. 139 НК), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на белорусского покупателя или заказчика (п.1.ст.92 НК).
Райдман Ирина, Минск
Иностранный подрядчик (резидент Китая) по договору с белорусским генподрядчиком планирует выполнять строительные работы на территории Беларуси. Срок выполнения работ по договору 270 дней. Согласно подп. 2.6 ст. 66 НК иностранная организация должна встать на налоговый учет до начала деятельности по такому договору. Возникает ли у иностранной организации обязанность уплачивать НДС со стоимости выполняемых работ с момента постановки на налоговый учет?
В описанной ситуации китайская компания должна стать на учет в налоговых органах Беларуси до начала осуществления деятельности по договору и уплачивать НДС с начала выполнения работ.
Мазалевский Максим, специалист ООО "ЮрСпектр"
Согласно п.1 ст.92 НК при покупке товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, у покупателя возникает обязанность исчислить НДС. Каким образом белорусская организация-покупатель может удостовериться, что эта иностранная организация осуществляет либо не осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство? Вправе ли ИМНС выдать подтверждение того, что иностранная организация действует через постоянное представительство, порядок получения которого установлен в ст.150 НК для целей налога на доходы, для того чтобы не выступать плательщиком НДС по ст.92 НК?
Согласно п.5 ст.107 НК покупатель производит налоговый вычет на основании полученных от продавца (исполнителя) первичных учетных документов установленной формы, составленных на бланках, полученных продавцом в установленном законодательством порядке. На основании этих документов, содержащих учетный номер плательщика Республики Беларусь, белорусская организация-покупатель, может судить о наличии постановки иностранной организации на учет в налоговых органах. Положения ст.150 НК в данной ситуации не применяются. Проверить информацию о плательщике можно на сайте www portal.nalog.gov.by
Сущеня Наталья, Горки
Комитент – резидент РБ поручил комиссионеру – резиденту РФ приобрести юридические услуги в России (получить консультации и пакет документов для резидента). Комиссионеру выплачивается вознаграждение и возмещается стоимость услуг. Надо ли платить НДС по ст.92 НК?
В изложенной ситуации имеет место заключение двух договоров – между белорусской организацией-заказчиком с российской организацией-комиссионером и между двумя российскими организациями, в результате которых белорусская организация-заказчик приобретает в РФ юридические услуги. В этом случае следует учитывать, что российская организация-комиссионер будет заключать договор со второй российской организацией от собственного имени и представлять результат оказанных услуг белорусской организации-заказчику также от собственного имени. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Соответственно, у белорусской организации-заказчика возникает обязанность исчислить и перечислить в бюджет НДС, поскольку Беларусь является местом реализации юридических услуг согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.
Мазалевский Максим, специалист ООО "ЮрСпектр"
Между резидентом Республики Беларусь (заказчик) и резидентом Российской Федерации (подрядчик) заключен договор, согласно которому подрядчик осуществляет поставку оборудования и его монтаж на строящемся объекте, расположенном на территории Республики Беларусь. По условиям договора передача оборудования заказчику производится в смонтированном виде одновременно со сдачей-приемкой монтажных работ. Подрядчик не состоит на учете в налоговых органах Беларуси. Кто в данном случае обязан исчислить и уплатить НДС при ввозе оборудования из России? В каком налоговом периоде налоговая база должна быть отражена в налоговой декларации по НДС?
Исходя из указанных в примере условий покупатель - плательщик РБ не покупает товар, а приобретает у российской организации оборудование с монтажом – то есть объект под ключ. Белорусский покупатель не принимает к учету ввезенное оборудование с целью передачи его для монтажа подрядчику. Движимое имущество, которое в соответствии с товаросопроводительными документами было ввезено российской организацией, будет отличаться от того, которое, согласно первичным учетным документам, оформленным после монтажа оборудования, получит и примет к учету белорусский покупатель. Соответственно, в данном случае имеет место оборот по реализации российской организацией-подрядчиком на территории РБ готового объекта под ключ, и обязанность по уплате НДС со всей стоимости объекта возлагается на заказчика - плательщика РБ.
Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах республики, определяется в соответствии с п.5 ст. 107 НК.
Следует понимать, что в данном случае российская организация, которая реализовала оборудование, не сможет получить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов ввиду того, что заказчик - плательщик РБ не ввозит товар, а приобретает объект под ключ, который расположен на территории РБ.
Корр. БЕЛТА
Сколько иностранных организаций состоит на налоговом учете в Республике Беларусь? Сколько они уплачивают налогов?
На 1 января 2014 года на учете в налоговых органах Республики Беларусь состояло 2 820 иностранных организаций. Это и представительства иностранных компаний, и те организации, которые владеют недвижимым имуществом, и др. Доля налоговых поступлений от иностранных организаций на протяжении последних двух лет приблизительно одинакова и составляет 0,5-0,6% в общем объеме платежей, контролируемых налоговыми органами.
Подходы по налогообложению иностранных организаций, изложенные в Налоговом кодексе Беларуси, соответствуют международным нормам.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр":
С 2014 года в п.2 ст. 66 НК внесен ряд изменений, касающихся порядка постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций. Прокомментируйте, пожалуйста, эти изменения.
Законодательство, касающееся налогообложения иностранных организаций, в Беларуси достаточно стабильно, никаких серьезных изменений в отношении объектов налогообложения, ставок за последние годы не происходило. Единственное значимое изменение произошло в 2014 году. Так, в Положении о порядке открытия и деятельности в Беларуси представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совета Министров от 31 декабря 2013 года №1189, отсутствует ранее действовавшая норма о том, что представительства иностранных организаций вправе от имени и по поручению представляемой ими организации заниматься предпринимательской деятельностью в Беларуси.
Таким образом, с 1 января 2014 года иностранные организации, которые собираются осуществлять предпринимательскую деятельность в Беларуси по выполнению работ, оказанию услуг, строительству, продолжительность которых в соответствии с договором превышает соответственно 90 и 180 дней, вправе становиться на налоговый учет в Беларуси без регистрации представительства в Министерстве иностранных дел. До 2014 года при такой деятельности иностранные организации были обязаны регистрировать представительство в МИД, и, соответственно, налоговые органы при постановке их на учет требовали подтверждение этой регистрации. Теперь вместо этого документа требуется договор о выполнении работ, оказании услуг или осуществлении строительных работ на территории Беларуси, период выполнения которых превышает указанные выше сроки, которые установлены пунктами 3 и 4 статьи 139 НК.
Что касается непосредственно налогообложения, то никаких изменений в отношении налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, имущественных налогов не произошло и не планируется. Режим налогообложения постоянных представительств иностранных организаций в Беларуси не отличается от подходов, которые применяются в странах Таможенного союза, а также в Евросоюзе. Самое главное – установление положений, которые будут понятны для иностранных организаций, чтобы налоговый режим в нашей республике не отличался существенно от действующих в тех странах, где они зарегистрированы, был понятным, четким, прозрачным.
Возможны лишь некоторые уточнения с целью снятия тех проблемных вопросов, которые возникают из практики применения законодательства. Но это естественный процесс.