Китайско-белорусский индустриальный парк "Великий камень" является одним из наиболее перспективных проектов, реализуемых в настоящее время на территории Беларуси. В 2016 году практически завершено строительство первоочередной инфраструктуры парка, заключены договоры с новыми резидентами, детально проработаны возможности реализации сразу нескольких высокотехнологичных проектов. Итоги прошлого года, а также планы на 2017 год обсудили во время онлайн-конференции.
Участники:
Вопросы конференции
В качестве модели развития парка, как вы знаете, был выбран Китайско-Сингапурский индустриальный парк в городе Сучжоу – как образец наиболее успешного межгосударственного сотрудничества в сфере создания и развития комплексных экономических зон.
На самом деле парк имеет трехуровневую систему управления. Высший уровень – это межправительственный координационный совет, который вырабатывает общую стратегию развития парка. Второй и третий – это уже администрация парка и управляющая компания. Их функции четко разделены.
Администрация принимает решения по привлечению, регистрации, ликвидации резидентов парка, изъятию и предоставлению земельных участков, осуществлению административных процедур, а также выполнению функций заказчика по строительству внешней инфраструктуры.
Управляющая компания осуществляет строительство внутренней инфраструктуры парка и его развитие, освоение земельных участков, предоставленных для строительства объектов парка, привлечение инвесторов.
Практика показала правильность принятого решения о таком разделении, поскольку это позволяет ускоренными темпами развивать территорию парка, минимизировать риски и финансовые затраты государства, компании - сосредоточиться на осуществлении бизнеса, а администрации парка - на том, чтобы создать комфортные условия для работы резидентов и инвесторов парка.
Основное, на чем сосредоточилась управляющая компания в 2016 году, - это создание инженерно-транспортной инфраструктуры стартовой зоны парка, обеспечение ее готовности для начала строительных работ первых резидентов.
На сегодняшний день мы полностью завершили строительные работы по устройству дорог и инженерных сетей в границах 7 улиц стартовой зоны парка общей протяженностью 13 км. Это современные четырех- и шестиполосные автодороги с установленными мачтами наружного освещения, светофорными объектами, велодорожками и тротуарами. Таким образом, сформирован каркас будущего индустриального города.
Основные проспекты названы в честь столиц стран-основателей парка – Минский и Пекинский, а остальным улицам будут присваиваться наименования с учетом концепции камней – уже построены улицы Рубиновая, Сапфировая, Малахитовая.
Введены в эксплуатацию сети газоснабжения, электроснабжения, хозяйственно-бытового водоснабжения, водозаборные насосные станции 1-го и 2-го подъема – на площадке уже есть газ, электричество, вода для целей производства и строительства.
Начаты пуско-наладочные работы по площадкам очистных сооружений дождевых стоков, а в ближайшее время планируется завершить весь комплекс строительных работ очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков.
Строительство и ввод в эксплуатацию инженерной инфраструктуры синхронизировано со строительством объектов резидентов, по мере готовности которых запускаются соответствующие инфраструктурные сооружения. Поэтому все соответствует ранее намеченному плану, при этом строительство инфраструктуры осуществлено в сжатые сроки – в 2 раза быстрее нормативных.
Для понимания масштабности уже сейчас созданной инженерной инфраструктуры можно отметить, что по производственным мощностям она соответствует инженерным системам города с численностью 50 тыс. жителей и в дальнейшем будет наращиваться. Весь комплекс созданных сооружений позволит размещать объекты инвесторов на площади 350 га – так называемая стартовая зона территории первоочередного освоения парка.
Если руководитель удовлетворен, то, наверное, ему надо искать другое место работы. Безусловно, проделана большая работа и прежде всего в той области, которую прокомментирует Кирилл Коротеев. Надо отметить, что подготовительный период создания инфраструктуры для вхождения инвесторов идет успешными темпами, с опережением графика. Но вторая часть работы, которая является для нас основной - это привлечение инвесторов. И этой работы было проведено недостаточно. Таким темпом мы пока не удовлетворены. Те 8 инвесторов, которые уже зарегистрированы в нашем парке пришли, в основном, в 2015 году, кроме "САС Индастриал", который пришел в конце 2016 года. Но 2017 год должен стать прорывным именно в этом направлении, чтобы через год, подводя итоги, нам было не стыдно рассказывать о привлеченных инвесторах. Так что если отвечать, удовлетворен ли я как глава Администрации парка, пока нет. Работы предстоит очень много. И я надеюсь, что это чувство удовлетворения начнет просыпаться, когда будут приходить инвесторы.
Работу мы вели очень давно, с момента создания совместной компании в 2012 году. На прошлый год мы ставили основной задачей создание инфраструктуры. Ее мы успешно выполнили на 100%. По резидентам - нас точно также не удовлетворяет то, что их немного. Но опять-таки сделан большой задел и в той же инфраструктуре, и в наработках, которые будут реализованы в этом году. На 2017 год у нас уже стоит другая задача.
Если говорить о совместной управляющей компании (компания-застройщик СЗАО "Компания по развитию индустриального парка". - Прим. БЕЛТА), то один из основных наших акционеров - это China Merchants Group, ей принадлежит 20% акций. А мы учредили с ней China Merchants Logistic, которая и реализует проект логистического субпарка. Так вот наши совместные инвестиции с момента реализации проекта составили $205 млн. Основная часть - это затраты совместной управляющей компании в инфраструктуру. В этом году весомый вклад внес логистический парк. Кроме того, есть расходы и бюджета по внешней инфраструктуре, расходы КНР в виде техпомощи, первые расходы инвесторов, но они по сравнению с этими инвестициями гораздо меньше.
Перед администрацией парка, как и прежде, а также на среднесрочную и на долгосрочную перспективы, стоят две главные задачи. Первая – это привлечение иностранных и отечественных инвесторов для наполнения парка высокотехнологичными и конкурентоспособными производствами.
Другая основная задача, которую я для себя определил, - это наладить работу администрации как полноценно функционирующей структуры, работающей по принципу, как говорят в Китае, "одна станция". Это позволит создать максимально комфортные и современные условия для инвестирования и ведения бизнеса.
Такую задачу планируется решить, организовав работу так, чтобы органы госуправления и госорганизации, осуществляющие административные процедуры, обеспечивали присутствие своих представителей для осуществления административных процедур в администрации парка. Это и будет работа по принципу "одна станция": инвестор прибыл в администрацию парка - и разрешил все свои вопросы, которые у него возникли.
Реализация принципа работы "одно окно", или, как его иначе называют, "одна станция", - это постоянный процесс на протяжении всего периода создания парка, поскольку, с одной стороны, он связан с потребностями резидентов парка, а с другой - с наличием оптимальной структуры, позволяющей обеспечить эти потребности.
Поэтому можно сказать, что "одно окно", конечно, работает. Ведь, придя в администрацию парка, любой инвестор может в течение двух часов зарегистрировать юридическое лицо, мы обеспечиваем его постановку на учет в налоговые органы, органы статистики, выдаем разрешение на проектно-изыскательские работы и строительство и так далее.
Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Буквально в течение одного часа администрация парка зарегистрировала новое юридическое лицо - ООО "Чайна Телеком БЛР", созданное на территории парка китайской компанией "Чайна Телеком". Сейчас, взаимодействуя с уполномоченными органами, получаем для этой компании разрешение на проектирование оптоволоконных сетей, то есть самой компании обращаться в другие госорганы нет необходимости.
Однако это начальная стадия реализации этого принципа. Функции администрации парка будут постепенно расширяться, и для их реализации посредством "одного окна" будут привлечены все органы государственного управления, осуществляющие административные процедуры, чтобы, придя к нам, инвесторам не пришлось обращаться в какой-либо другой госорган.
На самом деле в парк можно и не ехать - достаточно открыть Яндекс.Карты и посмотреть его территорию. И там уже можно увидеть ту самую стартовую зону, 350 га, которая подготовлена. Прекрасно видны улицы, перекрестки, даже дорожная разметка и велодорожки, логистические объекты рядом со взлетной полосой аэропорта. Видно и наше первое строящееся офисное здание. Сегодня у него уже остеклены фасады, виден архитектурный комплекс. Видно инженерные сооружения, водозаборные скважины, очистные сооружения. Т.е. уже виден скелет архитектуры будущего промышленного города. Если проезжать рядом с парком, то также можно увидеть новые развязки, современные дороги.
Что касается административного корпуса, то сейчас идет его строительство. Там будут располагаться все органы управления парка. Работу планируем завершить где-то к лету и в июне ввести в эксплуатацию. Сейчас начинаем работы по внутренней отделке здания. В административном корпусе будут размещены органы управления - управляющая компания, администрация. Также первые резиденты, например, Huawei: тот научный центр, с которым они зарегистрированы в качестве резидента, будет размещаться сначала на арендованных площадях в этом офисе. Точно так же и с теми структурами, которые будем создавать вместе с НАН Беларуси - это центр коммерциализации инноваций, венчурный фонд. В общем все, что будет создаваться в парке для его функционирования, на первых порах будет размещаться там. Кроме того, там будут эксплуатационные компании: все коммунальное хозяйство, которое построено, надо эксплуатировать, оказывать соответствующие коммунальные услуги резидентам. Соответственно, все эти коммунальные службы будут находиться в одном месте. Административный корпус будет нашим центром, первой основной точкой, где все будет происходить.
Это решит каждый собственник, ведь помещения будут сдаваться в аренду. Цена при этом будет приемлемой. Не стоит задачи на этом заработать. В целом парк - не коммерческий проект, в нем есть элементы государственно-частного партнерства, но зарабатывать на резидентах задача не стоит. Поэтому ставки и стоимость услуг будут соответствовать рынку.
Как оказалось, эта тема не очень проста. Мы рассматриваем вариант, чтобы у нас офис оставался и в Минске, потому что работа с органами госуправления и даже взаимоотношения со СМИ предполагают наличие какой-то структуры в столице. Но, безусловно, мы исходим из того, что администрация парка все-таки должна располагаться по месту основной работы, и планируем переезжать туда. Для этого нужно и время, и готовность самого здания, и готовность нас с точки зрения иного штатного расписания. Мы хотели бы видеть свою администрацию в более усиленном варианте, чтобы она могла решать вопросы "одного окна", когда инвестор никуда не обращается, кроме администрации.
Безусловно. Функции администрации парка будут постепенно расширяться, и для их реализации посредством "одного окна" будут привлечены все органы государственного управления, осуществляющие административные процедуры для того, чтобы, придя к нам, инвесторам не пришлось обращаться в какой-либо другой госорган. Администрация парка будет осуществлять ряд административных процедур: в новом законодательстве, которое мы активно разрабатываем, это предполагается.
Но есть часть процедур специфического характера, и их исполнять могут только органы управления. Например, поселковый совет должен регистрировать граждан без гражданства или иностранных граждан. Сотрудник этого совета будет находиться на территории парка в какое-то определенное время, чтобы человек приехал и мог там зарегистрироваться, зная график работы этого уполномоченного органа.
Мы предполагаем, что все подобные органы будут собраны на первом-втором этажах рядом с администрацией. Чтобы инвестору не нужно было блуждать по лабиринтам административного здания, которое отнюдь не маленькое - на каждом этаже больше тысячи квадратных метров. Придя на первый этаж в систему "одно окно", инвестор может обратиться по тем или иным вопросам к тем службам, которые будут там представлены, или в администрацию парка. Но это не вопрос ближайших дней, для этого нужно время. Надеюсь, к концу текущего года - началу следующего система заработает.
Стратегия у нас определена и во многих документах содержатся ее элементы. Генеральный план, который утвержден постановлением Совета Министров в 2013 году №447, как раз и предопределяет стратегию в разных направлениях - территориального, производственного, логистического, научно-технического и социального развития парка. Есть также стратегия привлечения инвесторов. Ежегодно Министерством экономики во взаимодействии с управляющей компанией, администрацией парка составляется такой план. И на 2017 год он тоже уже принят. Он будет выноситься на рассмотрение белорусско-китайской рабочей группы по развитию парка. Это более 25 мероприятий.
Предложений о резидентстве к нам поступает достаточно много. И если бы мы выполняли какую-то количественную установку, могли бы на данном этапе заключить достаточное количество договоров о приходе сюда резидентов. Однако глава государства поставил четкую задачу: создавать нужно предприятия завтрашнего, послезавтрашнего дня. Это накапливаемый экономический потенциал, который должен впоследствии дать толчок в развитии экономики Беларуси. Поэтому работа выстроена по поиску высокотехнологичных, знаковых, крупных, брендовых инвесторов. Важно, чтобы инвестор пришел с инновационным производством, производством будущего.
Недавно состоялась встреча премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова с главой корпорации "Кроноспан" Питером Кайндлом. Эта корпорация реализует у нас ряд инвестиционных проектов в деревообработке. И мы такого инвестора, к примеру, приветствуем с точки зрения вхождения в "Великий камень". Такая работа у нас активно ведется. Предполагаются инвестиции в объеме около 26 млн. евро. И технология будет применяться современная - нанесения фотопленки на деревянную поверхность. Это новые материалы и новые технологии в деревообработке.
Еще один пример. Мы заключили соглашение о намерениях с китайской корпорацией "Баоляньхуа". Они видят себя резидентами парка. И здесь речь идет о технологиях в области геотермальной энергетики. Это тоже высокие технологии, альтернатива традиционным источникам энергии. Этой компанией в перспективе объявлено намерение вложить не менее $0,5 млрд. И мы, конечно, заинтересованы, чтобы привлечь этот объем инвестиций.
У нас заключено порядка 50 соглашений о намерении. Но понятно, что эта трансформируемая цифра, потому что жизнь не стоит на месте, экономика даже у этих предприятий - потенциальных инвесторов - меняется, и, соответственно, меняются запросы и отношение к вступлению в наш парк. Я не зацикливаюсь, что 50 соглашений мы заключили, и 50 предприятий должны стать резидентами. Мы видим, что из 50 есть около десяти компаний, которые мы можем подвинуть поближе и действительно рассматривать как потенциальных инвесторов.
Задача на 2017 год - как минимум удвоить количество резидентов. Максимум, к чему нужно стремиться, - это утроение. Если мы это реализуем, это должно принести в страну не менее $100 млн инвестиций.