Будет ли Беларусь расширять геологоразведку и разработку месторождений полезных ископаемых? Как изменится система обращения с отходами и станет ли мусоропереработка выгодным бизнесом в нашей стране? Сможет ли Беларусь зарабатывать на торговле квотами на выбросы парниковых газов? Получат ли продолжение белорусские антарктические экспедиции? Какой объем средств международных организаций планируется привлечь в новые белорусские экопроекты?
На эти и другие вопросы во время оnline конференции ответит министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Григорьевич Цалко.
Вопросы конференции
Ведет ли Беларусь переговоры с международными организациями о привлечении внешних заимствований и грантов на новые природоохранные проекты? По каким направлениям?
Минприроды уделяет значительное внимание вопросам привлечения внешней финансовой помощи для решения проблем в области охраны окружающей среды. Проводятся переговоры с ПРООН, ГЭФ, Европейской комиссией, Всемирным банком, ЦЕИ и другими возможными донорами для привлечения средств на реализацию проектов международной технической помощи.
Так, 27 июня нынешнего года прошли переговоры с представителями Еврокомиссии по новой Национальной программе действий для Беларуси на 2012 год с объемом выделяемого для ее реализации финансирования в размере 10-15 млн. евро. В настоящее время идет формирование основных приоритетов, целей и направлений сотрудничества в рамках данной программы. В качестве основных направлений сотрудничества определены вопросы сближения национального законодательства с нормами ЕС, развитие основных направлений "зеленой экономики" и разработка нормативной правовой базы в данной сфере. Рассматривается возможность реализации пилотных проектов в таких областях, как изменение климата и адаптация к нему, управление водными ресурсами и их охрана, обращение с отходами, сохранение биоразнообразия, мониторинг окружающей среды, обучение специалистов и передача опыта, а также региональное и местное развитие.
Кроме того, в ГЭФ были поданы заявки на финансирование в рамках 5-го цикла проектов в области изменения климата ($9,5 млн.), развития ветроэнергетики ($3,9 млн.), энергосбережения ($3,2 млн.), управления торфяными болотами ($3,1 млн.), программы малых грантов ($2,2 млн.), подготовки национальной отчетности по международным договорам ($500 тыс.), а также белорусско-украинский проект по охране подземных вод ($2,5 млн.). Вышеуказанные проекты находятся на рассмотрении в Секретариате ГЭФ, которым в 2011-2012 годах будут приняты соответствующие решения о финансировании этих проектов.
Успешно завершены переговоры с секретариатом водной конвенции и инициативой "Окружающая среда и безопасность" (ENVSEC), которыми был одобрен проект "Управление водными ресурсами бассейна реки Неман с учетом адаптации к изменению климата" и выделено финансирование на его реализацию в размере $170 тыс. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по его одобрению.
Так, 27 июня нынешнего года прошли переговоры с представителями Еврокомиссии по новой Национальной программе действий для Беларуси на 2012 год с объемом выделяемого для ее реализации финансирования в размере 10-15 млн. евро. В настоящее время идет формирование основных приоритетов, целей и направлений сотрудничества в рамках данной программы. В качестве основных направлений сотрудничества определены вопросы сближения национального законодательства с нормами ЕС, развитие основных направлений "зеленой экономики" и разработка нормативной правовой базы в данной сфере. Рассматривается возможность реализации пилотных проектов в таких областях, как изменение климата и адаптация к нему, управление водными ресурсами и их охрана, обращение с отходами, сохранение биоразнообразия, мониторинг окружающей среды, обучение специалистов и передача опыта, а также региональное и местное развитие.
Кроме того, в ГЭФ были поданы заявки на финансирование в рамках 5-го цикла проектов в области изменения климата ($9,5 млн.), развития ветроэнергетики ($3,9 млн.), энергосбережения ($3,2 млн.), управления торфяными болотами ($3,1 млн.), программы малых грантов ($2,2 млн.), подготовки национальной отчетности по международным договорам ($500 тыс.), а также белорусско-украинский проект по охране подземных вод ($2,5 млн.). Вышеуказанные проекты находятся на рассмотрении в Секретариате ГЭФ, которым в 2011-2012 годах будут приняты соответствующие решения о финансировании этих проектов.
Успешно завершены переговоры с секретариатом водной конвенции и инициативой "Окружающая среда и безопасность" (ENVSEC), которыми был одобрен проект "Управление водными ресурсами бассейна реки Неман с учетом адаптации к изменению климата" и выделено финансирование на его реализацию в размере $170 тыс. В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по его одобрению.
Недавно в Беларуси утверждена новая госпрограмма по проведению антарктических исследований на пятилетку. Каким будет присутствие нашей страны в Антарктиде? Состоится ли белорусская экспедиция в Антарктиду в нынешнем году?
Беларусь в 2011-2015 годах будет продолжать на постоянной основе в южной полярной области Земли согласованную научную и логистическую деятельность путем ежегодной отправки научных экспедиций. Результаты ее выполнения призваны обеспечивать научные, экономические и геополитические интересы государства в высокоширотных районах Земли.
Вопросы организации и дальнейшего поддержания национальной инфраструктуры Беларуси в Антарктиде должны рассматриваться в порядке приоритета. Мы планируем использовать универсальный подход к организации белорусской антарктической инфраструктуры. Он будет предусматривать создание на ранее обследованной горной террасе, расположенной в непосредственной близости от полевой базы российской антарктической экспедиции "Гора "Вечерняя", собственной сезонной станции, включающей комплекс всех необходимых производственно-технологических и служебно-жилых малогабаритных сооружений модульного типа. В 2013-2014 годах может быть изготовлен первый лабораторно – жилой модуль для белорусской антарктической базы. С учетом ранее развернутых в Антарктиде систем жизнеобеспечения, а также имеющихся там средств связи и транспорта, доставка в Антарктиду в район "Горы "Вечерняя" указанного модуля уже в ближайшие годы позволит заявить о создании сезонной белорусской станции в Антарктиде.
С учетом усиления геополитического интереса многих стран мира к южной полярной области планеты и проводимых ими активных мероприятий по укреплению своего присутствия в Антарктике, оправданным и целесообразным представляется в текущей пятилетке активное участие и Беларуси в процессах исследования и освоения Антарктики для решения внешнеполитических задач, стоящих перед страной, в первую очередь, получения статуса консультативной стороны Договора об Антарктике. С достижением такого статуса наша страна получит возможность полноправного участия в решении вопросов дальнейшей судьбы Антарктики, в том числе использования ее ресурсного потенциала.
Что касается вопроса об организации белорусской антарктической экспедиции в нынешнем году, то по полученным нами сведениям ученым советом Института Арктики и Антарктики России совместно с Российской антарктической экспедицией подтверждено согласие на участие белорусских специалистов в составе 57-й российской антарктической экспедиции. С декабря 2011 года по апрель 2012 года в составе этой экспедиции смогут принять участие от одного до трех белорусских специалистов.
Вопросы организации и дальнейшего поддержания национальной инфраструктуры Беларуси в Антарктиде должны рассматриваться в порядке приоритета. Мы планируем использовать универсальный подход к организации белорусской антарктической инфраструктуры. Он будет предусматривать создание на ранее обследованной горной террасе, расположенной в непосредственной близости от полевой базы российской антарктической экспедиции "Гора "Вечерняя", собственной сезонной станции, включающей комплекс всех необходимых производственно-технологических и служебно-жилых малогабаритных сооружений модульного типа. В 2013-2014 годах может быть изготовлен первый лабораторно – жилой модуль для белорусской антарктической базы. С учетом ранее развернутых в Антарктиде систем жизнеобеспечения, а также имеющихся там средств связи и транспорта, доставка в Антарктиду в район "Горы "Вечерняя" указанного модуля уже в ближайшие годы позволит заявить о создании сезонной белорусской станции в Антарктиде.
С учетом усиления геополитического интереса многих стран мира к южной полярной области планеты и проводимых ими активных мероприятий по укреплению своего присутствия в Антарктике, оправданным и целесообразным представляется в текущей пятилетке активное участие и Беларуси в процессах исследования и освоения Антарктики для решения внешнеполитических задач, стоящих перед страной, в первую очередь, получения статуса консультативной стороны Договора об Антарктике. С достижением такого статуса наша страна получит возможность полноправного участия в решении вопросов дальнейшей судьбы Антарктики, в том числе использования ее ресурсного потенциала.
Что касается вопроса об организации белорусской антарктической экспедиции в нынешнем году, то по полученным нами сведениям ученым советом Института Арктики и Антарктики России совместно с Российской антарктической экспедицией подтверждено согласие на участие белорусских специалистов в составе 57-й российской антарктической экспедиции. С декабря 2011 года по апрель 2012 года в составе этой экспедиции смогут принять участие от одного до трех белорусских специалистов.
Реальны ли шансы Беларуси воспользоваться механизмами продажи квот на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола, срок действия которого истекает в 2012 году? Сколько стран на сегодняшний день ратифицировало белорусскую поправку к протоколу, и какой будет позиция Беларуси в рамках нового посткиотского соглашения?
Доступ Беларуси к механизмам Киотского протокола - проектам совместного осуществления и международной продаже квот на выбросы парниковых газов - возможен только при условии ратификации трети четвертых сторон Киотского протокола поправки к приложению "В" Киотского протокола, устанавливающей количество разрешенных выбросов для страны на период с 2008-го по 2012 годы. Несмотря на усилия, предпринимаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством иностранных дел, к настоящему времени мы имеем только 24 ратификации из 143, необходимых для вступления белорусской поправки в силу.
Необходимо также учесть, что даже при условии ратификации нашей поправки в 2011-м или 2012 году, расчет установленного количества выбросов парниковых газов Беларуси и проверка этих данных международными экспертами может занять до 12 месяцев. Таким образом, участие страны в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов до 2012 года маловероятно.
Вместе с тем, анализ прогнозируемого роста ВВП и промышленного производства, а также дальнейшее вовлечение в топливно-энергетический баланс менее экологичных видов топлива, продиктованное необходимостью повышения энергетической безопасности страны и снижения импорта дорогостоящих энергоносителей, позволяет сделать вывод о том, что в будущем может наблюдаться тенденция увеличения выбросов парниковых газов. В таких условиях необходимо тщательно подходить к решению вопроса о возможной продаже части квоты на выбросы парниковых газов. По мнению отдельных ученых, в том числе академика Владимира Логинова, до конца первого периода обязательств по Киотскому протоколу (2012 год) такая продажа нецелесообразна ввиду вышеприведенных причин, а также необходимости сохранения квоты на выбросы как долгосрочного актива страны, ценность которого в рамках нового международного климатического соглашения только возрастет.
Переговоры по новому международному климатическому соглашению проходят в напряженной обстановке, так как все страны понимают, что новый режим ответственности предполагает более жесткие обязательства по снижению выбросов парниковых газов, требования к национальной отчетности и мерам, реализуемым для предотвращения необратимых последствий изменения климата и адаптации наиболее уязвимых секторов экономики и экосистем.
В отношении количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов на период до 2020 года Беларусь заявила о готовности достичь показателя минус 5-10% к уровню выбросов 1990 года при условии доступа к финансовым механизмам в рамках нового климатического соглашения.
Учитывая, что Беларусь обладает значительными водно-болотными ресурсами и играет важную роль в их сохранении на европейском уровне, в том числе предпринимая ряд шагов по восстановлению нарушенных торфяников, отстаивается позиция по учету особой роли торфяников, водно-болотных и лесных экосистем в поглощении углерода с целью использования этих данных для выполнения обязательств или продажи сокращений выбросов, полученных в результате реализации проектов в этой области, после 2012 года.
Необходимо также учесть, что даже при условии ратификации нашей поправки в 2011-м или 2012 году, расчет установленного количества выбросов парниковых газов Беларуси и проверка этих данных международными экспертами может занять до 12 месяцев. Таким образом, участие страны в международной торговле квотами на выбросы парниковых газов до 2012 года маловероятно.
Вместе с тем, анализ прогнозируемого роста ВВП и промышленного производства, а также дальнейшее вовлечение в топливно-энергетический баланс менее экологичных видов топлива, продиктованное необходимостью повышения энергетической безопасности страны и снижения импорта дорогостоящих энергоносителей, позволяет сделать вывод о том, что в будущем может наблюдаться тенденция увеличения выбросов парниковых газов. В таких условиях необходимо тщательно подходить к решению вопроса о возможной продаже части квоты на выбросы парниковых газов. По мнению отдельных ученых, в том числе академика Владимира Логинова, до конца первого периода обязательств по Киотскому протоколу (2012 год) такая продажа нецелесообразна ввиду вышеприведенных причин, а также необходимости сохранения квоты на выбросы как долгосрочного актива страны, ценность которого в рамках нового международного климатического соглашения только возрастет.
Переговоры по новому международному климатическому соглашению проходят в напряженной обстановке, так как все страны понимают, что новый режим ответственности предполагает более жесткие обязательства по снижению выбросов парниковых газов, требования к национальной отчетности и мерам, реализуемым для предотвращения необратимых последствий изменения климата и адаптации наиболее уязвимых секторов экономики и экосистем.
В отношении количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов на период до 2020 года Беларусь заявила о готовности достичь показателя минус 5-10% к уровню выбросов 1990 года при условии доступа к финансовым механизмам в рамках нового климатического соглашения.
Учитывая, что Беларусь обладает значительными водно-болотными ресурсами и играет важную роль в их сохранении на европейском уровне, в том числе предпринимая ряд шагов по восстановлению нарушенных торфяников, отстаивается позиция по учету особой роли торфяников, водно-болотных и лесных экосистем в поглощении углерода с целью использования этих данных для выполнения обязательств или продажи сокращений выбросов, полученных в результате реализации проектов в этой области, после 2012 года.
Сможет ли Беларусь получить дополнительное финансирование со стороны иностранных компаний за счет выхода на добровольный рынок сокращений парниковых газов?
Большая часть добровольных проектов реализуется в странах, не включенных в приложение I к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, или странах, не удовлетворяющих требованиям ни одного типа торговли выбросами согласно Киотскому протоколу, например, в Турции, США, Индии, Бразилии, Таиланде, Китае, Боливии.
Беларусь, которая не имеет доступа к экономическим механизмам Киотского протокола до установления квоты на выбросы парниковых газов на период 2008-2012 годы, заинтересована в выходе на добровольный рынок сокращений выбросов парниковых газов. Перспективные проекты могут быть реализованы в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения, повышения энергоэффективности, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорта, обращения с отходами, лесном хозяйстве.
В период с 2007 по 2011 годы 27 проектных предложений, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, получили письма о поддержке со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, из них 2 проекта по строительству биогазовых комплексов, на которые разработана полная проектная документация, получили также письма одобрения. К настоящему времени профинансировано и реализовано 13 проектов (из них 6 энергетических), оставшиеся 14 предложений находятся на стадии проектной идеи и нуждаются в инвестициях.
Реализация проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов не предполагает привлечения масштабных инвестиций, однако позволяет получить опыт подготовки и реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов, который будет особенно востребован после 2012 года в рамках нового климатического соглашения. Подобные проекты помогают увеличивать внешнее финансирование для внедрения энергосберегающих и более чистых технологий, что соответствует приоритетам социально-экономической политики нашего государства.
Интерес к проектам по добровольному сокращению выбросов парниковых газов проявляют, в основном, европейские компании, которые заботятся об экологической и социальной ответственности бизнеса. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в частности, ведет переговоры с одной из немецких компаний о возможности партнерства. Совместный проект предполагает проведение заболачивания деградированных торфяных месторождений для получения и последующей продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов, а также продажу сокращений выбросов с уже заболоченных территорий.
Беларусь, которая не имеет доступа к экономическим механизмам Киотского протокола до установления квоты на выбросы парниковых газов на период 2008-2012 годы, заинтересована в выходе на добровольный рынок сокращений выбросов парниковых газов. Перспективные проекты могут быть реализованы в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения, повышения энергоэффективности, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорта, обращения с отходами, лесном хозяйстве.
В период с 2007 по 2011 годы 27 проектных предложений, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, получили письма о поддержке со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, из них 2 проекта по строительству биогазовых комплексов, на которые разработана полная проектная документация, получили также письма одобрения. К настоящему времени профинансировано и реализовано 13 проектов (из них 6 энергетических), оставшиеся 14 предложений находятся на стадии проектной идеи и нуждаются в инвестициях.
Реализация проектов по добровольному сокращению выбросов парниковых газов не предполагает привлечения масштабных инвестиций, однако позволяет получить опыт подготовки и реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов, который будет особенно востребован после 2012 года в рамках нового климатического соглашения. Подобные проекты помогают увеличивать внешнее финансирование для внедрения энергосберегающих и более чистых технологий, что соответствует приоритетам социально-экономической политики нашего государства.
Интерес к проектам по добровольному сокращению выбросов парниковых газов проявляют, в основном, европейские компании, которые заботятся об экологической и социальной ответственности бизнеса. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, в частности, ведет переговоры с одной из немецких компаний о возможности партнерства. Совместный проект предполагает проведение заболачивания деградированных торфяных месторождений для получения и последующей продажи единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов, а также продажу сокращений выбросов с уже заболоченных территорий.
Как вы оцениваете перспективы развития в Беларуси солнечной и ветроэнергетики? В Беларуси запланировано строительство сразу нескольких ветропарков, однако их создание идет крайне медленно, а ведь такие источники энергии могут успешно замещать дорогостоящие газ и нефть… Ведутся ли переговоры с инвесторами о совместных проектах в солнечной энергетике, которая у нас практически не развита?
Использование энергии ветра и солнца - как возобновляемых и альтернативных основным видам топлива источников энергии - в Беларуси находится в начальной стадии. В соответствии с Национальной программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы в нашей стране предусматривается строительство ветроэнергетических установок и ветропарков суммарной установленной мощностью 440-460 МВт. Планируется возведение от 199 до 224 ветроэнергетических установок различной мощности в Витебской, Минской и Могилевской областях.
По метеорологическим показателям на территории Беларуси есть достаточно площадок для потенциального размещения ветроэнергетических установок и ветропарков: если у поверхности земли средние годовые скорости ветра в перспективных районах составляют 3,5 - 4 м/с, то на высоте, например, 100 м от поверхности земли по расчетам они составят свыше 6 - 6,5 м/с.
Ветроэнергетика требует значительных капиталовложений, и государству такие затраты не под силу. Выход - привлечение средств инвесторов, в том числе иностранных. Таким примером является взаимодействие с немецкой компанией "Энертраг", планирующей возведение ветроэнергетических установок и ветропарков в Минской области. В Новогрудском районе Гродненской области уже запущена ветроэнергетическая установка китайской фирмы HEAG, установленной мощностью 1,5 МВт. Продолжается эксплуатация двух ветроэнергетических установок возле д. Занарочь Мядельского района Минской области.
Если говорить о перспективах развития солнечной энергии, то здесь, как и в других государствах, все в значительной степени зависит от технического уровня развития преобразователей энергии, в частности, от их коэффициента полезного действия, который для климатических условий нашей стране недостаточен.
Тем не менее, специалисты Научно-практического центра по материаловедению Национальной академии наук Беларуси принимают участие в крупном международном проекте в области солнечной энергетики. Во взаимодействии с российскими и немецкими коллегами белорусские физики разрабатывают новые материалы для солнечных элементов и преобразователей солнечной энергии. Так, в партнерстве с экспертами из Института минералогии, кристаллографии и материаловедения Университета Лейпцига при финансовой поддержке Германского авиационно-космического центра отечественные ученые еще в прошлом году разработали уникальный наноструктурированный материал, который открывает новые возможности в сфере производства элементов для солнечной энергетики.
По метеорологическим показателям на территории Беларуси есть достаточно площадок для потенциального размещения ветроэнергетических установок и ветропарков: если у поверхности земли средние годовые скорости ветра в перспективных районах составляют 3,5 - 4 м/с, то на высоте, например, 100 м от поверхности земли по расчетам они составят свыше 6 - 6,5 м/с.
Ветроэнергетика требует значительных капиталовложений, и государству такие затраты не под силу. Выход - привлечение средств инвесторов, в том числе иностранных. Таким примером является взаимодействие с немецкой компанией "Энертраг", планирующей возведение ветроэнергетических установок и ветропарков в Минской области. В Новогрудском районе Гродненской области уже запущена ветроэнергетическая установка китайской фирмы HEAG, установленной мощностью 1,5 МВт. Продолжается эксплуатация двух ветроэнергетических установок возле д. Занарочь Мядельского района Минской области.
Если говорить о перспективах развития солнечной энергии, то здесь, как и в других государствах, все в значительной степени зависит от технического уровня развития преобразователей энергии, в частности, от их коэффициента полезного действия, который для климатических условий нашей стране недостаточен.
Тем не менее, специалисты Научно-практического центра по материаловедению Национальной академии наук Беларуси принимают участие в крупном международном проекте в области солнечной энергетики. Во взаимодействии с российскими и немецкими коллегами белорусские физики разрабатывают новые материалы для солнечных элементов и преобразователей солнечной энергии. Так, в партнерстве с экспертами из Института минералогии, кристаллографии и материаловедения Университета Лейпцига при финансовой поддержке Германского авиационно-космического центра отечественные ученые еще в прошлом году разработали уникальный наноструктурированный материал, который открывает новые возможности в сфере производства элементов для солнечной энергетики.
Сегодня много говорят о преимуществах Таможенного союза. Выиграет ли от объединения экология? Какие плюсы в едином экологическом пространстве Беларуси, России и Казахстана?
Здесь можно остановиться на сразу нескольких аспектах. Возьмем, к примеру, обращение с отходами. Глубокая интеграция с Россией и Казахстаном позволит нам перенимать положительной опыт в разработке законодательных актов в части обращения с отходами и в реализации их на практике. Также интеграция снимает барьеры для миграции технологий, а формирование ЕЭП создает благоприятные условия для появления в Беларуси инвестиционных проектов, направленных на организацию производств по переработке отходов.
И это далеко не все плюсы. Упростится, к примеру, система распределения автомобилей по экологическим классам. Принятие единых или гармонизированных стандартов и технических регламентов по нормам выбросов загрязняющих веществ в зависимости от экологического класса позволит установить дифференцированные нормы выбросов и обеспечить единые требования по контролю и регулировке содержания загрязняющих веществ при предпродажной подготовке, проведении технического обслуживания, технического осмотра и других видах деятельности и оказания услуг в этом секторе.
Введенная в действие система лицензирования перемещения озоноразрушающих веществ по границе таможенного союза и регистрации перемещения этих веществ внутри стран - участниц позволит минимизировать возможные случаи неконтролируемого ввоза и перемещения озоноразрушающих веществ, обеспечить прозрачность выполнения принятых странами обязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
И это далеко не все плюсы. Упростится, к примеру, система распределения автомобилей по экологическим классам. Принятие единых или гармонизированных стандартов и технических регламентов по нормам выбросов загрязняющих веществ в зависимости от экологического класса позволит установить дифференцированные нормы выбросов и обеспечить единые требования по контролю и регулировке содержания загрязняющих веществ при предпродажной подготовке, проведении технического обслуживания, технического осмотра и других видах деятельности и оказания услуг в этом секторе.
Введенная в действие система лицензирования перемещения озоноразрушающих веществ по границе таможенного союза и регистрации перемещения этих веществ внутри стран - участниц позволит минимизировать возможные случаи неконтролируемого ввоза и перемещения озоноразрушающих веществ, обеспечить прозрачность выполнения принятых странами обязательств в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Какой будет политика Беларуси в области поиска и разработки залежей нефти на ближайшую пятилетку? Запасы углеводородов в стране на уже разведанных месторождениях истощаются, в связи с этим изменится ли география поиска нефти в Беларуси и технологии ее добычи?
В Беларуси разведано 75 месторождений нефти, наиболее крупные из которых расположены в Северной части Припятского прогиба. В настоящее время разрабатывается 61 месторождение нефти. Обеспеченность добычи нефти на уровне 2010 года промышленными запасами составляет около 33 лет.
Для замедления темпов естественного снижения объемов добычи нефти в связи с истощением активных и ростом трудноизвлекаемых запасов планируется ускорить завершение разведочных работ на выявленных месторождениях нефти, расширить географию поисков и продолжить изучение недостаточно исследованных районов и комплексов. Планируется также продолжить работы по вводу в эксплуатацию ранее законсервированных скважин и месторождений, применять современные методы интенсификации добычи нефти.
Кроме Припятской нефтегазоносной области, на территории Беларуси специалистами и учеными выделены две возможно нефтеперспективные области в Оршанской и Подлясско-Брестской впадинах. Они характеризуются недостаточной изученностью и небольшой мощностью осадочного чехла. Начато региональное изучение этих территорий. По его результатам будут определены направления дальнейших геологоразведочных работ по нефти.
Для замедления темпов естественного снижения объемов добычи нефти в связи с истощением активных и ростом трудноизвлекаемых запасов планируется ускорить завершение разведочных работ на выявленных месторождениях нефти, расширить географию поисков и продолжить изучение недостаточно исследованных районов и комплексов. Планируется также продолжить работы по вводу в эксплуатацию ранее законсервированных скважин и месторождений, применять современные методы интенсификации добычи нефти.
Кроме Припятской нефтегазоносной области, на территории Беларуси специалистами и учеными выделены две возможно нефтеперспективные области в Оршанской и Подлясско-Брестской впадинах. Они характеризуются недостаточной изученностью и небольшой мощностью осадочного чехла. Начато региональное изучение этих территорий. По его результатам будут определены направления дальнейших геологоразведочных работ по нефти.
Принес ли первые результаты один из наиболее интересных проектов в области геологоразведки, о котором недавно заявили в департаменте по геологии – по поиску в районе Бреста сланцевого газа? Насколько реально его обнаружение в недрах нашей страны?
Поиски сланцевого газа находятся в стадии теоретической подготовки перспективных площадок. Хочу подчеркнуть, поиски сланцевого газа - это довольно продолжительный - 5 и более лет - и дорогостоящий проект. Сегодня мы проводим технологические консультации с компаниями Польши, Литвы, США и других стран, имеющих уже опыт в поисках сланцевого газа. Что касается участка под Брестом, то нами подготовлены предложения по передаче его в концессию для осуществления поиска сланцевого газа.
Каковы планы по привлечению инвестиций в создание в Беларуси новых производств по розливу питьевой воды? Будут ли строиться новые заводы, с инвесторами из каких стран ведутся переговоры? Беларусь ежегодно потребляет лишь малую часть пресных подземных и минеральных вод, большой потенциал в этой области по-прежнему остается незадействованным…
Беларусь обладает большими ресурсами пресных подземных вод, разведанные эксплуатационные запасы которых составляют 6,4 млн.м.куб/сут. Одна из первоочередных задач геологической службы страны заключается в том, чтобы в ближайшие 10 - 15 лет подготовить к промышленному освоению запасы пресных подземных вод для полного перевода централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные источники, исключив использование поверхностных вод.
Если говорить о белорусских минеральных водах, то по своему качеству и бальнеологическим свойствам они не уступают минеральным водам Западной Европы и Кавказа. Среди них наиболее распространены хлоридные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, хлоридно-сульфатные, а также сероводородные, железистые и радоновые минеральные воды. На их основе функционируют многие здравницы, санатории и профилактории, работают предприятия и цеха по разливу лечебных питьевых и лечебно-столовых минеральных вод. Однако этот вид минеральных ресурсов в настоящее время, к сожалению, не используется как источник экспортного сырья и не приносит валютных поступлений в бюджет страны.
Потенциальным сырьем для налаживания в Беларуси собственного производства йода, брома и других ценных элементов являются высокоминерализованные подземные рассолы хлоридного типа, выявленные в пределах Припятского прогиба. Пока на данном этапе заинтересованность инвестировать в создание производств по розливу питьевых вод в нашей стране проявили иранская и китайские компании.
Если говорить о белорусских минеральных водах, то по своему качеству и бальнеологическим свойствам они не уступают минеральным водам Западной Европы и Кавказа. Среди них наиболее распространены хлоридные, сульфатные, сульфатно-хлоридные, хлоридно-сульфатные, а также сероводородные, железистые и радоновые минеральные воды. На их основе функционируют многие здравницы, санатории и профилактории, работают предприятия и цеха по разливу лечебных питьевых и лечебно-столовых минеральных вод. Однако этот вид минеральных ресурсов в настоящее время, к сожалению, не используется как источник экспортного сырья и не приносит валютных поступлений в бюджет страны.
Потенциальным сырьем для налаживания в Беларуси собственного производства йода, брома и других ценных элементов являются высокоминерализованные подземные рассолы хлоридного типа, выявленные в пределах Припятского прогиба. Пока на данном этапе заинтересованность инвестировать в создание производств по розливу питьевых вод в нашей стране проявили иранская и китайские компании.
Владимир Григорьевич, в марте Беларусь объявила конкурсы по поиску инвесторов для разработки крупных месторождений полезных ископаемых. Подведены ли предварительные итоги? Компании каких стран проявили наибольшую активность и кого мы можем рассматривать в качестве основных партнеров по объявленным проектам? Будут ли либерализированы подходы в работе с инвесторами?
Впервые вопрос о конкурсе был поставлен для министерства на IV Всебелорусском собрании. Тогда Президент Беларуси обратил внимание в своем докладе, что у нас есть недра, которые необходимо разрабатывать и предлагать инвесторам. В связи с этим мы подготовили и предложили на конкурс 5 бизнес-проектов. Интерес к ним проявлен очень большой. В течение первых двух недель после объявления конкурса поступали десятки звонков от различных фирм из Америки, Канады, Китая, европейских стран и других. Этот интерес продолжается и сегодня. Мы уже подвели предварительные итоги по Ситницкому месторождению. По нему был объявлен тендер, и там уже есть явные инвесторы. Не буду пока называть их, отмечу только, что в основном это зарубежные компании. По остальным ведутся переговоры. Могут быть различные варианты, уже есть несколько предложений. Но поскольку это касается в основном стратегического сырья, то, по нашему законодательству, решение по ним будет принимать Президент. По одному из них подписан указ главой государства. Ведутся переговоры еще по двум месторождениям. Работа идет, и я предполагаю, ближе к осени мы уже на что-то выйдем.
Слышала, что в Беларуси собираются создавать новое предприятие "Зарубежгеология". По-вашему, реально ли оно поможет в привлечении зарубежных компаний в геологоразведку Беларуси? Расскажите, это будет белорусское предприятие или СП?
Когда мы этот вопрос рассмотрели на коллегии министерства, мы проанализировали предложения по работе, которые нам предлагают за рубежом, и пришли к выводу, что сегодня в рамках существующей системы не в силах увеличить объемы геологоразведки в Беларуси и выехать за пределы. Поэтому было принято решение создать "Зарубежгеологию". Недавно подписали приказ. И мы полагаем, что без этой структуры мы не сможем обойтись. Как и с кем работать - ведутся переговоры. Есть предложения создать совместную компанию, где внесут деньги, или на основе существующей базы. В течение месяца мы придем к какой-то схеме. Я считаю, это принесет свои положительные плоды Беларуси, и мы начнем зарабатывать валютные средства. В этом году создадим предприятие. Много предложений сегодня из Африки, из Азии и других. Нам предлагают совместное предприятие создать также некоторые компании Беларуси.
Как вы можете прокомментировать сообщения о том, что белорусская АЭС будет расположена на тектоническом разломе?
Это не так. Висагинская АЭС вообще будет строиться на плохой территории. Что касается Островецкой площадки, то она подходит по всем параметрам. К тому же белорусская АЭС будет иметь четырехуровневую систему безопасности, и если что-то и произойдет, то за пределы здания реактора ничего не выйдет. Если японские АЭС имеют два уровня безопасности, то белорусская будет иметь четыре.