Противодействие лжепредпринимательству - одно из основных направлений работы финансовой милиции. Ежегодно работники органов финансовых расследований пресекают незаконную деятельность десятков преступных групп, ликвидируются сотни подставных компаний, на счетах лжеструктур арестовываются миллиарды рублей. Лжепредприниматели способствуют уклонению от уплаты налогов субъектов реального сектора экономики, они создают почву для недобросовестной конкуренции между теми, кто работает в рамках законодательства, и теми, кто пользуется услугами преступных групп.
28 января 2015 года вступают в силу изменения и дополнения в Уголовный кодекс, которые в том числе коснутся ответственности за лжепредпринимательство - она не усилится, но расширится сфера ее применения. В чем заключаются эти изменения? Будут ли привлекаться к уголовной ответственности зицпредседатели? Как финансовая милиция будет бороться с регистрацией подставных компаний на иностранцев? Каков портрет преступных групп в сфере лжепредпринимательства? Возможно ли введение электронного администрирования уплаты НДС в Беларуси, и как оно повлияет на уплату налогов?
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 23 января после 14.00.
28 января 2015 года вступают в силу изменения и дополнения в Уголовный кодекс, которые в том числе коснутся ответственности за лжепредпринимательство - она не усилится, но расширится сфера ее применения. В чем заключаются эти изменения? Будут ли привлекаться к уголовной ответственности зицпредседатели? Как финансовая милиция будет бороться с регистрацией подставных компаний на иностранцев? Каков портрет преступных групп в сфере лжепредпринимательства? Возможно ли введение электронного администрирования уплаты НДС в Беларуси, и как оно повлияет на уплату налогов?
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 23 января после 14.00.
Вопросы конференции
Здравствуйте! Благодаря усилиям работников Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля в бюджет государства возвращаются огромные денежные средства. Интересно, выплачивают ли материальное поощрение сотрудникам ДФР за успешные операции?
Безусловно, за успешность и добросовестность исполнения работниками своих служебных обязанностей, выполнение ими заданий особой важности и сложности к ним применяются предусмотренные законодательством меры поощрения (имеется ввиду награждение ценным подарком или денежной премией). Если вести речь о суммах премий по сравнению со взысканными (обращенными в доход государства), то они незначительны. Тем не менее, важна не только материальная составляющая поощрения, но и моральная сторона: работник осознает, что результаты его работы не только замечены руководством, но и оценены. Это дает определенный стимул для повышения качества и результативности деятельности.
Каков "портрет" преступных групп в сфере лжепредпринимательства?
Сливки снимают лидеры финансового подполья. Они ездят на дорогих автомобилях, живут в элитных квартирах, владеют роскошными загородными домами, в отпуск отправляются на острова. На первый взгляд, это обычные успешные бизнесмены и бизнесвумен, многие из них помимо нелегальных структур имеют белый бизнес, который подпитывают незаконно полученными деньгами.
Так, например, по материалам Департамента финансовых расследований в 2014 году было возбуждено уголовное дело по фактам осуществления незаконной предпринимательской деятельности (статья 233 Уголовного кодекса), в отношении ряда лиц, которые проводили для субъектов хозяйствования реального сектора экономики и физических лиц фиктивные финансовые операции по перечислению, обмену, конверсии и обналичиванию денежных средств. Они использовали реквизиты, расчетные счета, печати и бланки бухгалтерских документов подконтрольной 71 лжепредпринимательской структуры, а также карт-счета и текущие счета 24 физических лиц. В результате своей незаконной деятельности они получили доход в особо крупном размере - свыше Br250 млрд. Кстати, основным действующим лицом данной группы был кандидат экономических наук.
Выявлялись ли факты спекуляции валютой среди работников обменников?
Нет, органами финансовых расследований таких фактов не выявлялось. Косвенно это связано с тем, что каждый обменный пункт, как правило, оборудован системой аудиовидеонаблюдения и далеко не каждый работник банка готов пойти на какие-либо спекуляции "под дулом" видеокамеры и в результате потерять работу.
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере был создан два года назад. Сколько в него включено субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей? Насколько эффективна данная мера, помогает ли этот реестр добропорядочным компаниям избежать сомнительных сделок?
Реестр был создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года №488. За два года в этот реестр было включено более 4,5 тыс. субъектов хозяйствования. Считаем, что реализация норм указа №488 позволила значительно ослабить позиции лжепредпринимательских структур. Так, по сравнению с 2010 годом существенно снизился оборот безналичных платежей лжеструктур, выявленных органами финансовых расследований Комитета госконтроля (ОФР), по отношению к валовому внутреннему продукту. И еще. Если раньше, как правило, период их преступной деятельности был от полугода до полутора лет, то в последнее время мы сталкиваемся с тем, что лжеструктуры существуют в среднем 1-3 месяца. При этом сложившаяся ситуация в основном обусловлена наличием спроса на услуги лжеструктур со стороны субъектов хозяйствования реального сектора экономики. Что касается добропорядочных субъектов хозяйствования, то избежать сомнительных сделок, руководствуясь только лишь информацией из реестра, им не удастся. Вместе с тем, при проведении проверочных мероприятий ОФР оценивается вся совокупность обстоятельств заключения сделок, а также учитываются те меры, которые предприняли потенциально добропорядочные субъекты, чтобы избежать взаимоотношений с лжеструктурами. Кстати, мы периодически рассматриваем жалобы компаний по факту доначисления им платежей в бюджет - ссылаясь на свою добропорядочность, они указывают, что не знали и не могли знать, что их контрагент является лжеструктурой. Вместе с тем, когда мы задаем вопрос, кто конкретно представлял интересы лжеструктуры и был ли он уполномочен надлежащим образом на совершение юридически значимых действий, то, как правило, в ответ слышим... молчание.
Каковы результаты деятельности ДФР за 2014 год?
В 2014 году органами финансовых расследований Комитета государственного контроля выявлено 1021 преступление, 365 из них относятся к категории тяжких. По результатам работы финансовой милиции в бюджет поступило Br330,3 млрд. Проведено 10,8 тыс. профилактических мероприятий, предотвращено нанесение материального ущерба на сумму Br720,9 млрд.
Основные усилия ДФР КГК были сосредоточены на борьбе с лжепредпринимательством. В прошлом году пресечена деятельность 327 лжепредпринимательских структур, на счетах которых заблокировано более Br44 млрд; по фактам осуществления лжепредпринимательства выявлено 62 преступления. В сфере незаконной предпринимательской деятельности выявлено 139 преступлений, из них 19 - в отношении организованных групп. По фактам уклонения от уплаты налогов, сборов выявлено 358 преступлений, к административной ответственности привлечено более 550 юридических и физических лиц. Что касается противодействия криминальному банкротству, то выявлено 31 преступление.
Также органами финансовых расследований в минувшем году проведены проверки 81 субъекта хозяйствования, у которых выявлены нарушения требований указа №178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". Сумма наложенных штрафов превысила Br22,3 млрд, из которых в бюджет поступило Br10,1 млрд.
Добрый день! У меня такой вопрос. Планируется ли дополнить реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с риском совершения правонарушений в экономической сфере сведениями о физических лицах, на которых регистрируются лжеструктуры? Ранее такая информация была озвучена.
Пока о планах и конкретных сроках говорить еще рано. В настоящее время данный вопрос находится в стадии проработки, в том числе с учетом затрат, необходимых для его реализации, и ожидаемых результатов от его введения.
Будет ли в Беларуси внедрено электронное администрирование уплаты НДС? Чему это будет способствовать? Какие страны уже внедрили эту новацию?
Полагаем, что будет. В настоящее время Советом Министров реализуются предложения КГК по введению в республике механизма электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Планируемый срок введения - 2016 год.
Система электронного администрирования НДС обрабатывает информацию о потоках проведенных товарных операций по всей стране в режиме реального времени, что позволяет контролировать обоснованность и достоверность выставляемых счетов-фактур по НДС в момент их выписки, то есть фирма-однодневка не сможет выписать счет-фактуру по НДС на реализацию товара, которого у нее не имеется (ранее не приобретался по стоимости с включенным НДС).
Подобные системы эффективно применяются в настоящее время в целях противодействия налоговому мошенничеству и лжепредпринимательству в странах Евросоюза, Украине и других государствах.
Например, в результате внедрения такой системы в Азербайджане НДС оказался под полным налоговым контролем и был зафиксирован значительный рост налоговых поступлений. При первоначальном применении депозитного счета в 2008 году поступления по НДС по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличились на 76,3%, а в 2011 году выросли в 3 раза.
Например, в результате внедрения такой системы в Азербайджане НДС оказался под полным налоговым контролем и был зафиксирован значительный рост налоговых поступлений. При первоначальном применении депозитного счета в 2008 году поступления по НДС по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличились на 76,3%, а в 2011 году выросли в 3 раза.
В каких видах деятельности наиболее часто выявляются факты использования лжепредпринимательских структур?
Прежде всего, лжепредпринимательство распространено в сфере потребительского рынка, строительства, во внешнеэкономической деятельности. В принципе, в той или иной степени данное явление имеет место во всех сферах экономики.
Будет ли усилена ответственность за "профессиональное" лжепредпринимательство?
В ближайшее время уголовная ответственность за лжепредпринимательство не усилится, но вот сфера ее применения расширится. Так, 28 января 2015 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2015 года № 241-З, которым вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс. Они направлены на совершенствование уголовно-правовой квалификации действий лиц за создание лжепредпринимательских структур (статья 234 УК изложена в новой редакции), а также введение специальной уголовной ответственности в отношении лиц, незаконно распоряжающихся денежными средствами по банковским счетам (дополнение УК статьей 2341). В частности, будет подлежать криминализации деятельность по государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также созданию или приобретению юридического лица (доли в уставном фонде) на имя подставного лица, повлекшее причинение ущерба в крупном размере либо сопряженная с получением незаконной имущественной выгоды в таком же размере (статья 234 УК). То есть данные изменения направлены на фактических инициаторов и организаторов лжеструктур, а не лиц, формально выступивших в качестве учредителей или зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей. Криминализация действий, содержащихся в статье 2341 УК, в корреспонденции с дополняемой законом статьей 11.81 КоАП обусловлена необходимостью противодействия проведению незаконных безналичных платежей, которые используются для взаиморасчетов по бестоварным сделкам, для обналичивания денежных средств, а также в целях введения в заблуждение мошенниками добросовестных налогоплательщиков, которые полагают, что совершение платежей по безналичному расчету гарантирует порядочность их партнера. Введение этой нормы, полагаем, позволит правоохранительным органам эффективнее пресекать деятельность подпольных офисов, в которых неуполномоченные лица проводят незаконные платежи, используя ключи доступа к банковским счетам лжеструктур, в том числе и иностранных компаний.
Какие еще дополнения и изменения вносятся новым законом и касаются ли они деятельности органов финансовых расследований?
Хочу подчеркнуть, что дополнения и изменения не только касаются деятельности ОФР, но и отдельные его положения были инициированы нашим департаментом. В целом закон № 241-З достаточно масштабный. С момента его первоначальной редакции и до подписания главой государства прошло довольно много времени.
Обо всех нововведениях в рамках онлайн-конференции рассказать затруднительно. Остановимся лишь на некоторых из них, непосредственно относящихся к деятельности ОФР. Так, в новой редакции изложена статья 233 - в частности, будет подлежать криминализации предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной и сопряженная с получением дохода в крупном размере. Изменен подход к определению размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), при котором из общей выручки будут вычитаться косвенные налоги и документально подтвержденные затраты. Также вносятся изменения в статью 242 УК, согласно которой преступлением будет являться уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения кредиторской задолженности в крупном размере не только по вступившему в законную силу решению суда, но также и по определению или постановлению суда. Кроме этого, органы финансовых расследований дополнительно наделяются полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, что позволит ОФР более качественно осуществлять задачи по обеспечению экономической безопасности государства.
Обо всех нововведениях в рамках онлайн-конференции рассказать затруднительно. Остановимся лишь на некоторых из них, непосредственно относящихся к деятельности ОФР. Так, в новой редакции изложена статья 233 - в частности, будет подлежать криминализации предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной и сопряженная с получением дохода в крупном размере. Изменен подход к определению размера дохода от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), при котором из общей выручки будут вычитаться косвенные налоги и документально подтвержденные затраты. Также вносятся изменения в статью 242 УК, согласно которой преступлением будет являться уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения кредиторской задолженности в крупном размере не только по вступившему в законную силу решению суда, но также и по определению или постановлению суда. Кроме этого, органы финансовых расследований дополнительно наделяются полномочиями осуществлять дознание по уголовным делам о коррупционных преступлениях в экономической сфере, что позволит ОФР более качественно осуществлять задачи по обеспечению экономической безопасности государства.
Ранее сообщалось, что в Беларуси возрастает число случаев регистрации лжеструктур на иностранцев. Удается ли их привлекать к ответственности?
Это достаточно сложно по объективными обстоятельствам. В первую очередь, это связано со сбором доказательств на территории иностранного государства, а также обусловлено тем, что данные лица, как правило, являются подставными и вводятся в заблуждение фактическими организаторами лжестурктур относительно действительных целей деятельности регистрируемых субъектов хозяйствования. Их роль преимущественно сводится к государственной регистрации (созданию) субъекта хозяйствования и передаче документов лицам, непосредственно или опосредовано причиняющим ущерб с использованием этих структур.
В условиях расширения интеграционных процессов экономическая преступность, в том числе связанная со лжепредпринимательством, активизируется в силу увеличения товарооборота и финансовых потоков между странами-участницами. Как противостоять росту межгосударственной преступности?
Действительно, под воздействием процессов мировой глобализации и экономической интеграции открываются границы для движения трудовых ресурсов, капитала, товаров и, естественно, есть дельцы, желающие завладеть лакомым куском не вполне законным путем.
Борьба с такими горе-предпринимателями ведется во взаимодействии с нашими зарубежными коллегами. В частности, ДФР налажены достаточно тесные связи с коллегами из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной фискальной службы Украины, а также Главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Республики Армения.
Борьба с такими горе-предпринимателями ведется во взаимодействии с нашими зарубежными коллегами. В частности, ДФР налажены достаточно тесные связи с коллегами из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной фискальной службы Украины, а также Главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Республики Армения.