Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Почти год, с 1 июля 2016 года, белорусские плательщики работают с электронными счетами-фактурами по НДС. Все это время МНС проводит активную разъяснительную работу по использованию электронных счетов-фактур. Во время онлайн-конференции представители МНС расскали о тех вопросах, которые возникают у плательщиков при работе с ЭСЧФ, и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА, касающиеся применения ЭСЧФ, а также порядка исчисления и вычета НДС, заполнения налоговой декларации.
Участники:
Вопросы конференции
По состоянию на 1 апреля 2017 года в Беларуси состоит на учете 86 882 плательщика НДС, из них 66 845 – организации, 20 037 – индивидуальные предприниматели. Практически все плательщики прошли регистрацию на Портале. Исключение, пожалуй, составляют плательщики, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и находящиеся в стадии ликвидации.
На 20 июня в системе зарегистрировано 136 868 пользователей (у отдельных плательщиков несколько пользователей), которыми подано 105 млн 350 тыс. ЭСЧФ.
При выявлении по результатам камерального контроля отклонений, предусматривающих доплату сумм НДС (уменьшение сумм к возврату), налоговый орган направляет плательщику уведомление об установленных отклонениях и необходимости внесения соответствующих исправлений в декларацию по НДС либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах таких отклонений.
Несоответствия, выявленные при проведении камерального контроля, обусловлены несколькими причинами.
Зачастую плательщик, обнаруживая ошибку в выставленном ЭСЧФ, инициирует аннулирование ЭСЧФ и выбирает "текущую" дату аннулирования, которая позже, чем дата свершения операции (строка 3 исходного ЭСЧФ), после чего выставляет "новый" исходный ЭСЧФ за тот же период. Таким образом, в системе за один отчетный период по одной и той же хозяйственной операции действуют два ЭСЧФ;
Допускаются ошибки при управлении вычетами. Например, при ввозе товаров из стран дальнего зарубежья (кроме государств - членов ЕАЭС) не проставляют признак "Отложенный вычет", если вычет ограничен положениями указа № 99 "О взимании налога на добавленную стоимость", и в строке 3 импортер указывает дату выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При заполнении ЭСЧФ неверно выбираются статусы поставщика и получателя. Например, при ввозе товаров вместо статуса "Покупатель" выбирают статус "Покупатель объектов у иностранной организации" или вместо статуса "Посредник" выбирают статус "Продавец".
При выборе ставки выбирают тип "расчетная ставка", но значение указывают 20% или 10% и так далее, полагая, что этот ЭСЧФ при камеральном контроле попадет в оборот по ставке соответственно 20% или 10%. При камеральном контроле такой ЭСЧФ соотносится с показателями, отраженными по строке 10 "По операциям по реализации товаров по розничным ценам" декларации по НДС.
Неверно заполняют графу 12 "Дополнительные данные" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" в разделе товарных строк ЭСЧФ. Например, при экспорте заполняют признак "Реализация за пределами", при этом ставку выбирают "Без НДС", что по данным камерального контроля относит такой ЭСЧФ к строке 9 "По операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь" декларации по НДС вместо оборотов по ставке 0% (строка 6 декларации по НДС). Или при экспорте заполняют признак "Освобождение от НДС", при этом ставку выбирают "Без НДС", что, по данным камерального контроля, относит такой ЭСЧФ к строке 8 "По операциям, освобождаемым от НДС" декларации по НДС вместо оборотов по ставке 0% (строка 6 декларации по НДС).
Этих ошибок можно было бы избежать, если бы плательщик перед созданием ЭСЧФ изучил порядок его заполнения, изложенный в главе 5 Инструкции № 15, применительно к каждой из указанных ситуаций. Кроме того, образцы заполнения ЭСЧФ размещены на сайте МНС в разделе "Электронные счета-фактуры".
ЭСЧФ с 1 января 2017 года является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы (п. 4 ст. 106-1 НК).
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.
Порядок применения мер административной ответственности изложен в пункте 3 письма МНС от 29 декабря 2016 года №2-1-9/02509 "О применении электронных счетов-фактур по НДС", которое размещено на сайте МНС в разделе "Электронные счета-фактуры".
С 1 января 2017 года налоговые вычеты по НДС производятся только на основании ЭСЧФ.
В 2018 году будет сохранен общий срок выставления (направления) ЭСЧФ (10-е число), что позволит получателю ЭСЧФ осуществить сверку, обработку, подписание входящих ЭСЧФ и формирование налоговой декларации (расчета) по НДС.
С 2018 года сроки выставления ЭСЧФ, направляемых плательщиком на Портал, будут продлены до 20-го числа. Это касается экспортно-импортных операций, реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, реализации товаров по «расчетной» ставке НДС, реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах республики.
В рамках проводимой работы по совершенствованию работы АИС «Учет счетов-фактур» будет внедрен механизм автоматического проставления даты наступления права на вычет с учетом избранного субъектом хозяйствования отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал), периода подписания ЭСЧФ и установленного законодательством срока предоставления декларации.
Дополнительно МНС прорабатывает вопрос предоставления права индивидуальным предпринимателям определять факт реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а значит начислять НДС и выставлять ЭСЧФ по дате отгрузки без привязки к поступлению оплаты.
Да, переносится.
В данной ситуации происходит изменение арендной платы, поэтому корректировку (увеличение платы) следует произвести путем выставления дополнительного ЭСЧФ со ссылкой на исходный с указанием разницы, на которую изменяется плата.
В рассматриваемой ситуации покупатель, подписав в июне 2017 года исправленный ЭСЧФ, в котором в качестве даты совершения операции указана январская дата, а даты аннулирования исходного ЭСЧФ - январь 2017 года, не утрачивает право на вычет за январь, так как исправление связано с корректировкой номера договора и не изменяет отчетный период, в котором совершена операция, а также стоимостные показатели.
Следует использовать второй вариант. При этом если поставщиком начато аннулирование (исправление) ЭСЧФ и получатель подтвердил аннулирование (исправление), то получатель, независимо от периода, в котором он подтверждает аннулирование (исправление), не утрачивает основание на вычет суммы НДС, указанной в аннулированном ЭСЧФ, при условии получения и подписания ЭЦП "нового" ЭСЧФ от поставщика, в котором дата совершения операции (строка 3 ЭСЧФ) соответствует дате совершения операции по ранее аннулированному ЭСЧФ, а также указаны верные статусы поставщика и иные необходимые сведения.
Если "новый" ЭСЧФ подписан получателем ЭЦП после завершения отчетного периода, в котором выполнены условия, установленные НК (ч.6 п.6 ст.107) для осуществления вычета сумм НДС, получателю не следует производить управление вычетами, предусмотренное ч.3 подп.26.11 п.26 Инструкции №15, так как получателем изначально выполнены обозначенные условия при своевременном подписании исходного ЭСЧФ. Посредством аннулирования (исправления) в данном случае осуществляется исправление ошибки, допущенной плательщиком, выставившим ЭСЧФ, в связи с чем получатель не утрачивает основание на вычет суммы НДС с даты совершения операции, указанной в исходном ЭСЧФ. В таком случае по данным камерального контроля у поставщика (по налоговой базе и сумме исчисленного НДС) и у получателя (по сумме налоговых вычетов) отклонения будут отсутствовать.
При использовании таких статусов камеральный контроль покажет отклонение по строке 13 "Налоговая база и суммы НДС, подлежащие уплате при приобретении объектов у иностранных организаций" декларации по НДС.
Вычет за апрель возможен, если информация в ЭСЧФ позволяет идентифицировать создание этого ЭСЧФ в рамках операции, связанной с ввозом товаров с территории Российской Федерации и определением суммы ввозного НДС. Например, присутствует информация о реквизитах заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, проставлен признак в разделе 6 "Ввозной НДС", а также данное подтверждается пояснениями плательщика.
Для исключения расхождений по данным камерального контроля необходимо исправить статус получателя в ЭСЧФ. Сделать это можно, только аннулировав направленный на Портал ЭСЧФ. При аннулировании необходимо выбрать дату аннулирования, равную дате совершения операции исходного ЭСЧФ. Затем необходимо выставить "новый" исходный ЭСЧФ с правильными статусами по правилам п.42 Инструкции №15. В строке 3 необходимо указать дату наступления права на вычет, равную последнему дню соответствующего отчетного периода, в котором сумма НДС будет подлежать вычету в соответствии с законодательством - в рассматриваемой ситуации это 30 апреля 2017 года, - и управлять вычетами плательщику в отношении этого ЭСЧФ после направления его на Портал не требуется. Рекомендуем также в строке 31 "Дополнительные сведения" ЭСЧФ указать информацию о ранее выставленном по данной операции ЭСЧФ с указанием его номера.
При подаче уточненного заявления о ввозе ему будут присвоены плательщиком новые номер и дата, которые не будут соответствовать реквизитам заявления о ввозе, указанным в исходном ЭСЧФ. Поэтому плательщику необходимо создать исправленный ЭСЧФ, в котором указать дату аннулирования исходного ЭСЧФ (строка 5.1), равную дате совершения операции (строка 3) исходного ЭСЧФ.
Так как исходный ЭСЧФ был выставлен на Портал и уплата ввозного НДС произведена своевременно, а сумма НДС к уплате по уточненному заявлению не меняется, то вычет, примененный плательщиком в месяце принятия импортированного товара на учет, сохраняется.
Уплаченные плательщиком при ввозе товаров в Беларусь суммы НДС признаются налоговыми вычетами (пп.2.2 п.2 ст.107 НК). Суммой НДС, уплаченной при ввозе товаров, признается сумма НДС, уплаченная в бюджет при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п.3 ст.107 НК).
Таким образом, если плательщиком ЭСЧФ выставлен на Портал своевременно, принять к вычету уплаченную 31 мая 2017 года сумму ввозного НДС по товару (предназначен для собственного производства), выпущенному таможенным органом 2 июня, можно будет только в декларации по НДС за январь-июнь (если отчетный период – календарный месяц) или за второй квартал 2017 года (если отчетный период – календарный квартал).
Вправе, при условии, что покупателем не был подписан исходный ЭСЧФ (п.29 Инструкции №15).