В Беларуси коллекционеров экслибрисов – считаные единицы. Увлечение малой графикой, как считают искусствоведы, – удел особой "касты", среди которой немало бизнесменов, творческой и интеллектуальной элиты. Ценители в книжных знаках важное общественное, книговедческое явление, предмет художественной культуры, выражение эпохи. Беседуем с известным белорусским коллекционером, библиофилом, "энциклопедией" отечественной графики Олегом Судленковым о том, что привлекает в миниатюрах, многие из которых не просто элементы книжной графики, а шедевры.
Олег Александрович, ваше увлечение родом из СССР, где сформировалось особое отношение к книге и книжной графике, а значит, и к искусству экслибриса?– Безусловно! Поэтому в Советском Союзе в большом количестве издавалась специальная литература, защищали даже кандидатские диссертации на эту тему. В то время я познакомился с крупным коллекционером Сергеем Фортинским, автором одной из лучших книг по советскому экслибрису и правнуком известного российского архиепископа. Он жил в Москве напротив белорусского постпредства, сейчас там расположено наше посольство.
По вторникам к нему домой вечером любой мог прийти без приглашения. Гости хвастались своими находками, консультировались, что-то обсуждали. В его домашнем салоне соблюдали правила высшего света. Что бы ни говорили, но коллекционеры экслибрисов – это элита общества. Причем интеллектуальная. Раз в месяц у Сергея Петровича собирались члены избранного общества и разбирали какое-то художественное произведение, например "Анну Каренину". Один рассказывал неизвестные подробности романа, другие вступали в дискуссию.
И у нас в Минске на улице Калинина работал книжный магазин, где тоже кипела интеллектуальная жизнь. Почти каждую неделю сюда приходили писатели, художники, издатели и обсуждали новинки из мира искусства. Кстати, в 1970 году в Беларуси создали общество коллекционеров и художников экслибриса, и с той поры к этому культурному феномену приковано особое внимание увлеченных этой темой людей.
Выходит где-то больше 30 евро за экземпляр
Где-то вычитала, что на вопрос об экслибрисе кто-то из молодых ответил, что это жанр циркового искусства. Не могли бы вы популярно объяснить, что это такое и как выстраиваются отношения между заказчиком книжного знака и художником?
– Гравюра – это оттиск или отпечаток с клише или печатной формы, вырезанной художником на металле, дереве, пластике или линолеуме. Гравюры, например, печатаются способом высокой печати, когда на выпуклые места, которые мастер оставляет нетронутыми, наносится краска и под давлением переходит на бумагу. Готовый экслибрис наклеивается на книгу, хотя многие коллекционеры хранят его в виде листа. Художник печатает тираж, который зависит от техники. Стандартный – 50, а иногда и до 100 экземпляров. При заказе оговариваются три вещи: стоимость, тираж и тема. При этом существует четкое правило – по закону художник имеет право оставить себе 12 оттисков сверх тиража, которые запрещено продавать, а можно только дарить или представлять на выставках.
Сколько стоит подобное удовольствие?
– Относительно дорого, в среднем цена одного экслибриса – 10 евро. А некоторые известные художники берут 3000 евро за тираж в 90 штук, то есть выходит где-то больше 30 евро за экземпляр. Гравюрная техника изумительная! В ней работают "ювелирные" мастера. Был такой знаменитый художник Альбин Бруновский в Словакии. При жизни его работы ценились в 50-60 долларов за оттиск. А когда умер, цена взлетела в десять раз, и не найдешь еще.
Это вполне объяснимо, ведь чем старше графика – тем дороже…
– Не всегда. Лет 30-40 назад дореволюционные российские экслибрисы ценились очень высоко. А сейчас работы таких великолепных современных художников-графиков, как Яковенко, Сустов или Калинович, стали стоить дороже, чем дореволюционные и даже многие более старые. Года четыре назад я выменял экслибрис XV века на современный без какой-либо доплаты.
В Беларуси коллекционеров гравюр нет, а граверы великолепные есть!
В Беларуси есть крупные экслибрисисты?
– С точки зрения мастерства наши граверы, думаю, в первой пятерке стран, где занимаются экслибрисом. А есть еще Болгария, Украина, Россия… На вершине этого искусства такие выдающиеся художники, как Юрий Яковенко, Геннадий Вяль, Лев Алимов, Роман Сустов, Иван Русачек. Парадоксальная ситуация: в Беларуси коллекционеров гравюр нет, как нет и пропаганды этого искусства, а граверы великолепные есть! И они работают на западного заказчика, где не только частные лица, но и солидные музеи считают за честь иметь у себя подобные коллекции.
По какому принципу отбираются экспонаты?
– По-разному: одни собирают по определенной тематике, другие – по эпохам, третьи – по техникам исполнения. Самые распространенные темы – эротика, пушкиниана, Дон Кихот. Некоторые коллекционируют, например, работы в технике меццо-тинто, так называемая "черная манера": она чрезвычайно трудоемкая, при этом все процессы выполняются вручную. Художник как будто достает, вытаскивает изображения из кромешной тьмы. Такие гравюры напоминают порой старые фотографии.
В моей коллекции сейчас – около 5000 экземпляров
Вы, наверное, знакомы с людьми, которые имели огромные коллекции?
– Количество не всегда означает качество. Однажды судьба свела меня с профессором, членкором Академии наук СССР Алексеем Сидоровым, который собирал экслибрисы на протяжении более полувека. В его коллекции было всего 11 тысяч экземпляров. В то время как у Иосифа Шапиро, жившего в Вильнюсе, она насчитывала 150 тысяч экземпляров. А самая крупная коллекция в США – более 300 тысяч экземпляров. Зато в коллекции Сидорова были работы многих выдающихся западных и русских мастеров, которые в 1968 году он передал в дар Третьяковской галерее и Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
На первом этапе я, погнавшись за количеством, брал буквально все, где было написано слово "экслибрис". И достаточно быстро у меня уже скопилось несколько тысяч оттисков. Затем решил, что все-таки надо ограничиться только лучшими, отборными, первоклассными. В технике экслибриса творили такие великие художники, как Лукас Кранах Старший, Матисс, Пикассо, Фаворский. Смотришь на их работы и понимаешь, что перед тобой действительно шедевры. И я начал собирать не по сюжетам или по эпохам, а по авторам, выбирая самые достойные образцы. В моей коллекции сейчас – около 5000 экземпляров, среди которых 500 – Яковенко, почти весь Вяль и Алимов, братья Евгений и Валентин Тихановичи. Что-то покупаю, что-то меняю. Без ложной скромности скажу, что у меня коллекция превосходная.
Олег Александрович, а не кажется ли вам, что вы – последний из могикан, что мода на экслибрисы, как и увлечение книгами, уходит на второй план?
– Настоящее произведение искусства переживет и нас с вами, и века. Истинным ценителям красоты духа, людям, обладающим тонким вкусом и наделенным чувством прекрасного, ничто и никогда не заменит книги. Почему англичане не задают вопроса, из-за чего так важен Шекспир или Диккенс? Почему французы так истово изучают свою литературу и до сих пор издают Франсуа Вийона? Иногда слышу у нас разговоры, мол, а зачем нам Колас, Купала или Короткевич… Без наших классиков мы будем блуждать, как слепец в ночи. Они делают наш мир осмысленнее, добрее, кричат человечеству о доброте, надежде и настоящей любви. Только через хорошие, вечные книги сумеем понять, кто мы, зачем пришли в это мир и где наши истоки.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 Дней", фото из личного архива героя.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Вы знаете, как создают декорации к спектаклям? Узнали у художника Вячеслава Окунева
Когда мрамор оживает. Белорусский скульптор поделился тонкостями мастерства
Соломой по бумаге. Как белорусская рукодельница создает уникальные картины с 3D-эффектом