В стенах Дворца Республики 25 февраля собрались почитатели творчества известного журналиста Владимира Познера. "Так совпало, что в Минск в этот день одновременно приехали два Владимира Владимировича", - пошутил Познер.
Белорусская столица встречала мастера разговорного жанра аншлагом. Белое кресло, темная сцена и красные носки хозяина сцены - три детали, которые бросались в глаза в первые минуты выступления. К слову, кресло долго оставалось лишь декорацией к происходящему, так как Познер присел в него спустя два часа общения - ближе к концу вечера.Практически с порога Владимир Владимирович заявил, что 25 февраля - первая серьезная встреча со зрителями в Минске. Он редко бывал в белорусской столице и каждый раз не больше дня. Также Познер предупредил, что не стоит воспринимать заявленный в афише формат "творческий вечер" буквально, так как он ни танцевать, ни петь не собирается. Выступление состояло из двух частей: автобиографического монолога и ответа на вопросы зрителей.
Наиболее искренней и эмоциональной оказалась вторая часть, ради нее и стоило приходить на творческий вечер. Во время ответов Познер настолько преобразился, что сложно было поверить - этому человеку уже 81 год. Он искрометно шутил, импровизировал и отвечал на зрительские просьбы, например, жал руку тем, кто давно об этом мечтал. Первая записка зала пришла на белорусском языке. Владимир Владимирович среагировал: "не владею" и "мой родной язык - французский", но все-таки прочитал вопрос по-белорусски. За время вечера из уст журналиста прозвучало много откровений.
О журналистике
Познер окончил биофак МГУ и собирался "открывать тайны человеческого мозга", но в итоге оказался "безобразником" и стал журналистом. О своем решении он ни разу не пожалел, так как "самое большое наше несчастье, что мы занимаемся не своим делом". А он вовремя понял, что наука не его дело.
С высоты своего опыта он не советовал бы никому поступать на факультет журналистики. Владимир Владимирович убежден: нельзя научить человека быть журналистом, как нельзя научить быть художником. Это образ жизни.
Познер также сказал, что в какой-то момент дал себе обещание, служить своей аудитории и стремиться быть максимально объективным, приводить разностороннюю информацию. В этой связи он признался, что против оппозиционной журналистики, потому что в этом случае журналисту нужно транслировать чужую точку зрения, а не свою.
О передаче с Земфирой и не только
На вопрос из зала, сожалеет ли Владимир Познер о программе с Земфирой, журналист ответил: "Нет". Но зато отметил, что сожалеет о программах с Ургантом и Жванецким. У этих людей ему было сложнее всего брать интервью из-за слишком дружеского к ним отношения.
На предложение позвать в передачу Светлану Алексиевич он ответил так: "Писательница редко бывает в Москве. Но в отношении нобелевской лауреатки действует открытое приглашение - в тот самый момент, когда она захочет прийти, она придет".
О Леонардо да Винчи
Интервью Познер мечтал бы взять у Леонардо да Винчи. А вот, какой был бы его первый вопрос к итальянскому художнику и изобретателю, он не сказал. "Я хоть и атеист, но не хочу, чтобы да Винчи заранее узнал, о чем я буду спрашивать", - аргументировал свою скрытность журналист.
Из ныне живущих мастер слова хотел бы взять интервью у Президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко. Однако считает, что вряд ли политики на это согласятся.
О зубастых акулах
Журналист признался, что раньше очень боялся летать. Из-за этого он даже чуть не бросил любимую профессию - ведь ему нужно было совершать по работе много перелетов. "Я держал самолет. Не спал на протяжении всего полета, думая, что как только я усну - произойдет катастрофа". Этот страх внезапно пропал, зато появился страх перед акулами. На глазах у журналиста однажды акула откусила руку моряку. "Теперь в самолете я думаю о том, что спасусь при крушении, но упаду в океан и уже там меня съест акула", - поделился хозяин сцены.
О 30-летних и развитии
Развитие - это жажда познания. Даже у детей один из самых важных вопросов: "Почему?". И деградация начинается тогда, когда человек перестает задавать этот вопрос.
Мир меняется. Техника, интернет очень сильно на нас влияют. Влияют на манеру писать, искать информацию. Сейчас все просто - нажал на кнопку и получил информацию. Точную или нет - это уже другой вопрос. Кроме того, люди становятся похожими друг на друга, едят одно и то же, одеваются похоже. Вне зависимости от страны и города.
На зрительский вопрос, как ощущал себя журналист в 30 лет, Познер ответил: "Это отличный возраст. В это время вы физически в полном порядке и при этом вы уже зрелый человек. 30 лет - это рассвет. Но и это уходит, как и все в мире".
О француженках и искусстве жить
Важно овладеть искусством жить. Каждый день - он единственный и другого такого уже не будет. Нужно получать удовольствие от каждой минуты, не говорить "завтра", а радоваться от встречи с друзьями, от общения с семьей, от работы. Этому можно поучиться у французов.
Говоря о француженках, Познер рассказал анекдот. Возвращается как-то француженка раньше времени домой и застает мужа с молодой любовницей. Супруг получает разрешение на последнее слово, чтобы объясниться. "Понимаешь, я нашел ее на улице, шел дождь, она была так несчастна. Я привел ее к нам домой. Накормил спагетти, от которых ты отказываешься, потому что боишься испортить фигуру. Затем отдал ей твои джинсы, которые ты не носишь, потому что они слишком плотно сидят на фигуре. Отдал ей твою блузку, которую ты не надеваешь из вредности, потому что ее подарили мои родственники. И наконец она взяла твои очень дорогие сапоги, которые я тебе подарил, но ты их не носишь, потому что у коллеги на работе такие же. Когда я проводил ее к порогу, она спросила: "Может быть, у вас есть еще что-нибудь, от чего отказывается ваша супруга?".
О матриархате
Если бы к власти приходили женщины, то войн было бы намного меньше, сказал Познер. По его словам, женщины менее агрессивны. Поэтому при матриархате мир был бы спокойнее.
За время творческого вечера Познер ответил на десятки вопросов. Они касались геополитики, любви к своей стране, человеческого счастья. Ближе к концу минской встречи он признался, что, увидев такой полный зал, даже растерялся. "Я совершенно не ожидал, что вас будет столько. Честно. Без кокетства. Я не очень понимаю, как это возможно. Вот если бы я был выдающийся артист, а я всего лишь журналист, пусть и известный журналист. Перед поездкой в Минск я боялся (и не меньше, чем акул), что не будет контакта с залом. Знаете, мне говорили, что белорусы… не очень заводные. Поэтому переживал, вдруг будет тяжелое молчание. Но все страхи оказались напрасными". Познер поблагодарил Минск за теплый прием и сказал, что он очень ценит подобное общение со зрителями, что для него это не менее важно, чем для его поклонников. "Важно, что моя работа имеет для вас смысл. Вот за это вам огромное спасибо", - заключил журналист.
Зрители аплодировали "Легенде журналистики" стоя, после чего направились занимать очередь за автографами. Еще во время выступления Познер попросил присутствующих "проявить гуманизм" и не просить фотографироваться с ним, но пообещал подписать все книги. В последние 20 минут концерта их стали приносить к краю сцены одна за одной. К финалу образовался "небольшой книжный магазин".
Несмотря на долгое выступление (оно длилось почти 2,5 часа) без внимания мастера журналистики никто не остался. Ну а зрители одарили в ответ Познера целыми охапками цветов.
Елена САХАРЧУК,
Фото Оксаны МАНЧУК