"Тема космоса для меня стала пожизненной. Без нее я жить не могу. Как бы ругали, не ругали, но я предан этой тематике, потому что верю в новые космические полеты. Я верю в будущее. Я верю в "А что же там, за земной орбитой?" - говорит скульптор, народный художник Беларуси Иван Миско.
Почему-то с детства я все время искал, думал - залазил на деревья, на крышу, на горки высокие, - меня интересовало, где всходит солнце, как всходит солнце. Я потом бросил это, потому что убедился: там, где-то за лесом. Пошел утром за лес, далеко. Оказывается, там еще дальше лес. И я никак не мог сообразить, что земля круглая, - где найти этот источник?
Мало того, я собрал таких же пацанов, как и я. Взяли лопаты, стали копать, потому что меня интересовало: а что там, с той стороны Земли? Копали, копали, пока нас жестоко не наказали, не сказали: "Киньте заниматься своей дуростью этой".
Доставал угли и рисовал на печи
Я еще не поступил учиться, но рисовать-то начал с семи лет. В доме у нас (и по сегодня дом сохранился еще) была огромная русская печь, и мать ее всегда белила вапной или каким-то мелом. И когда родители куда-то выходили, я руку задвигал туда, в эту печь, доставал угли и не столько рисовал, сколько мазал какие-то пейзажики, непонятные фигурки. И ждал, пока родители меня накажут, отлупят, критику наведут. Но почему-то родители все время молчали.
Однажды, сосед, придя к нам, спросил:
- Ну а хто гэта тут так добра намаляваў?
А мать говорит:
- Так гэта мой Ванька.
- Які Ванька?
- Да вось, сынок.
- Ну так, можа, ён будзе мастаком?
- Можа, будзе.
Как-то, сидя у этой печки, мой дед рассказал, как он поехал свататься. Говорит, была зима, трескучий мороз. Покушали, закусили, сели в сани и поехали к невесте. К какой невесте или в какую деревню - я не помню этого. Приехали туда, распрягли лошадку, а жениха в санях не оказалось, он выпал по дороге. И дед мне мой говорит: "Мне так было стыдно! И второй раз я не поехал свататься". Я так сегодня уже думаю: какой дед был умный, хотя и неграмотный. Хорошо, что он не поехал до этой невесты. А был бы ли мой отец Яким, сын моего деда, и был бы ли я…
"Я же сильный мужчина, а должен тут на какой-то плоскости что-то красить"
Поступал на живописное отделение. Я не знал, что такое скульптура. И когда попал в класс, где лепят, подумал: я же здоровый, сильный мужчина, а должен тут на какой-то плоскости что-то красить. И больше не вернулся, перешел.
"Среди этих углей я нашел скульптурный портрет"
Придя домой - я жил тогда на Чижовке - включил приемник и услышал голос диктора: "Сегодня трагически оборвалась жизнь первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина". А на следующий день в художественном музее, где я тогда работал, под звуки траурной музыки (у меня были фотографии, я собирал коллекцию) начал лепить скульптурный потрет Юрия Алексеевича Гагарина. И в течение одного дня я работу выполнил.
Перевел ее в гипс и в хороший солнечный день вынес это все на улицу, поставил на треножник, чтобы солнечные лучи прогрели и просохло все. Во второй половине дня неожиданно во дворе был пожар. Когда пришел назад, в музей, увидел пожарные машины, дым. Я сказал: "Тут стоял портрет Юрия Алексеевича Гагарина", - и мы начали баграми разгребать головешки, обгоревшее все, и среди этих углей я нашел скульптурный портрет. Взял его бережно - вместо белого он был весь обгоревший, черный - и занес к себе в комнату.
Он долго-долго стоял, я не знал, что с ним делать. Потом, когда получил эту мастерскую, где мы с вами находимся, приступил к реставрации. Но этот запах гари в скульптурном портрете гипсовом по сегодняшний день существует.
И когда я рассказал историю создания, Анна Тимофеевна (мать Юрия Гагарина. - Прим. ред.) тогда мне сказала: "Я бы очень хотела, чтобы этот портрет находился на родине Юрия. Потому что судьба портрета и судьба Юрия так схожи". Я с чистой душой выполнил просьбу.
"Анна Тимофеевна Гагарина, сидящая на скамейке в ожидании сына"
Когда был открыт мемориал в Жодино, приехала Анна Тимофеевна, чтобы поклониться мужеству сынов. Я был свидетелем встречи, и именно она дала толчок на то, чтобы вылепить скульптурную композицию. Мне все время говорили: "Надо сделать так, чтобы увековечить матерей". Один из эскизов у меня сохранился: Анна Тимофеевна, сидящая на скамейке в ожидании сына.
Эта спортивность, выправка космонавта - ну, это совсем другие люди
Я одно время очень еще увлекся масками. И маски с космонавтов снимал, с Олега Новицкого две снял. Или перед полетом, или в первый год после космического полета. Эта спортивность, эта его выправка - ну, это совсем другие люди. Сегодня бы с них маски уже не сделал бы. Девиз мой - не откладывай на завтра. Если есть возможность сегодня, то - сегодня. А то можешь подумать: я приду завтра, завтра сделаю. Поздно!
Новая работа, которую я с Олегом Викторовичем согласовал, называется "На старт". Он посмотрел и сказал: "Хорошо". Но дорога на старт - это сложная дорога. Она не укрыта дорожкой хорошей, асфальтами, цветами. Это трудный космический путь, путь будущий. И у каждого своя дорога.
| Подготовила Анна ЛИСИЦА по видео БЕЛТА, скриншоты видео.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Исповедь нервного рефлексирующего мужчины. О чем Тарковский говорит в своих фильмах?
Искали нити и станок по всему миру, молились Радзивиллам. Как возрождали слуцкие пояса
Знаете, что такое экслибрис? Узнали, сколько он стоит и кто коллекционирует эти гравюры